Р Е Ш Е Н И Е дело №г.
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Игарский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре судебных заседаний ФИО2
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес>» о взыскании заработной платы.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес>» о взыскании заработной платы. Свои требования мотивирует том, что истец ФИО1 работает в МБУЗ «<адрес>» в должности санитарки на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу статей 133, 315-317 Трудового кодекса РФ организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны установить заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, начисляемых к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4611 рублей в месяц.
Таким образом, заработная плата работникам должна устанавливаться исходя из МРОТ, на сумму которого затем подлежат начислению районный коэффициент к заработной плате (60%) и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера (до 80%, в зависимости от времени работы конкретного работника в районах Крайнего Севера). Минимальная заработная плата в <адрес> для работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, должна составлять не менее 11.066,40 руб. в месяц.
В нарушение указанных норм законодательства работодателем ФИО1 с учетом всех выплат стимулирующего и компенсационного характера заработная плата начисляется и выплачивается не в полном размере.
За выполнение трудовых обязанностей работниками работодателем произведено им начисление заработной платы не в полном размере, в связи с чем сумма не начисленной заработной платы составляет перед ФИО1 за октябрь-декабрь 20ДД.ММ.ГГГГ,66 руб.
При расчетах не учитывались суммы, начисленные за выполнение обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, поскольку в соответствии со ст.60.2 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работником наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы, такая работа подлежит дополнительной оплате. Иное бы означало нарушение гарантированного ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации права работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 7) включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Ссылаясь на ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор <адрес> обратился в суд с иском на основании поступившего в прокуратуру от ФИО1 заявления о защите нарушенных трудовых прав.
Просит взыскать с МБУЗ «<адрес>» не начисленную и не выплаченную заработную плату в пользу ФИО1 в размере 6018,66 руб.
Помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования, заявленные в интересах истца, поддержал полностью по вышеизложенным основаниям. Просил их удовлетворить в полном объеме.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась о слушании дела извещена своевременно, надлежащим образом,. согласно заявлению, просит рассмотреть дело без ее участия, исковые требования, заявленные прокурором <адрес> в ее интересах поддерживает. по основаниям, указанным в иске. С расчетом не начисленной заработной платы согласна.
Представитель ответчика МБУЗ «<адрес>» о месте и времени рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась. Представила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования прокурора не признает.
В представленном в суд отзыве пояснила, что МБУЗ «<адрес>», в соответствии с Уставом, утвержденном и зарегистрированном постановлением <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ, является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием <адрес> для оказания услуг в сфере здравоохранения. Учреждение с 2012 года финансируется за счет средств, поступающих из Фонда обязательного медицинского страхования, с привлечением внебюджетных и других источников.Функции учредителя и собственника имущества МБУЗ «<адрес> от имени муниципального образования <адрес> в отношении учреждения осуществляет <адрес>.
Оплата труда работников МБУЗ «<адрес>» осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой работников бюджетных организаций, штатным расписанием, сметой расходов в зависимости от установленного разряда по оплате труда в соответствии с занимаемой должностью, уровнем образования и стажем работы. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органа местного самоуправления отнесены вопросы установления размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений. Органы местного самоуправления разрабатывают соответствующие тарифные ставки оплаты труда работников и порядок их применения. Начисление заработной платы осуществляется в соответствии с установленным разрядом, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифной ставки (оклада) 1 разряда районной тарифной сетки» и в соответствии с принятым и действующим на территории <адрес> Положением «Об оплате труда работников муниципальных учреждений» и Постановлением главы <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении районной тарифной сетки (оклада) первого разряда районной тарифной сетки на территории <адрес>».
В случае начисления работнику заработной платы за полный месяц с ДД.ММ.ГГГГ в размере ниже минимальной заработной платы, установленной в <адрес> – севернее рек <адрес>, 8.628 рублей, им производилась доплата до 8628 рублей на основании п.10 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений» (вместе с «Порядком формирования фонда оплаты труда по отраслям бюджетной сферы и учреждениям, учредителем которых является Совет администрации края» и п.2 прим.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений»). Исходя из этого, с ДД.ММ.ГГГГ работники получают заработную плату не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в размере 8.628 рублей на территории в <адрес> – севернее рек <адрес>
МБУЗ «<адрес>» не наделено полномочиями по изменению размеров тарифных ставок, межразрядных коэффициентов, определяющих сумму заработной платы работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности). Изменение и утверждение размеров тарифных ставок и межразрядных коэффициентов, определяющих месячную заработную плату работников муниципальных учреждений, является компетенцией районного Совета депутатов муниципального образования <адрес>.
Являясь муниципальным учреждением, МБУЗ «<адрес>» правомерно руководствуется в своей деятельности действующими правовыми актами федерального, регионального и местного уровня. С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> была установлена региональная выплата, при расчете которой под месячной заработной платой понимается заработная плата конкретного работника с учетом доплаты до размера минимальной заработной платы, установленного в <адрес> (в случае ее осуществления). Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Не действующими и не подлежащими применению вышеуказанные правовые акты признаны не были. Решение вопроса о соответствии или не соответствии правовых актов краевого (местного) уровня вышестоящим правовым актам не входит в компетенцию МБУЗ «<адрес>».
Таким образом, руководствуясь действующими правовыми актами, МБУЗ «<адрес> правомерно включало в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе, компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку).
Расчет недоначисленной заработной платы ФИО1 произведен прокурором <адрес> верно и МБУЗ «<адрес>» не оспаривается.
Просила в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать в полном объеме.
Третье лицо администрация <адрес> о слушании дела извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении исковых требований без участия представителя.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика и материальных истцов, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора <адрес>,, огласив и проанализировав представленные по делу доказательства в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.На основании п.п.1, 3 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.В соответствие с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений… Из материалов дела следует, что заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом иск прокурора заявлен на основании обращений истцов в прокуратуру <адрес> о защите нарушенных прав в сфере трудовых правоотношений. Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав истцов в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.Согласно ст.1 Конвенции № Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принятой в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) термин «заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.Часть 1 ст.129 Трудового Кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Часть 3 ст.133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно ст.2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст.7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1 и 2 ст.135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).Согласно ст.1 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 4.611 рублей в месяц.Судом установлено, что истец ФИО1 работает в МБУЗ «<адрес>» санитарки на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.; не начислена и не выплачена заработная плата в пользу ФИО1 в размере 6018,66 руб.Доводы истцов о том, что минимальный размер заработной платы в <адрес> с учетом выплаты районного коэффициента в размере 60 % и процентной надбавки в размере 80 % должен составлять сумму в 11.066 рублей 40 копеек, исходя из расчета: 4.611 (минимальный размер оплаты труда) + 2.766 рублей 60 копеек (районный коэффициент 60 %) + 3.688 рублей 80 копеек (максимальная процентная надбавка 80%), суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районах Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 4.611 рублей в месяц, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка). Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Изложенная позиция неоднократно находила отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел, связанных со взысканием работниками, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не начисленной заработной платы (определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая, что за указанные периоды ФИО1получила заработную плату в размере менее гарантированного законом, то есть в данном случае менее 11.066 рублей 40 копеек, суд находит исковые требования прокурора в части взыскания с ответчика в пользу указанного работника МБУЗ «<адрес>» не начисленной заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с МБУЗ «<адрес> должна быть взыскана не начисленная заработная плата:
1. В пользу ФИО1 6018,66 руб. исходя из следующего расчета:
1) начисленная заработная плата за октябрь 2012 года - 5783,26 руб. (подлежало начислению за фактически отработанное время) – 7417,70 руб. задолженность 7417,70 руб. - 5783,26 руб.= 1634,44 руб.
2) начисленная заработная плата за ноябрь 2012 года – 8844,84 руб. задолженность 11.066,40- 8844,84 руб. = 2221,56 руб.
3) начисленная заработная плата за декабрь 20ДД.ММ.ГГГГ,74 руб. задолженность 11.066,40-8903,74 руб. = 2162,66 руб. итого 1634,44 руб.+ 2221,56 руб.. + 2162,66 руб. =6018,66 руб.
Доводы ответчика о том, что МБУЗ «<адрес>» обязана применять нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, который определил размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, суд считает несостоятельным.
В соответствии с ч.10 ст.5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам Трудового кодекса РФ, законом субъекта Российской Федерации. В случае, если нормативно-правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям Трудового кодекса РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае Трудового кодекса РФ.
Положения ст.ст.315, 316, 317 Трудового кодекса РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной плате для лиц, работающих в районах крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<адрес>» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<адрес>» в пользу ФИО1 не начисленную за период октябрь-декабрь 2012 года. заработную плату в сумме 6018,66 руб. (. шесть тысяч восемнадцать руб. 66коп. ).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Игарский городской суд <адрес>.
Председательствующий ФИО6