Дело № 2 – 2840/2020 (11) 66RS0004-01-2020-002179-09
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 25 мая 2020 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Киприяновой Н.В., при секретаре Семенчук А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлева Сергея Ильича к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании судебных расходов,
установил:
Яковлев С.И. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (далее ГУ – СРО ФСС РФ, ответчик).
В обоснование указав, что он является инвалидом второй группы бессрочно, в соответствии с законом, реабилитационной программой имеет право на получение санаторно-курортного лечения. Соответствующее заявление на получение санаторно-курортного лечения было подано 09.01.2019, что явилось основанием для постановки в очередь на получение путевки по виду заболевания, имеющегося у него, вместе с тем путевка в период с 2019 по настоящее время не предоставлена. Полагает, что неисполнение ответчиком, являющимся ответственным исполнителем за своевременное предоставление санаторно-курортного лечения, обязанности по предоставлению путевки, является нарушением гарантированных истцу прав. Отметил, что действующим законодательством гарантировано предоставление путевки именно раз в год, а не иной период.
С учетом изложенного, истец просит возложить на ответчика обязанность предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2019 год в соответствии с профилем заболевания органов кровообращения и медицинских рекомендаций, взыскать судебные расходы в размере 292 рублей.
Истец Яковлев С.И. просил исковое заявление рассмотреть в свое отсутствие, на требованиях настаивал.
Представитель ответчика ГУ – СРО ФСС РФ – Крикун О.М., действующий по доверенности, исковые требования не признала по доводам представленного отзыва. Отметила, что в случае, если в течение календарного года право по заявлению лица, нуждающегося в санаторно-курортном лечение, было не реализовано, оно переходит на следующий календарный год, при этом направление дополнительного заявления о получении путевки на санаторно-курортное лечение не требуется, гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление. Также гражданин вправе изменить форму получения государственной услуги. Просила в иске отказать.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, отсутствие уважительных причин не явки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» санаторно-курортное лечение является одним из основных направлений реабилитации инвалидов.
В силу ч. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с п.п. 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Пунктом 3.9 Порядка закреплено, что территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Судом установлено, что истец является инвалидом, имеет право на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение.
09.01.2019 истец обратился с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, предоставив по форме справку, подтверждающую нуждаемость в санаторно-курортном лечении.
На основании представленных документов, истец 09.01.2019 был уведомлен, что он поставлен на учет для предоставления санаторно-курортной путевки по профилю лечения органов кровообращения.
Разрешая требования истца, о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 год за счет средств социального страхования, суд приходит к следующему.
Истец обращался с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение в январе 2019 года, более обращений не имелось, что следует из анализа представленных доказательств.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.04.2014 № 686-О, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Также не противоречит действующему законодательству предоставление путевок на санаторно-курортное лечение в последовательности, определяемой датой регистрации заявлений граждан.
Исходя из разъяснений, содержащихся в названном Определении Конституционного Суда, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Из материалов дела следует, что истец предоставлял справку о наличии оснований для санаторно-курортного лечения по заболеванию органов кровообращения.
Из информации ответчика от <//> следует, что по состоянию на дату ответа порядковый номер заявления истца в очереди на предоставление путевки среди заявителей <адрес> – 1726.
Поскольку распределение путевок осуществляется ответчиком согласно списку, сформированному по дате подаче заявлений, при наличии действительной на дату заезда в санаторий справки с указанием соответствующего заболевания для получения путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление истцу путевки за 2019 год, без учета установленной очередности, нарушит права других граждан-получателей набора социальных услуг, вставших на такой учет ранее даты регистрации заявления истца.
Суд полагает, что необеспечение истца своевременно путевкой за 2019 год произошло не в связи с виновными действиями ответчика, а из-за необходимости обеспечения путевками лиц, подавших заявление раньше истца, доказательств обратного не представлено, в связи с чем нарушение прав истца за период 2019 года судом не установлено.
На основании изложенного, в настоящий момент суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Яковлева С.И. о возложении на ответчика обязанности по предоставлению ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 год за счет средств социального страхования.
Требования о взыскании судебных расходов в размере 292 рублей надлежит оставить без удовлетворения в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░