Дело № 2-84/2017 18 января 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний Оберовой А.П.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску Матеевой Елены Вячеславовны к Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа об оспаривании распоряжения главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2016 года № 143 «Об отмене правовых актов Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа,
установил:
Матвеева Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа (Администрация МО «Пешский сельсовет») об оспаривании распоряжения главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2016 года № 143 «Об отмене правовых актов Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
В обоснование требований указано, что истец обратилась к главе Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода ее работы в АО «Артелеком» с 17.02.2000 по 16.02.2005 в должности электромеханика электросвязи. Решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающим должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа главе Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа рекомендовано засчитать период работы истца в ОАО «Артелеком» Архангельской области с 17.02.2000 по 31.07.2002 в стаж работы муниципальной службы. Распоряжением главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 16.03.2016 № 18 период работы истца в должности электромеханика электросвязи в Нарьян-Марском узле связи продолжительностью 2 года 5 месяцев 15 дней был включен в стаж муниципальной службы; распоряжением главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 № 105 истцу была возобновлена выплата ежемесячной доплаты к пенсии с 01.09.2016. Оспариваемым распоряжением главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18.11.2016 № 143 указанные распоряжения от 16.03.2016 № 18, от 31.08.2016 № 105 были отменены, что истец считает незаконным.
Истец просит суд признать незаконным распоряжение главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2016 года № 143 «Об отмене правовых актов Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
В судебном заседании истец, ее представитель по доверенности Брага С.В. настаивали на иске по тем же основаниям. Считали распоряжение от 18 ноября 2016 года № 143 немотивированным, принятым без учета мнения комиссии по установлению стажа муниципальной службы, а также решению вопросов, связанных с включением в стаж муниципальной службы муниципального служащего различных периодов его трудовой деятельности. Просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представить ответчика – глава Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа Смирнова Г.А. с иском не согласилась, считала оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, поддержала доводы представленных письменных пояснений по иску. Пояснила, что оспариваемое распоряжение было принято после поступления в адрес ответчика письма Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» от 08.11.2016 № 529. Указала, что в Администрацию муниципального района «Заполярный район» был направлен расчет на выделение денежных средств по ежемесячной доплате к пенсии за выслугу лет Матеевой Е.В. В ответ было получено предложение о пересмотре обоснованности рекомендаций комиссии о зачете в стаж муниципальной службы периода работы истца в должности электромеханика линейно-технического участка № 6 села Нижняя Пеша. В связи с этим, ответчиком были направлены запросы в прокуратуру Ненецкого автономного округа и Контрольно-счетную палату муниципального района «Заполярный район». В ответе, поступившем из Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район», было указано о невозможности вывода о том, что функциональные обязанности, выполняемые по должности электромеханика, и обязанности по должности заместителя главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, схожи. После поступления указанной информации Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» было вынесено оспариваемое распоряжение. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района «Заполярный район», извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, пояснений по существу иска не указал.
Представитель третьего лица Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район», извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленных письменных пояснениях указал, что в адрес Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» от главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа было направлено обращение по вопросу правомерности установления стажа муниципальной службы муниципальному служащему Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа. Контрольно-счетной палатой муниципального района «Заполярный район» не проводились контрольные и/ или аналитические мероприятия по указанному вопросу, соответственно, представления и/ или предписания в адрес Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа не направлялись. В адрес главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа было направлено мнение Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» по вопросу, изложенному в обращении. Требования о принятии каких-либо мер в адрес главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа не направлялись.
С согласия сторон дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с организацией муниципальной службы в Ненецком автономном округе регулируются Законом Ненецкого автономного округа от 24.10.2007 № 140-ОЗ «О муниципальной службе в Ненецком автономном округе» (Закон о муниципальной службе).
Согласно части 2 статьи 16 Закона о муниципальной службе (в ред. Закона Ненецкого автономного округа от 15.06.2015 № 91-ОЗ) в стаж муниципальной службы муниципального служащего для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего. Указанные периоды работы в совокупности не более пяти лет включаются в стаж муниципальной службы на основании решения руководителя соответствующего органа местного самоуправления в соответствии с рекомендациями комиссии по установлению стажа муниципальной службы. Состав комиссии по установлению стажа муниципальной службы утверждается руководителем соответствующего органа местного самоуправления. Порядок формирования и деятельности комиссии по установлению стажа муниципальной службы утверждается представительным органом соответствующего муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 16 Закона о муниципальной службе (в ред. Закона Ненецкого автономного округа от 25.04.2016 № 198-ОЗ) в случае зачета в стаж муниципальной службы муниципального служащего для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, указанные периоды работы в совокупности не более пяти лет включаются в стаж муниципальной службы на основании решения руководителя соответствующего органа местного самоуправления.
Порядок установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет определяется Законом Ненецкого автономного округа от 25.10.2010 № 73-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Ненецком автономном округе» (Закон о пенсии за выслугу лет).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о пенсии за выслугу лет (в ред. Закона Ненецкого автономного округа от 13.03.2015 N 61-ОЗ, действовавшей на момент обращения истца к ответчику с заявлением от 05.11.2015 о включении периодов работы в стаж муниципальной службы муниципального служащего) лица, замещавшие должности муниципальной службы в Ненецком автономном округе (далее - должности муниципальной службы), имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), к пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности), назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" либо досрочно оформленной пенсии в соответствии с законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - доплата к пенсии), если увольнение с муниципальной службы имело место по одному из следующих оснований: 1) ликвидация органа местного самоуправления, в котором муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, либо сокращение численности или штата муниципальных служащих; 2) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; 3) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы; 4) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию по старости (инвалидности); 5) истечение срока трудового договора (контракта) муниципального служащего, замещающего должность по обеспечению полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности.
Частью 2 статьи 1 Закона о пенсии за выслугу лет (в ред. Закона НАО от 08.12.2014 N 32-ОЗ, действовавшей на момент обращения истца к ответчику с заявлением от 05.11.2015 о включении периодов работы в стаж муниципальной службы муниципального служащего) ежемесячная доплата к пенсии назначается при наличии стажа муниципальной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 12,5 лет и общего стажа работы на территории Ненецкого автономного округа не менее 12,5 календарных лет.
При определении общего стажа работы на территории Ненецкого автономного округа, указанного в абзаце первом настоящей части, учитывается стаж муниципальной службы на территории Ненецкого автономного округа. Лица, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 5 части 1 настоящей статьи, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, если они замещали должности муниципальной службы в Ненецком автономном округе не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
В стаж муниципальной службы муниципального служащего, исчисляемый для установления ежемесячной доплаты к пенсии, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в Ненецком автономном округе, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего. Указанные периоды работы в совокупности не более пяти лет включаются в стаж муниципальной службы на основании решения руководителя соответствующего органа местного самоуправления в соответствии с рекомендациями комиссии по установлению стажа муниципальной службы. Состав комиссии по установлению стажа муниципальной службы утверждается руководителем соответствующего органа местного самоуправления. Порядок формирования и деятельности комиссии по установлению стажа муниципальной службы утверждается представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 2 статьи 5 Закона о пенсии за выслугу лет в редакции Закона НАО от 22.05.2012 № 30-ОЗ, действовавшей в момент возникновения спорных отношений, а также на момент принятия оспариваемого распоряжения).
Как следует из материалов дела, 05.11.2015 истец обратилась к главе Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа с заявлением о включении периода работы в стаж муниципальной службы муниципального служащего.
Распоряжением главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 28.01.2016 № 4 в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 29.12.2015 № 131 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа» создана комиссия по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа.
19 февраля 2016 года комиссия по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления МО «Пешский сельсовет» НАО, решила период работы истца в Нарьян-Марском узле связи – дочернем предприятии ОАО «Артелеком» Архангельской области – ЛТУ-6 в с. Нижняя Пеша в должности электромеханика электросвязи с 17.02.2000 по 31.07.2002 продолжительностью 2 года 5 месяцев 15 дней включить в стаж муниципальной службы истца, протокол заседания комиссии - направить главе Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа для вынесения соответствующего распоряжения.
На основании решения от 19.02.2016 комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления МО «Пешский сельсовет» НАО, распоряжением главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 16.03.2016 № 18 истцу Матвеевой Е.В. период ее работы в должности электромеханика электросвязи в Нарьян-Марском узле связи – дочернем предприятии ОАО «Артелеком» Архангельской области – ЛТУ-6 в с. Нижняя Пеша с 17.02.2000 по 31.07.2002 приравнен к стажу муниципальной службы.
31.03.2016 истец уволена с должности заместителя главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Распоряжением главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 № 105 Матвеевой Е.В. возобновлена выплата ежемесячной доплаты к пенсии с 01.09.2016.
Оспариваемым распоряжением главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18.11.2016 № 143 распоряжения главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 16.03.2016 № 18, от 31.08.2016 № 105 отменены с 18.11.2016.
Истец не согласна с оспариваемым распоряжением об отмене распоряжений главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 16.03.2016 № 18, от 31.08.2016 № 105, считает его незаконным, вынесенным с нарушением установленного порядка.
Проанализировав доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, суд считает указанные доводы истца заслуживающими внимания.
Из представленных материалов следует, что решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления МО «Пешский сельсовет» НАО, от 19.02.2016 период работы истца с 17.02.2000 по 31.07.2002 продолжительностью 2 года 5 месяцев 15 дней в должности электромеханика электросвязи в Нарьян-Марском узле связи – дочернем предприятии ОАО «Артелеком» Архангельской области – ЛТУ-6 в с. Нижняя Пеша включен в стаж муниципальной службы заявителя.
Сведений об отмене, изменении указанного решения комиссии от 19.02.2016 в материалах дела не имеется, в судебном заседании не установлено; иных решений по вопросам включения/ не включения периодов работы истца в должности электромеханика электросвязи в Нарьян-Марском узле связи – дочернем предприятии ОАО «Артелеком» Архангельской области – ЛТУ-6 в с. Нижняя Пеша в стаж муниципальной службы муниципального служащего комиссией по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления МО «Пешский сельсовет» НАО, в порядке, предусмотренном решением Совета депутатов муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 29.12.2015 № 131 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа», не принималось. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела не предоставлено.
Вместе с тем, как предусмотрено пунктом 2.2 Порядка формирования и деятельности комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа (утв. решением Совета депутатов муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 29.12.2015 № 131) одной из основных задач указанной комиссии является рассмотрение спорных вопросов, связанных с включением в стаж муниципальной службы муниципальных служащих различных периодов их трудовой деятельности.
Проверка обоснованности включения в стаж муниципальной службы отдельных периодов службы муниципального служащего входит в компетенцию комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа (пп.2 п.4.1 Порядка формирования и деятельности комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа).
Сведений об отмене, изменении указанного Порядка формирования и деятельности комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа (утв. решением Совета депутатов муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 29.12.2015 № 131) на момент издания оспариваемого распоряжения, а также на момент рассмотрения настоящего дела не имеется.
Как установлено в судебном заседании, отменяя распоряжение от 16.03.2016 № 18, ответчик фактически исключил из стажа муниципальной службы период работы истца с 17.02.2000 по 31.07.2002 продолжительностью 2 года 5 месяцев 15 дней.
При этом из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение от 18.11.2016 № 143 было издано ответчиком, который при принятии данного решения руководствовался исключительно письмом Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» от 08.11.2016.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Контрольно-счетной палатой муниципального района «Заполярный район» не проводились контрольные и/ или аналитические мероприятия по вопросу правомерности установления стажа муниципальной службы муниципальному служащему Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, соответствующие представления и/ или предписания в адрес Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа не направлялись. В адрес главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа было направлено мнение Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» по вопросу, изложенному в обращении. Требования о принятии каких-либо мер в адрес главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа Контрольно-счетной палатой не направлялись.
Разрешая спор, суд учитывает, что в обстоятельствах дела при возникновении спорного вопроса обоснованности установления стажа муниципальной службы муниципальному служащему Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, включения в стаж муниципальной службы муниципального служащего отдельных периодов его предшествующей трудовой деятельности, указанный вопрос на рассмотрение комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающих должности в органах местного самоуправления муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, вновь не выносился.
Вместе с тем, приведенными правовыми актами установлена процедура принятия ответчиком решения по вопросу включения/ не включения в стаж муниципальной службы муниципального служащего отдельных периодов его предшествующей работы – на основании рекомендаций комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим.
В материалах гражданского дела отсутствуют сведения о принятии комиссией по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, замещающим должности в органах местного самоуправления МО «Пешский сельсовет» НАО, решения по вопросу обоснованности включения в стаж муниципальной службы муниципального служащего отдельных периодов его работы, которое (решение) предшествовало бы изданию оспариваемого распоряжения (после получения на обращения ответчика ответов от Администрации муниципального района «Заполярный район», Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район»).
Кроме того, из содержания оспариваемого распоряжения усматривается, что оно издано ответчиком, принявшим во внимание только письмо Контрольно-счетной палаты муниципального района «Заполярный район» от 08.11.2016, которой требования о принятии каких-либо мер в адрес главы Администрации МО «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа не направлялись.
При этом в распоряжении от 18.11.2016 № 143 по существу также не содержится указания на конкретные обстоятельства, а равно ссылка на соответствующее решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим, в подтверждение вывода ответчика об отсутствии оснований для включения отдельных периодов работы истца в стаж муниципальной службы муниципального служащего; оценка существу конкретных должностных обязанностей истца, работа при выполнении которых по должности электромеханика электросвязи ранее была зачтена в стаж муниципальной службы заявителя, в оспариваемом распоряжении также не дана.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не отвечает требованиям обоснованности, в связи с чем, не может быть признано правомерным, а равно принятым с соблюдением установленного порядка.
В остальной части доводы ответчика о необоснованности исковых требований не свидетельствуют.
С учетом того, что распоряжения главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 16.03.2016 № 18, от 31.08.2016 № 105 отменены с 18.11.2016, оспариваемое распоряжение главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18.11.2016 № 143 следует признать недействующим и не подлежащим применению со дня его издания, т.е. с 18.11.2016.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче иска, - в сумме 300 руб.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Матвеевой Елены Вячеславовны к Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа об оспаривании распоряжения главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2016 года № 143 «Об отмене правовых актов Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа, - удовлетворить.
Признать недействительным и не подлежащим применению распоряжение главы Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2016 года № 143 «Об отмене правовых актов Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа со дня издания указанного распоряжения – с 18 ноября 2016 года.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Пешский сельсовет» Ненецкого автономного округа в пользу Матвеевой Елены Вячеславовны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2017 года