Дело № 2-895/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2013 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Юденковой Э.А.,
при секретаре Чорной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Астрахани в интересах несовершеннолетних <ФИО>3, <ФИО>4, <ФИО>1, к Министерству образования и науки Астраханской области, ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» о признании незаконными действий по закреплению жилого помещения, признании незаконным в части постановления Министерства образования и науки Астраханской области, признании незаконным отказа в постановке несовершеннолетних на учет в качестве нуждающихся,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г.Астрахани обратился в суд в интересах несовершеннолетних <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д., <ФИО>3 С.Д. к Министерству образования и науки Астраханской области, Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» о признании незаконными действий по закреплению жилого помещения, признании незаконным в части постановления Министерства образования и науки Астраханской области, признании незаконным отказа в постановке несовершеннолетних на учет в качестве нуждающихся, указав, что Прокуратурой района проведена проверка по обращению Гордеевой В.М. в интересах несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д., <ФИО>3 С.Д. о нарушении жилищных прав со стороны ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения по <адрес>», выразившиеся в отказе в постановке на учет на получение жилья несовершеннолетних, а также в неправомерном закреплении за ними дома <адрес>, принадлежащего на праве собственности Гордеевой В.М. Решением Советского районного суда <адрес> от <дата> <ФИО>3 Ю.Н. и <ФИО>3 Д.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д. и <ФИО>3 С.Д.
Постановлением министра образования и науки Астраханской области <номер> от <дата> о признании несовершеннолетних оставшимися без попечения родителей, установлении над ними опеки и назначении выплаты денежных средств, опекуном несовершеннолетних назначена <ФИО>2. Пунктом 5 указанного постановления за несовершеннолетними <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д., и <ФИО>3 С.Д. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Собственником указанного домовладения является <ФИО>2 Просили суд признать незаконным действия Министерства образования и науки Астраханской области по закреплению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за несовершеннолетними <ФИО>3 Я.Д., <дата> г.р., <ФИО>3 В.Д., <дата> г.р., <ФИО>3 С.Д.; признать незаконным п. 5 постановления Министерства образования и науки АО <номер> от <дата> «О признании несовершеннолетних <ФИО>3 С.Д., <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д. оставшимися без попечения родителей, установлении над ними опеки и назначении выплаты денежных средств»; признать незаконным отказ ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» в постановке несовершеннолетних на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель истца <ФИО>5 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании заинтересованное лицо Гордеева В.М. исковое заявление поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» <ФИО>6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства образования и науки Астраханской области не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства социального развития и труда Астраханской области не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Советского районного суда г. Астрахани от <дата> <ФИО>3 Ю.Н. и <ФИО>3 Д.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних <ФИО>3 Я.Д., <дата> года рождения, <ФИО>3 В.Д., <дата> года рождения, и <ФИО>3 С.Д., <дата> года рождения.
Постановлением министра образования и науки Астраханской области <номер> от <дата> о признании несовершеннолетних <ФИО>3 С.Д., <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д. оставшимися без попечения родителей, установлении над ними опеки и назначении выплаты денежных средств, опекуном несовершеннолетних назначена Гордеева В.М..
Пунктом 5 указанного постановления за несовершеннолетними <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д., и <ФИО>3 С.Д. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Однако, собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, является Гордеева В.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из пояснений Гордеевой В.М. следует, что она является опекуном несовершеннолетних <ФИО>3 В.Д., <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 С.Д. Несовершеннолетние были зарегистрированы по указанному адресу без фактического вселения, поскольку проживали со своей матерью по иным адресам. Жилье несовершеннолетним предоставлялось Гордеевой В.М. для проживания по основаниям безвозмездного пользования в период, когда родители стали злоупотреблять спиртными напитками и решался вопрос об оформлении опеки. Регистрация детей по спорному домовладению носила формальный характер, поскольку Гордеева В.М. зарегистрировала по указанному адресу их отца, право пользования жилым помещением которого решением Советского районного суда г. Астрахани прекращено.
Следовательно, несовершеннолетние <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д., и <ФИО>3 С.Д. членами семьи собственника не являются.
<дата> Гордеева В.М. в интересах несовершеннолетних опекаемых обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» с заявлениями о постановке на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
<дата> ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» отказало в постановке на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д., и <ФИО>3 С.Д., поскольку основания для обеспечения несовершеннолетних <ФИО>3 жилым помещением отсутствуют, так как за ними закреплено жилое помещение, принадлежащее Гордеевой В.М.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно Порядку выявления и учета жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также осуществления контроля за их использованием и (или) распоряжением, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, Утвержденному Постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 г. N 571-П, настоящий Порядок определяет процедуру выявления и учета жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также осуществления контроля за их использованием и (или) распоряжением, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Выявление жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - подлежащее закреплению жилое помещение), осуществляют государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов и районов города Астрахани, наделенные статусом органа опеки и попечительства (далее - районные органы опеки и попечительства), в течение 30 рабочих дней со дня первичного учета ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки и попечительства, путем направления запросов в соответствующие уполномоченные органы, организации с целью установления фактов наличия (отсутствия) у ребенка подлежащего закреплению жилого помещения, правового статуса жилого помещения, о наличии лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что несовершеннолетние <ФИО>3 В.Д., <ФИО>3 Я.Д. и <ФИО>3 С.Д. не являются собственниками какого-либо жилого помещения, не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения, не являются членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ - собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые дома могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданин)- на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Таким образом, несовершеннолетние <ФИО>3 В.Д., <ФИО>3 Я.Д. и <ФИО>3 С.Д. в настоящее время лишены права, гарантированного ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на получение во внеочередном порядке жилого помещения, поскольку после окончания опеки, имея закрепленное жилое помещение, не смогут встать на учет нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке.
Закрепление жилого помещения также ограничивает и права собственника жилого помещения, поскольку ограничивает правомочия по владению, пользованию и распоряжению жилым помещением до окончания пребывания несовершеннолетних у опекуна.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что п. 5 постановления Министерства образования и науки Астраханской области <номер> от <дата> «О признании несовершеннолетних <ФИО>3 Я.Д., <ФИО>3 В.Д. и <ФИО>3 С.Д. оставшимися без попечения родителей, установлении над ними опеки и назначении выплаты денежных средств», которым за несовершеннолетними закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, отказ в постановке несовершеннолетних на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются незаконными.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов гражданина, если основанием для этого является обращение граждан о защите нарушенных социальных прав и законных интересов в сфере социальной защиты, включая обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Советского района г.Астрахани, в интересах несовершеннолетних <ФИО>3 <ФИО>3, <ФИО>4, <ФИО>1, к Министерству образования и науки Астраханской области, Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» о признании незаконными действий по закреплению жилого помещения, признании незаконным в части постановления Министерства образования и науки Астраханской области, признании незаконным отказа в постановке несовершеннолетних на учет в качестве нуждающихся подлежат удовлетворению, поскольку действия ответчиков противоречат действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░>3, <░░░>4, <░░░>1.
░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░> «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░>1, <░░░>3, <░░░>4 ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░>3, <░░░>4, <░░░>1 ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░