Петрозаводский городской суд Дело № 12-777/17-24
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
Р Е Ш Е Н И Е
07 ноября 2017 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых Маргарита Николаевна, при секретаре Журковой М.О., рассмотрев жалобу Государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Карелия «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС») на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) № от 28.09.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Карелия «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям», ИНН 1001047437 КПП 100101001, юридический адрес: наб. Гюлинга, д.11, г. Петрозаводск, Республика Карелия,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда ГИТ в РК № от 28.09.2017 ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 55000 руб.
ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» обратилось с жалобой на указанное постановление, в котором просит его отменить, указывая в жалобе, что по результатам проверки установлено, что работодатель не направлял водителя автомобиля фио1 в конце рабочего дня на послерейсовый медицинский осмотр, тем самым не обеспечил, в соответствии с установленными нормами, надлежащее исполнение ч. 3 ст. 213 ТК РФ, приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 г. № 835н (далее- приказ), п. 23 Федерального закона от 15.11.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». На момент вынесения Постановления к договору от 02.05.2017 № б/н о проведении предрейсовых медосмотров, заключено дополнительное соглашение от 17.08.2017 № б/н об оказании услуг на послерейсовые медосмотры, данный факт подтверждает исполнение требований предусмотренных Постановлением, т.е. нарушение устранено. Государственный инспектор, ссылаясь на п. 23 Федерального закона от 15.11.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, не представила доказательств по перевозке пассажиров автомобилем ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» или перевозке опасных грузов данным автомобилем, т.к. наличие грузового автомобиля не является подтверждающим фактором перевозки пассажиров. Основная деятельность водителя ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» заключается в перевозке руководителя учреждения в пределах города в связи со служебной необходимостью, т. к. данное транспортное средство «Газель» ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» не может осуществлять перевозку пассажиров в связи с отсутствием лицензии. Не проведение послерейсовых медосмотров не повлекло за собой последствий, и не носит существенный характер - существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Ранее, ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» к административной ответственности не привлекалось, надлежащим образом выполняет предусмотренные законом обязанности в отношении работников ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС», оспариваемое правонарушение совершено впервые, а также ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» является добросовестным работодателем.
Защитник юридического лица ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» Квашина А.А., действующая на основании доверенности, при рассмотрении дела, поддержала доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме, кроме того, полагала, что тот факт, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, свидетельствуют о малозначительности инкриминируемого учреждению административного правонарушения.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы и проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитываю, что жалоба подана в установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что в ходе плановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной с «04» августа 2017г. по «11» августа 2017 г. в ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» установлено что, учреждение
- в нарушение требований ч.2 ст. 22 ТК РФ не знакомит работников учреждения с принимаемыми локальными нормативными актами, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью работников;
- в нарушение требований ч.3 ст. 123 ТК РФ учреждение известило в письменной форме работников фио2, фио3, фио4, фио5 о начале ежегодного оплачиваемого отпуска согласно графика отпусков на 2017 позднее чем за две недели до его начала;
- в нарушение требований ч.2 ст. 57 ТК РФ работодатель не включил в трудовой договор № от 03.03.2017, заключенный с работником фио5, обязательное условие - условия труда на рабочем месте (в соответствии с результатами специальной оценки условий труда на рабочем месте);
- в нарушение требований ч. 2 ст. 212 ТК РФ и приказа №н от 01.06.2009 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации работодатель ведет не надлежащий учет, контроль выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
- в нарушение требований ч. 3 ст. 213 ТК РФ, приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 г. № 835н работодатель не направляет водителя автомобиля фио1 в конце рабочего дня на послерейсовый медицинский осмотр.
Работодатель обязан в соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, соблюдать требования трудового законодательства и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
Согласно ч.2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте является обязательным для включения в трудовой договор условием.
Исходя из пункта 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Вопросы, касающиеся прохождения работниками медицинских осмотров, урегулированы в ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время (ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения") определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями названного Закона. Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 7 п. 1 ст. 20 данного Закона).
В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров").
В ходе проверки, проведенной с «04» августа 2017г. по «11» августа 2017 г. был установлен факт нарушения ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» трудового законодательств.
События административных правонарушений подтверждаются протоколами об административном правонарушении и материалами проверки. Работодатель события административных правонарушений не отрицает.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановлением правильно установлено, что ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» имело возможность для соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, за нарушение которых частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Работодателю ничто существенным образом не препятствовало исполнить данные нормы трудового законодательства. Работодателем не предприняты исчерпывающие меры, направленные на недопущения обозначенных нарушений.
Согласно ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно ч.2. ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) ТК РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно ч.3 ст.4.4. КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
При таких обстоятельствах, действия ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» обоснованно квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оснований для признания указанных действий малозначительными не имеется, поскольку ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» были допущены нарушения требований законодательства о труде и охране труда, закрепленные в Конституции Российской Федерации и ТК РФ.
В силу статьи 212 Трудового кодекса РФ требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Таким образом, совершенное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения и не может быть признано малозначительным.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в игнорировании юридическим лицом требований законодательства в области охраны труда.
Назначенное наказание соответствует санкции ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление по делу существенных недостатков, влекущих их отмену или изменение, не имеет.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора труда ГИТ в РК № от 28.09.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Карелия «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд РК в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Н. Картавых