Дело №2-1219/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2016 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.
при секретаре Симоновой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Василенко В.В. к Администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Республики Крым Королева В.А., Вершинина Н.В. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования
-
УСТАНОВИЛ:
Василенко В.В. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и с учетом заявления об уточнении исковых требований просит суд признать в порядке наследования после смерти матери Василенко Т.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ., право собственности на жилой дом (литеры <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Определением суда от 22.04.2016г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Нотариус Бахчисарайского районного нотариального округа Республики Крым Королева В.А..
Определением суда от 18.05.2016г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Вершинина Н.В..
Исковые требования мотивированы тем, что в 1964 году родители истца – Василенко В.М. и Василенко Т.В. в плановом порядке на добровольных началах прибыли из <адрес> в колхоз «Черноморец» <адрес> по переселению. Колхозом «Черноморец» им был передан для проживания жилой дом в <адрес> под ссуду в размере <данные изъяты> рублей. Денежное обязательство и переселенческий акт были выданы на имя главы семьи переселенца – Василенко В.М. Согласно расчетной книжке ссуда за дом в размере 1900 рублей была выплачена Василенко В.М. колхозу «Черноморец» в полном объеме; что подтверждается соответствующими доказательствами. Кроме того, согласно выписке из похозяйственной книги указанный жилой дом значится за Василенко В.М.
ДД.ММ.ГГГГ. умер Василенко В.М., мать истца – Василенко Т.В., проживающая на день смерти отца совместно с ним в <адрес>, фактически вступила в права владения и управления наследственным имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ. Василенко Т.В. сделала завещательное распоряжение, согласно которому все принадлежащее на день ее смерти имущество, в том числе жилой дом, она завещала детям – Василенко В.В. и Вершининой Н.В.
ДД.ММ.ГГГГ. умерла Василенко Т.В., при этом Василенко В.В. проживал совместно с матерью на день смерти и входил в состав ее семьи.
После смерти матери истец принял принадлежавшее ей имущество, в т.ч. жилой дом по <адрес> в <адрес>.
28.01.2016г. нотариусом Королевой В.А. было разъяснено о невозможности выдать Василенко В.В. свидетельства о праве на наследство на указанный жилой дом, в связи с отсутствием зарегистрированного в БТИ права собственности Василенко Т.В. на указанный дом и рекомендовано обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца Цыбульникова С.А. исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить последние.
Ответчик - Администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым явку своего представителя в суд не обеспечил. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. В материалах дела имеется заявление Председателя Угловского сельского совета – главы Администрации Угловского сельского поселения Сосницкой Н.Н. о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика в рамках норм действующего законодательства.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание также не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
В материалах дела имеются пояснения представителя третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которых последний указывает на то, что государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, обеспечивает юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Регистрация сама по себе не влечет возникновение прав на недвижимость в отрыве от материального носителя – правоустанавливающего документа, она является лишь доказательством существования зарегистрированного права. Кроме того, в указанных пояснениях содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Вершинина Н.В. также направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Против заявленных исковых требований не возражала.
В материалах дела также имеется заявление нотариуса Бахчисарайского районного нотариального округа Королевой В.А. о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ при наличии соответствующих заявлений последних, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя истца Цыбульниковой С.А., исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, установил следующее.
Василенко В.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., является сыном Василенко В.М. и Василенко Т.В., что подтверждается свидетельством о рождении серии 1-БЮ № от 12.03.1960г. (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ. умер Василенко В.М., что подтверждается повторно выданным свидетельством о смерти серии І-АЯ № от 19.04.2016г. (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ. умерла Василенко Т.В., что подтверждается свидетельством о смерти серии І-АП № от 12.06.2001г. (л.д.8).
При жизни Василенко Т.В. 12.07.1993г. составила завещание, удостоверенное секретарем исполнительного комитета Угловского сельского совета Бахчисарайского района АРК Якубовской В.В., согласно которому все свое имущество, которое на день ее смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось, в том числе дом с надворными постройками завещала детям в равных долях: Вершининой Н.В. и Василенко В.В. (л.д.21).
Как усматривается из материалов наследственного дела №, заведенного нотариусом Бахчисарайского районного нотариального округа Королевой В.А. после смерти Василенко Т.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ., 26.07.2015г. Василенко О.П., действующая как представитель Василенко В.В., обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, согласно которому сообщало, что представляемый Василенко В.В. принял наследство после смерти матери Василенко Т.В., подав заявление о принятии наследства 08.12.2001г. Наследственное имущество состоит из жилого дома по <адрес> в <адрес>, земельного участка и земельного сертификата. В поданном заявлении Василенко О.П. просила выдать свидетельства о праве на наследство на вышеуказанное имущество как представителю Василенко В.В.
Согласно ответу Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от 01.12.2105г. исх.№, предоставленного по запросу нотариуса Королевой В.А., по состоянию на 01.01.2013г. право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес> не зарегистрировано (л.д.12).
28.01.2016г. Василенко О.П., представителю Василенко В.В., нотариусом Королевой В.А. было предоставлено письменное разъяснение, согласно которого нотариус указывала на то, что БТИ в своем сообщении не подтвердило факт принадлежности жилого дома, а также право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес> за Василенко Т.В. В связи с чем было указано, что поскольку наследник не может предоставить правоустанавливающий документ и сведения о праве собственности, а также его регистрация в БТИ отсутствует, у нотариуса отсутствует возможность установить состав наследуемого имущества, а, следовательно, и нет оснований для выдачи свидетельства о праве на наследство (л.д.13).
Согласно ст.1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество.
При этом в силу п.1 ст.1206 ГК РФ возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На момент приобретения Василенко В.М. жилого дома действовало законодательство УССР, соответственно последнее подлежит применению в части оценки судом оснований приобретения умершим вышеуказанного жилого дома и возникновения у последнего права собственности на данный дом.
Согласно данных архивной выписки из протокола № заседания правления колхоза «Черноморец» от 18.03.1965г., рассмотрев заявление Василенко В.М. с просьбой дать квартиру, поскольку у него большая семья, решили передать дом Борздова (л.д.9).
Согласно данных архивной выписки из протокола № заседания правления колхоза «Черноморец» от 26.11.1965г., рассмотрев заявление Василенко В.М. с просьбой дать одноквартирный дом с огородом, решили поручить тов.Воробьеву И.И. разобраться с положением с приусадебным участком (л.д.10).
Согласно данных справки Колхоза «Черноморец» гр.Василенко В.В. внес деньги за дом полностью в бухгалтерию колхоза «Черноморец» в сумме <данные изъяты> рублей; переселенец 1965 года (л.д.13).
Внесение вышеуказанной суммы Василенко В.В. подтверждается также предоставленной суду расчетной книжкой (л.д.12), справкой ЗАСО «Агрофирма «Черноморец» от 29.09.2003г. исх.№ (л.д.13).
Согласно данных справки ЗАСО «Агрофирма «Черноморец» от 29.09.2003г., а также справки ПАО «Агрофирма «Черноморец» от 20.11.2013г. дом по <адрес> на балансе ЗАСО «Черноморец», ЧАО а/ф «Черноморец» не состоит (л.д.14, 15).
Согласно данных справки исполкома Угловского сельского совета от 29.09.2003г. жилой дом в целом по <адрес> сельского совета не состоит (л.д.15).
Согласно выписке из похозяйственной книги исполкома Угловского сельского совета от 29.09.2003г., согласно записи в похозяйственной книге №, лицевой счет №ДД.ММ.ГГГГ год за Василенко В.М., жителем <адрес> Республики Крым числится жилой дом в целом с надворными постройками по <адрес> (л.д.16).
Согласно данных архивной выписки из приложения к решению Угловского сельского совета от 23.12.1997г. № рассмотрен список граждан на утверждение на приватизацию приусадебных участков на исполком Угловского сельского совета, под № которого значится Василенко Т.В. (<адрес>, <данные изъяты>) (л.д.11).
Согласно данных справки от 20.11.2013г. исх.№ ОАО «Агрофирма «Черноморец» Василенко В.М. внес деньги за дом в бухгалтерию КП а/ф «Черноморец» в сумме <данные изъяты> рублей; дом является собственностью с 1965 года; ЧАО а/ф «Черноморец» является правопреемником КП а/ф «Черноморец».
Согласно п.1 ст.1 постановления Совета Министров УССР от 07.04.1959г. № «Об упорядочении льгот по переселению» (действовавшего на момент возникновения прав на спорное имущество у Василенко В.В.) для семей, которые переселяются в плановом порядке на добровольных началах в колхозы и совхозы установлена одноразовая денежная помощь за счет государственных кредитов на строительство домов с надворными постройками, с частичным погашением этих кредитов за счет государственного бюджета.
В соответствии с п.7 ст.1 указанного постановления право собственности на указанные дома переходило к переселенцам с момента погашения ими своей части кредита.
Согласно положениям закона УССР «О сельском совете народных депутатов трудящихся УССР» от 02.06.1968г. каждый сельский совет вел похозяйственные книги.
В заглавной части лицевого счета записывались фамилия, имя, отчество главы семьи, на которого открыт лицевой счет, он и был собственником дома.
Иного способа регистрации собственности в сельской местности предусмотрено не было, за исключением договоров дарения, мены, купли-продажи, пожизненного содержания, наследования.
Согласно п. 20 Инструкции о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, утвержденной Министерством коммунального хозяйства Украинской ССР 31.01.1966г., право собственности физического лица на жилой дом может подтверждаться записью в похозяйственной книге сельского совета.
Таким образом, в силу норм действовавшего на момент приобретения Василенко В.В. жилого дома законодательства, выплатив стоимость спорного домовладения, что подтверждается вышеприведенными доказательствами (расчетная книжка, справки колхоза «Черноморец» и его последующих правопреемников), Василенко В.В. приобрел право собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес> как переселенец.
Поскольку на момент возникновения права собственности Василенко В.В. на спорный жилой дом законодательство не устанавливало обязанности по регистрации возникшего права собственности в органах БТИ и возникновение последнего не зависело от такой регистрации, суд приходит к выводу, что Василенко В.В. выплатив ссуду за переданный ему как переселенцу дом стал собственником последнего.
Согласно справок исполкома Угловского сельского совета народный депутатов от 06.12.2001г. (л.д.17), Администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района от 19.04.2016г. (л.д.18) умершая 10.06.2001г. Василенко Т.В. на день смерти была прописана и проживала совместно с Василенко В.В. по <адрес>, с 27.12.1967г.
Согласно справке Администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района от 18.04.2016г. исх.№ (л.д.19) на день смерти Василенко В.М., ДД.ММ.ГГГГ.р., умерший ДД.ММ.ГГГГ.., был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> с 27.12.1967г.; на день его смерти совместно с ним проживали и были зарегистрированы Василенко Т.В., проживала с 27.12.1967г. по день смерти ДД.ММ.ГГГГ.; Василенко В.В., с 27.12.1967г. по настоящее время (дату выдачи справки).
Согласно ст.527 ГК УССР 1963г. (в редакции, действовавшей на момент смерти Василенко В.М. 17.06.1988г.) наследниками могут быть лица, которые были живы на момент смерти наследодателя, а также дети умершего, зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти.
При наследовании по закону наследниками первой очереди являются, в равных долях, дети (в том числе усыновленные), супруга и родители (усыновители) умершего (абз.1 ст.529 ГК УССР 1963 года).
В силу ст.548 ГК УССР 1963 года для приобретения наследства необходимо, чтобы наследник его принял. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства.
Признается, что наследник принял наследство, если: 1) он фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом; 2) если он подал государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства заявление о принятии наследства (абз.1 ст.549 ГК УССР 1963 года).
В соответствии с абз.1 ст.560 ГК ССР 1963 года наследники, призванные к наследству, могут получить в государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства свидетельство о праве на наследство.
Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам по закону после окончания 6 месяцев со дня открытия наследства (абз. 1 ст.561 ГК УССР 1963 года).
Согласно ответу нотариуса Симферопольского городского нотариального округа Аксеновой И.В. наследственное дело к имуществу Василенко В.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ., не заводилось.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что как Василенко Т.В., так и Василенко В.В. на день смерти Василенко В.М. были зарегистрированы и совместно проживали с умершим, в связи с чем, исходя из вышеприведенных положений действовавшего на момент смерти наследодателя законодательства последние фактически приняли наследство в виде жилого дома по <адрес> в <адрес> в равных долях.
При этом действовавшим на момент смерти Василенко В.М. законодательством не была установлена обязанность наследников получить свидетельство о праве на наследство и, соответственно, зарегистрировать право собственности на наследственное имущество на основании такого свидетельства.
На момент смерти Василенко Т.В. также действовали вышеприведенные положения ГК УССР 1963 года.
При этом, несмотря на наличие составленного Василенко Т.В. завещания в пользу Вершининой Н.В. и Василенко В.В., Вершинина Н.В. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращалась, что подтверждается предоставленным суду наследственным делом, заведенным после смерти Василенко Т.В.; фактически наследство не приняла, поскольку совместно с умершей на день смерти не была зарегистрирована и не проживала; на данное наследство не претендует, что было выражено ею в поданном суду заявлении, в связи с чем права Вершининой Н.В. действиями Василенко В.В. не нарушаются.
Учитывая установленные судом обстоятельства, в частности возникновение у Василенко В.М. права собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес> после выплаты ссуды как у переселенца; отсутствие требований законодательства о необходимости регистрации возникшего права собственности в органах БТИ; фактического принятия после смерти Василенко В.М. указанного домовладения наследниками – Василенко Т.В. и Василенко В.В., отсутствие временных (ограничительных) рамок на получение свидетельства о праве на наследство; принятие Василенко В.В. наследства после смерти матери Василенко Т.В. (фактическое принятие наследства, а также подача заявления в государственную нотариальную контору о принятии наследства), отсутствие соответствующих правоустанавливающих документов на указанное домовладение, а также регистрации возникших прав собственности в органах БТИ, что препятствует выдаче нотариусом свидетельства о право на наследство в виде указанного домовладения, и невозможности Василенко В.В. в ином (внесудебном) порядке оформить свои прав на спорое имущество, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворяет последние.
Руководствуясь ст.1112 ГК РФ, ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск Василенко В.В. удовлетворить.
Признать за Василенко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом литеры <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования, в том числе после смерти матери Василенко Т.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.06.2016г.
Судья: Т.С. Готовкина