КОПИЯ 66RS0008-01-2020-000132-21 Дело № 2-409/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2020 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сорокиной Е.Ю.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инышевой М.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дружба» об обязании совершения определенных действий, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Инышева М.С. обратилась в суд к ООО «УК «Дружба», в котором просит обязать ответчика прекратить направлять в адрес истца требования об уплате задолженности на имя Хомлева Д.В.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей, расходы по уплате юридических услуг в размере 25520 рублей, штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения – <Адрес> в городе Нижний Тагил, приобретенной 11.04.2014 у Хомлева Д.В.. Дом обслуживает ООО «Управляющая компания «Дружба». В течение нескольких месяцев после продажи квартиры управляющая компания продолжала начислять задолженность по лицевому счету Хомлева Д.В.. По состоянию на сентябрь сумма задолженности составила 10083 рубля 5 копеек, кроме пени. Платежные документы на имя Хомлева Д.В. за апрель, май, июнь, июль 2014 года поступили на ее почтовый адрес. На тот же адрес поступают требования ответчика оплатить задолженность. Считает действия ответчика неправомерными, нарушающими ее права и законные интересы, а также интересы третьих лиц. Она приобретает у ответчика в комплексе все услуги, которые должны быть оказаны в силу ст. 161 ЖК РФ, за ежемесячную плату, включаемую в платежные документы. В связи с тем, что Хомлев Д.В. перестал быть собственником квартиры с 11.04.2014, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у него отсутствует, таким образом, плата за коммунальные услуги начислена неправомерно. В то же время требования о внесении указанной платы поступают ей, в связи с чем ответчик может применить меры воздействия за невнесение платы в виде прекращения коммунальных услуг, хотя она просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг не допускает, все платежи вносит вовремя. Поскольку, несмотря на то, что платежные документы выставлены на имя Хомлева Д.В., они поступают истцу, в связи с чем она воспринимает действия ответчика как попытку взыскать с нее денежные средства сверх сумм оплаты коммунальных услуг. Считает, что ответчик не вправе требовать с нее оплаты платежных документов на имя Хомлева Д. В., и в соответствии со ст. ст. 309,310 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ она вправе требовать прекращения указанной деятельности, а также компенсации морального вреда на основании ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ, размер которого оценила в 70000 рублей. Указывает, что из-за действий ответчика испытала сильный стресс. До настоящего времени она находится в состоянии напряжения, а недобросовестные действия ответчика вызывают отрицательные эмоции и беспокойство. Кроме того, оплатила за юридические услуги в размере 25520 рублей. Просит прекратить ответчика направлять в ее адрес требования об уплате задолженности Хомлева.
Определением суда от 02 марта 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Инышев И.Д., Инышев Д.В., Хомлева Д.В..
Истец в судебное заседание не явился, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем имеется телефонограмма секретаря судебного заседания от 19.03.2020.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем имеется телефонограмма секретаря судебного заседания от 19.03.2020; в адрес суда направил письменные возражения по иску (л.д. 39-42), в которых исковые требования не признал, указал, что квитанции по адресу: <Адрес> сформированы по лицевому счету <№> (до июня 2019 г. - <№>) на имя Хомлева Д.В., то есть прежнего собственника квартиры. После приобретения указанной квартиры в общую долевую собственность истцом, Инышевым Д.В., Инышевым И.Д. и И. и сообщения об изменении собственников квартиры в управляющую организацию, с июля 2014 года был открыт иной лицевой счет <№> (с июня 2019 года - <№>) на имя Инышева И.Д.. Иных лицевых счетов по указанной квартире нет. По лицевому счету Инышева И.Д. задолженности нет. Задолженность прежнего собственника не предъявлялась новым собственникам квартиры, а квитанции были направлены Хомлеву Д.В. по последнему известному месту жительства. Оснований для списания задолженности и применения срока исковой давности не имеется.
Третьи лица Инышев И.Д., Инышев Д.В., Хомлева Д.В. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции, о чем в материалах дела имеются почтовый реестр, возврат почтовой корреспонденции.
В связи с принятием Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года за № 808 о введении ограничительных мер в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), судом определено о рассмотрении дела в отсутствие участников процесса, поскольку от сторон получено согласие о рассмотрение дела без их участия.
Огласив иск, изучив отзыв по делу, письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с частями 1, 2, 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судом установлено, что Инышева М.С., действующая за себя и за несовершеннолетнего И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Инышев Д.В., Инышев И.Д., заключили 11.04.2014 с Хомлевым Д.В. договор купли-продажи <Адрес> в городе Нижний Тагил (л.д.11,12), который был зарегистрирован в Росреестре 17.04.2014 (л.д. 12 оборот).
Таким образом, истец является собственником 2/5 доли указанного жилого помещения.
Установлено судом, что управление многоквартирным домом <Адрес> в городе Нижний Тагил в настоящее время осуществляется Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дружба».
С момента приобретения квартиры истец и иные собственники квартиры обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено, что на имя бывшего собственника Хомлева Д.В. был открыт лицевой счет, на котором отражались начисления за вышеуказанное жилое помещение, в связи с чем по вышеуказанному адресу направлялись квитанции об оплате коммунальных платежей.
Истцом указано, что собственники квартиры своевременно с момента приобретения собственности оплачивают текущие платежи по оплате жилищно-коммунальных услуг, что подтверждено ответчиком в письменном отзыве, а также следует из выставляемых квитанций на имя Инышева И.Д. (л.д. 14).
Стороной ответчика в письменном отзыве указано, что квитанции по адресу: <Адрес> сформированы по лицевому счету <№> (до июня 2019 г. - <№>) на имя Хомлева Д.В., то есть прежнего собственника квартиры. После приобретения указанной квартиры в общую долевую собственность истцом, Инышевым Д.В., Инышевым И.Д. и И. и сообщения об изменении собственников квартиры в управляющую организацию, с июля 2014 года был открыт иной лицевой счет <№> (с июня 2019 г. - <№>) на имя Инышева И.Д.. Иных лицевых счетов по указанной квартире нет. По лицевому счету Инышева И.Д. задолженности нет.
После перехода права собственности на жилое помещение собственник обязан предоставить в управляющую организацию, документы о праве собственности для заключения договора на управление многоквартирного дома. Управляющая организация при смене собственника не получает в автоматизированном режиме сведения о переходе права собственности, в связи с чем производит начисления, в том числе заключает договоры управления на основании предоставленных потребителями правоустанавливающих документов.
Лицевой счет должен открываться на жилое помещение.
Из материалов дела следует, что фактически в связи с изменением собственников открыт другой финансово-лицевой счет, на имя Инышева И.Д., на котором содержится информация о собственнике и о произведенных платежах. При этом ответчиком выставляется имеющаяся задолженность у бывшего собственника квартиры Хомлева Д.В. в квитанциях, сформированных на его имя и по другому счету.
Таким образом, на лицевом счете, открытом на имя Инышева И.Д., не отражена задолженность прежнего собственника жилого помещения, в связи с чем истцу и ее семье не выставлено требование об оплате за коммунальные услуги, предъявленной Хомлеву Д.В..
В соответствии с п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пп. «з» п.69 Правил в платежном документе указываются: сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Пунктами 67-69 Правил установлен способ доведения исполнителем информации до потребителя посредством представления потребителям платежных документов.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из отзыва представителя ответчика следует, что по адресу <Адрес> квитанции на имя Хомлева Д.В. направляются фактически расчетными центрами, их изготовившими, так как это последний, известный кредитору адрес указанного должника. При этом требование об оплате долга, предъявленное Хомлеву Д.В., не имеет отношения к истцу Инышевой М.С..
Истец дважды обращалась к ответчику с претензиями (л.д. 17,18), где, в том числе просила применить срок исковой давности и списать задолженность, образовавшуюся у Хомлева Д.В., на которые управляющей компанией даны ответы (л.д. 20), в том числе истцу указано, что правовых оснований для списания задолженности не имеется.
Суд полагает, что данные требования истца не являются законными, поскольку право оспаривать наличие задолженности, а также снижения суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги, пени, предъявляемой бывшему собственнику квартиры, принадлежит иному лицу – Хомлеву Д.В., а последний таких полномочий истцу не предоставлял, что следует из материалов дела.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций. Заинтересованное лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой именно нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Из вышеизложенного следует, что обязательным условием является наличие нарушения прав и законных интересов, которое может быть устранено посредством гражданского судопроизводства.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Оснований для применения срока исковой давности, предусмотренной ст. 196 ГК РФ, к каким-либо требованиям могут возникнуть только при предъявлении в судебном порядке исковых требований к должнику Хомлеву Д.В., а с иском о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг ответчик не обращается, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности произвести соответствующий перерасчет, либо освободить от имеющейся задолженности в данном случае не имеется.
Судом не установлено нарушения прав истца действиями ответчика по направлению квитанций и требований об оплате задолженности, направленных на имя Хомлева Д.В.. При этом, в отсутствие у ответчика сведений об ином месте жительства, управляющей компанией и по их поручению расчетными центрами направляются документы по последнему известному месту жительства должника, в связи с чем ООО «УК «Дружба» направляло указанные истцом документы – требования об оплате задолженности на имя Хомлева Д.В., так как последний иных сведений о другом месте жительства ответчику не сообщил.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Инышевой М.С. к ООО «Управляющая компания «Дружба» об обязании совершения определенных действий - прекратить направлять в ее адрес требования об уплате задолженности на имя Хомлева Д.В. надлежит отказать.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Принимая во внимание отсутствие факта нарушения прав потребителя - истца, поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, то не имеется оснований и для удовлетворения производного требования о компенсации морального вреда, в связи с чем в удовлетворении данного требования надлежит отказать.
Поскольку в иске Инышевой М.С. отказано, то и не имеется правовых оснований в силу ст. ст. 100,103 ГПК РФ и для взыскания понесенных судебных расходов в размере 25200 рублей, а также штрафа за неисполнение требований потребителя.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении Инышевой М.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дружба» об обязании совершения определенных действий, компенсации морального вреда и требований о взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись Е.Ю. Сорокина
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2020 года.
Судья: подпись Е.Ю. Сорокина
Копия верна: Судья- Е.Ю. Сорокина