РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2016 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре – Ширяевой К.И.,
с участием: представителей истцов – Граната М.А., Сергеева А.В. по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, представителя заинтересованных лиц – Дубровской И.В. по доверенностям от Косовой М.Г., Слабенко В.Н., Пархимовича А.Н., Мясникова А.Г., Казачкова А.В., Орловой И.Е., заинтересованных лиц – Мясникова А.Г., Пархимовича А.Н., в отсутствие ответчика – представителя администрации муниципального района Ставропольский,
рассмотрев административное дело № 2а-3412/16 по иску Веркиной Екатерины Вячеславовны, Веркина Алексея Сергеевича к администрации муниципального района Ставропольский о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Веркин А.С., Веркина Е.В. обратились в Ставропольский районный суд с указанным заявлением и просили признать незаконным распоряжение администрации муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцам на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Истцы обратились к ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено распоряжение № об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1395 кв.м. Участок образован и поставлен на кадастровый учет с номером №. Но ответчик по собственной инициативе отменил распоряжение об утверждении схемы расположения участка и вернул истцам заявление. Считает указанное распоряжение незаконным, поскольку оно немотивированно, права истцов поставлены в зависимость от усмотрения ответчика.
В судебном заседании представители истцов заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, представили письменные возражения на отзыв ответчика. Представитель Сергеев А.В. пояснил, что суду не представлено доказательств тому, что дом истцов относится к числу многоквартирных, общее имущество отсутствует; ответчик самопроизвольно немотивированно отменил свое решение, нарушив права истцов, что недопустимо; детская площадка, о которой заявлено представителем заинтересованных лиц, не может приниматься во внимание, поскольку является самовольной постройкой и не оформлена.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал ранее представленные письменные возражения, согласно которым статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления его должностное лицо основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый органом местного самоуправления правовой акт. При принятии решения об отмене распоряжения администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка» администрация муниципального района Ставропольский Самарской области руководствовалась следующим. Образуемый путем перераспределения земель земельный участок площадью <данные изъяты> местоположение: <адрес> также как и исходный земельный участок, площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером: №, в соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью «Правил землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области» (ст. 30 ГрК РФ) расположен в территориальной зоне Ж2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами). Градостроительным регламентом, установленным в границах территориальной зоны Ж2, «многоквартирная жилая застройка» отнесена к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры многоквартирной жилой застройки. Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы. Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, многоквартирной жилой застройки, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Представитель заинтересованных лиц просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что гражданами Веркиным А.С. и Веркиной Е.В. проводятся мероприятия по увеличению площади земельного участка с кадастровым номером № (площадь <данные изъяты>) в порядке перераспределения путём присоединения земельного участка площадью <данные изъяты> На присоединяемом земельном участке находится детская площадка, относящаяся к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: <адрес> Данная детская площадка была построена и оборудована необходимым инвентарём за счёт собственных средств жильцов квартир вышеназванного многоквартирного жилого дома, что подтверждается представленными договорами поставки и монтажа детского игрового оборудования, договором укладки резинового покрытия детской площадки, товарными накладными и иными документами. Строительство детской площадки осуществлялось на земельном участке, ранее предоставленном администрацией муниципального района Ставропольский в аренду под благоустройство гражданину Абрамову А.А., который выступал заказчиком-застройщиком при строительстве многоквартирного жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: <адрес> В настоящий момент жильцы вышеуказанного жилого дома проводят необходимые мероприятия по оформлению земельного участка под детской площадкой, ранее предоставленного под благоустройство вышеназванного жилого дома и не переоформленного надлежащим образом в связи со смертью заказчика-застройщика, что подтверждается ходатайством и заявлением, направленными в администрацию муниципального района Ставропольский ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) и ДД.ММ.ГГГГ (вх. №), соответственно ранее заявления, поданного гражданами Веркиными. Таким образом, земельный участок, присоединяемый к земельному участку граждан Веркиных на текущий момент представляет собой оборудованную детскую площадку, построенную за счёт денежных средств жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и, следовательно, не может быть передан в собственность граждан Веркиных, так как это нарушает права и законные интересы жильцов дома.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что Веркину А.С., Веркиной Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>
Указанный участок постановлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ Веркин А.С., Веркина Е.В обратились в администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением о перераспределении земельных участков с КН № и КН № на основании на основании распоряжения главы муниципального района Ставропольский № «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Согласно указанной схеме, площадь присоединяемого земельного участка с КН № равна <данные изъяты>, площадь образуемого – <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истца возвращено заявление о перераспределении земельных участков в связи с изданием распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемое истцами распоряжение вынесено ДД.ММ.ГГГГ за № и содержит формулировку его вынесения – на основании ст.48 ФЗ № 131 от ДД.ММ.ГГГГ в целях самоконтроля отменить распоряжение администрации муниципального района Ставропольский № от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно ч.9,11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений ч.2 ст. 227 КАС РФ): об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
О нарушении прав истца, представителями заявлено о том, что истцами произведены траты в надежде на приобретение вновь образуемого участка, проведены кадастровые работы. Ответчик отменил свое ранее принятое решение без какого – либо мотивированного обоснования, что указывает на их принятие по усмотрению ответчика. Доводы заинтересованных лиц о многоквартирности дома считают необоснованными, поскольку им принадлежат блокированные дома, а не квартиры. Детская площадка также не может относиться к общему имуществу собственников дома на основании ч.1 ст.36 ЖК РФ, поскольку расположена вне участка. Общее имущество не может находиться за пределами участка, занятого домом либо предназначенного для его эксплуатации.
Анализируя изложенные нормы, а также установленные обстоятельства дела, суд считает, что администрация муниципального района Ставропольский Самарской области при принятии решения об отмене распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка действовала в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
В силуп.15 ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2013 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в т.ч., утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Согласно ст. 48 указанного Федерального Закона, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3)принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ (ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
В силу подп. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В соответствии с ч.1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ч. 9 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
При этом, согласно п. 4,5 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, ч том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на части земельного участка, желаемого к приобретению истцами, расположена детская площадка, возведенная жильцами квартир блокированного жилого дома по адресу: <адрес> Расположение на участке детской площадки подтверждаются данными публичной кадастровой карты, представленной заинтересованными лицами в судебное заседание, фотографиями участка, а также заявлением последних от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении участка им для размещения детской площадки.
Более того, земельный участок, в отношении которого отменено распоряжение об утверждении схемы его расположения, непосредственно примыкает к дома по указанному адресу и частично накладывается на вышеуказанную детскую площадку.
Суд не может согласиться с доводами представителей истцов о том, что дом по адресу: <адрес> не является многоквартирным, поскольку согласно п.п.1,2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Как установлено, истцы, как и заинтересованные лица проживают в квартирах, примыкающих друг к другу в блокированном доме.
По смыслу вышеуказанных норм не являются объектом индивидуального жилищного строительства жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Также установлено, что образуемый путем перераспределения земель земельный участок площадью <данные изъяты>., испрашиваемый истцами у ответчика, также как и исходный земельный участок, площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером: №, в соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью «Правил землепользования и застройки сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области» (ст. 30 ГрК РФ) расположен в территориальной зоне Ж2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами). Градостроительным регламентом, установленным в границах территориальной зоны Ж2, «многоквартирная жилая застройка» отнесена к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.11.3 ЗК РФ), элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы. Таким образом, в границах кварталов и микрорайонов, многоквартирной жилой застройки, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Выявив изложенное, администрация муниципального района Ставропольский в порядке самоконтроля приняла оспариваемое распоряжение.
Суд не представлено доказательств тому, что администрация при принятии оспариваемого решения вышла за пределы своих полномочий, нарушила порядок принятия оспариваемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:В удовлетворении требований административного иска Веркиной Екатерины Вячеславовны, Веркина Алексея Сергеевича к администрации муниципального района Ставропольский о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.09.2016.
Судья – подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья