Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-97/2021 ~ М-19/2021 от 29.01.2021

Дело № 2а-97/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 19 февраля 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сутягина Александра Николаевича в интересах Жукова Алексея Валерьевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Сутягин А.Н., действующий в интересах Жукова А.В. по доверенности, обратился в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ А., действующая по доверенности в интересах Жукова А.В., обратилась в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 11203 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ .4-21, Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с нахождением испрашиваемого в аренду земельного участка в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер. С принятым решением истец не согласен, полагает, что Министерство имеет правовые основания для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Категория земель и вид разрешённого использования установлены при постановке на кадастровый учёт. По данным государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером не входит в границы земель лесного фонда и не расположен в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер. Министерство неверно применяет норму ст.77 и 78 ЗК РФ, в соответствии с которыми земли сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения в связи с использованием их для целей сельскохозяйственного производства могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. При этом Министерство не предоставило подтверждения, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности. Предположение Министерства о том, что использование земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках повлечет нарушение норм, установленных законодательством РФ, напрямую противоречит п.5 ст.10 ГК РФ, т.к. добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Административный истец Жуков А.В. и его представитель по доверенности Сутягин А.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Невско-Ладожского бассейнового водного управления, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ДД.ММ.ГГГГ Жуков А.В. обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Из оспариваемого отказа от 30 ноября 2020 года за № 29483/12.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказывает Жукову А.В. в предоставлении в аренду спорного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне специального защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

В силу п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капительного строительства.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.16 ЗК РФ.

Основанием для отказа Жукову А.В. в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер.

По мнению суда, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в заключении договора аренды земельного участка.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу п. 7 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ст. 4 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за пределами населенного пункта поселка Коконниэми, который, согласно Закону Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», является сельским населенным пунктом, а спорный земельный участок - полевым.

По информации Администрации Лахденпохского муниципального района, земельный участок в кадастровым номером расположен в функциональной зоне градостроительного использования. Вышеуказанный земельный участок не расположен в зоне ограничений градостроительной деятельности - специальный защитный лес.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия на запрос суда сообщило, что по данным государственного лесного реестра, леса в границах Лахденпохского муниципального района представлены лесами, расположенными на землях лесного фонда, а также лесами, расположенными на землях обороны и безопасности, при этом земельный участок с кадастровым номером не входит в границы указанных лесов. Ограничения для защитных лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ не распространяются на данный участок.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Жукову А.В. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером по основаниям его расположения в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные исковые требования - удовлетворению.

Иных оснований для отказа оспариваемый ответ не содержит.

Учитывая, что в силу п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в решении об отказе в предоставлении земельного участка должны быть указаны все основания отказа, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по предоставлению Жукову А.В. в арену земельного участка с кадастровым номером по его заявлению от 23.10.2020 (вх. № 27556 от 23.10.2020).

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме № 29483/12.4-21 от 30.11.2020, об отказе А, действующей в интересах Жукова Алексея Валерьевича, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 11203кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, район <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление А, действующей в интересах Жукова Алексея Валерьевича от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 11203кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.

В случае отсутствия иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного участка площадью 11203кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, район <адрес>, с кадастровым номером .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Жукова Алексея Валерьевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                      Л.В. Назарова

Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

2а-97/2021 ~ М-19/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жуков Алексей Валерьевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Другие
Администрация Мийнальского сельского поселения
Сутягин А.Н.
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Отдел водных ресурсов по РК, Невско-Ладожское бассейное водное управление
Администрация Лахденпохского муниципального района
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Назарова Л.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
29.01.2021Регистрация административного искового заявления
29.01.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021Дело оформлено
13.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее