Дело № 2-8117/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2017 года г.Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Халитовой А.Р.,
при секретаре Ильиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа <адрес> РБ о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа <адрес> РБ о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что он (ФИО15) относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Его (ФИО15) родители умерли. Согласно постановлению администрации городского округа <адрес> РБ от 29 ноября 2012 года он (ФИО15) включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, воспитанников ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом <адрес> согласно приложению. 25 июня 2017 года он (ФИО15) узнал, что исключен из указанного списка. В настоящее время он (ФИО15) не имеет на праве собственности недвижимого имущества. Он (ФИО15) являлся собственником ? доли 1-комнатной квартиры, общей площадью 29,5 кв.м., находящейся по адресу: РБ, <адрес>1, полученной им по наследству после смерти бабушки ФИО4 Собственником ? доли квартиры являлась ФИО5 В квартире проживала племянница ФИО5 – ФИО6, которая, действуя по доверенности от ФИО5, предложила ему (ФИО15) выкупить ? долю, принадлежащую ФИО5, на что он (ФИО15) отказался в связи с отсутствием денежных средств. Впоследствии ФИО6 продала долю ФИО9 Также пришлось поступить ему (ФИО15), так как выдел ? доли квартиры в натуре, вселение невозможно.
Просит признать незаконным постановление № от 11 марта 2016 года главы администрации городского округа <адрес> РБ об исключении ФИО1 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округ <адрес> РБ; обязать администрацию городского округа <адрес> РБ включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу <адрес> РБ; обязать ответчика предоставить ему – ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет; взыскать с ответчика в пользу ФИО1 представительские расходы в размере 30000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 исковое заявление поддержал. Суду показал, что истец стоял в очереди на предоставление жилья в связи с тем, что он сирота. В 2016 году его исключили из очереди. По наследству истец получил ? долю в квартире, но данный факт не является основанием для исключения из очереди. Впоследствии данная доля в квартире продана по причине невозможного совместного проживания с родственниками.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления по опеке и попечительству администрации городского округа <адрес> РБ ФИО8 в удовлетворении иска просила отказать, так как истец был поставлен на учет как ребенок-сирота для предоставления жилого помещения. Очередность соблюдается по достижении возраста 18 лет. От количества той суммы, которая субсидируется, выдаются квартиры. Ежегодно наличие жилья у несовершеннолетних проверяется. Если у гражданина имеется больше 12 кв.м., то ему жилье не выдается. Постановление от 11 марта 2016 года законно и обоснованно, так как нуждаемым ребенок признается только если за ним не закреплено жилье. В 2015 году истцом получено по наследству доля в квартире, он стал владеть более 12 кв.м., в связи с чем перестал быть нуждающимся в жилом помещении.
В судебном заседании третье лицо ФИО9 суду показала, что купила квартиру 29 июня 2016 года, деньги передала ФИО1
В судебное заседание истец ФИО1, представитель ответчика – администрации городского округа <адрес> РБ, третьим лица – нотариус ФИО10, представитель Управления Росреестра по РБ, ФИО5, ФИО6 не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных выше лиц.
Суд, заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации городского округа <адрес> РБ № от 29 ноября 2012 года ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно справке № от 30 августа 2013 года директора ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом <адрес> ФИО11 ФИО1 действительно являлся воспитанником указанного учреждения с 23 октября 2009 года по 29 августа 2013 года, и находился на полном государственном обеспечении.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положениями данной правовой нормы также предусмотрено, что во внеочередном порядке обеспечиваются жилыми помещениями дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.
По вопросу обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории 29 сентября 1998 года принят Закон Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обязательным условием предоставления вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 15 октября 2015 года ФИО1 является наследником имущества ФИО4, умершей 19 августа 2003 года, а именно ? доли квартиры, находящейся по адресу: РБ, <адрес>, общей площадью жилого помещения 29,5 кв.м., жилой площадью 17,3 кв.м.
29 июня 2016 году между ФИО12, действующей от имени ФИО5 и ФИО1, и ФИО9 заключен договор купли-продажи, согласно которому ФИО15 обязуются передать в собственность по ? доле каждый, а ФИО9 обязуется принять в собственность и оплатить квартиру, находящуюся по адресу: РБ, <адрес>, за счет собственных средств. Продажная цена недвижимости определена в размере 880000 рублей, общая площадь 29,5 кв.м.
Постановлением № от 11.03.2016года ФИО1 исключен из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу <адрес> РБ.
Основанием для принятия данного решения явилось наличие у ФИО13 жилой площади в пределах учетной нормы жилья по <адрес>.
Так, согласно решению Совета ГО <адрес> РБ от 03.10.2006года № –з учетная норма жилья по <адрес> составляет 12 кв.м.
Из технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> кВ.1 следует, что общая площадь квартиры составляет 29,5 кв.м, таким образом на долю ФИО1 приходится 14,7 кв.м жилого помещения, т.е. не ниже учетной нормы жилья по <адрес> РБ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что несмотря на то, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако у него не возникло право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с принадлежностью ему 1\2 доли в праве собственности на жилое помещение.
При таком положении оспариваемое постановление № от 11 марта 2016 года главы администрации городского округа <адрес> РБ об исключении ФИО1 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округ <адрес> РБ, является обоснованным, и оснований для признания его незаконным не имеется. Следовательно, на администрацию городского округа <адрес> РБ не может быть возложена обязанность включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу <адрес> РБ; обязанность предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключения с ним договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
То обстоятельство, что в дальнейшем 29.06.2016года истец ФИО1 распорядился принадлежащей ему 1\2 долей в квартире по <адрес>В кВ.1, продав свою долю ФИО9, не может являться основанием для признания незаконным постановление № от 11 марта 2016 года главы администрации городского округа <адрес> РБ об исключении ФИО1 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на учете на получение жилья по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Следовательно, в настоящее время в случае признания ФИО1 нуждающемся в обеспечении жилым помещением он вправе вновь обратиться в Администрацию ГО <адрес> для постановки на учет.
Принимая во внимание, что судом отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1. то оснований для взыскания судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации городского округа <адрес> РБ о признании признать незаконным постановления № от 11 марта 2016 года главы администрации городского округа <адрес> РБ об исключении ФИО1 из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округ <адрес> РБ; об обязании администрации городского округа <адрес> РБ включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городскому округу <адрес> РБ; обязании администрации городского округа <адрес> РБ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключении с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет; взыскании с администрации городского округа <адрес> РБ в пользу ФИО1 судебных расходов – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: А.Р. Халитова