КОПИЯ
2-2383/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2013 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Куц Е.В.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению МОО о признании незаконным решения Администрации г.Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
МОО. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г.Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м. для садоводства, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании Администрации г. Томска в течение ... недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка адресу: <адрес>, площадью ... кв.м, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявления указано, что заявитель обратился в Администрацию г. Томска с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу для садоводства. К заявлению были приложены все необходимые документы. Администрация г. Томска приняла решение об отказе в удовлетворении данного заявления, так как земельные участки предоставляются в порядке очередности в соответствии со списками граждан, нуждающихся в получении садовых участков, оформив его письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель полагает данный отказ неправомерным, поскольку в соответствии с земельным законодательством предоставление земельных участков в порядке очередности возможно в случае, когда земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет самой Администрацией г.Томска. Заявитель же обращался с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью самостоятельно сформировать земельный участок и поставить его на кадастровый учет.
В судебное заседание заявитель не явился, был извещен о дате и времени процесса, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Администрация г. Томска в процесс своего представителя не направила, была извещена о времени и месте его проведения, надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.
В силу положений ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст.13 Гражданского кодекса РФ и п.6 Постановления Пленума Верховного суда № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1. ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009 № 2 (в ред. от 09.02.2012):
- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций,
- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению,
- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Администрацию г. Томска с заявлением № об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м для садоводства.
В ответ на данное заявление Администрацией г. Томска в адрес заявителя направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором вопрос о предоставлении либо не предоставлении земельного участка не разрешался.
Данным письмом заявитель извещается о том, что земельный участок по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м, после его формирования администрацией г.Томска в установленном порядке, будет предоставлен для садоводства в порядке очередности в соответствии со списком граждан, нуждающихся в получении садовых земельных участков, который ведет департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска.
Заявителю даны разъяснения по порядку постановки на учет в список граждан, нуждающихся в получении садовых земельных участков.
Указано, что заявителю необходимо обратиться в департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска с соответствующим заявлением с приложением документов, подтверждающих место жительства в границах муниципального образования «город Томск».
Таким образом, ответ Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № отказом в образовании и предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м, не является, поскольку носит информационный характер.
Из анализа представленных доказательств следует, что Администрацией г. Томска в месячный срок решение о предоставлении либо непредставлении земельного участка заявителю не принято, в связи с чем имеет место бездействие Администрации г. Томска, которое заявителем не оспаривается.
Таким образом, данный Администрацией г. Томска ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, не являясь отказом в образовании и предоставлении в собственность заявителя земельного участка по вышеуказанному адресу, не влечет правовых последствий и не может нарушать прав заявителя.
Решением Думы г.Томска от 27.11.2007г №687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (ред. от 14.08.2012, с изм. от 11.12.2012) (далее - Правила).
Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» являются действующим нормативным правовым актом, который устанавливает территориальные зоны, градостроительные регламенты на территории г.Томска.
Испрашиваемый земельный участок находится в зоне ... - это зона садоводств и дачных участков.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
В соответствии с Постановлением Мэра города Томска от 27.12.2007 № 861 «Об утверждении регламента подготовки документов для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства» департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска осуществляет регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных, дачных земельных участков.
Таким образом, администрация города Томска вправе предоставлять земельные участки гражданам, нуждающимся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, и стоящих на соответствующем учете.
Ненормативный муниципальный акт - решение, носящее индивидуально-разовый, индивидуально определенный характер и принимаемое в основном по организационно-распорядительным вопросам.
На основании ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В связи с тем, что оспариваемый заявителем ответ Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № не нарушает права и законные интересы заявителя, судом не установлено, что указанным ответом на заявителя незаконно возложена какая-либо обязанность, основания для удовлетворения требований заявителей отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления МОО о признании незаконным решения Администрации г. Томска об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании Администрации г. Томска в течение ... недель утвердить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м. на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № для выполнения кадастровых работ, ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение не вступило в законную силу
Оригинал находится в деле № 2-2383/2013 Советского районного суда г. Томска