Дело №12-270/2019
УИД 33RS0011-01-2019-003083-63
РЕШЕНИЕ
город Ковров 05 сентября 2019 года
Судья Ковровского городского суда Владимирской области Королев А.Н. с участием прокурора Ивлиевой Ольги Михайловны, привлеченного к административной ответственности лица Ласукова Валерия Дмитриевича, его защитников Соколова Сергея Николаевича, Игонина Антона Алексеевича, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника производства №2 ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» Ласукова Валерия Дмитриевича на постановление заместителя начальника управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи Федеральной антимонопольной службы Шевченко Василия Леонидовича от 09.07.2019 г. №26/04/14.49-26/2019, которым Ласуков Валерий Дмитриевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей,
установил:
постановлением заместителя начальника управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи Федеральной антимонопольной службы Шевченко Василия Леонидовича от 09.07.2019 №26/04/14.49-26/2019 Ласуков Валерий Дмитриевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Ласуков Валерий Дмитриевич подал на него жалобу.
В обоснование указал, что в соответствии с пунктом 3.1.19 ГОСТ РВ 15.307-2002 «Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. Основные положения» приемка продукции — проверка и документальное подтверждение соответствия продукции требованиям технической документации (условиям контракта) и годности этой продукции к поставке, осуществляемое при положительных результатах контроля и качества. Приемосдаточные периодические испытания в совокупности должны обеспечить достоверную проверку всех установленных в ТУ требований, подлежащих контролю. В данном случае не было оснований для предъявления продукции. В связи с отрицательными результатами периодических испытаний в данном случае заявление не оформлялось. Изделие нельзя считать продукцией, предъявленной к приемке и поставляемой по государственному оборонному заказу. В связи с тем, что основанием приемки продукции являются положительные результаты контроля ее качества, а контроль включает в себя периодические испытания, следует вывод, что продукция, не защищенная периодическими испытаниями, не является изготовленной. Процесс изготовления исполнительного механизма полностью соответствовал техническим условиям АЮИЖ.304139.008 ТУ. Периодические испытания данного изделия проводят один раз в году на одном экземпляре изделия, при этом не исключается как положительный, так и отрицательный результаты. Все это означает, что какие-либо нарушения обязательных требований в отношении указанной в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении оборонной продукции и процесса ее производства отсутствуют. Необоснованна ссылка должностного лица ФАС России о том, что готовое изделие не соответствовало требованиям технической документации. В данном случае под готовым изделием понимается готовность изделий, прошедших технологические операции изготовления, к проведению контрольных испытаний. Эти испытания являются продолжением производственного процесса, и до их завершения преждевременно делать вывод о соответствии либо несоответствии продукции установленным требованиям. Просит отменить постановление ФАС России.
В судебном заседании Ласуков Валерий Дмитриевич и его защитники Соколов Сергей Николаевич, Игонин Антон Алексеевич поддержали доводы жалобы.
Должностное лицо Федеральной антимонопольной службы в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Прокурор Ивлиева Ольга Михайловна полагала постановление Федеральной антимонопольной службы законным и обоснованным.
Выслушав привлеченное к административной ответственности лицо, его защитников, прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» предусмотрено, что государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Пунктами 4, 41, 7 статьи 3 указанного закона предусмотрено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем. Кооперация головного исполнителя - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями. Контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.
Между ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» и АО «ВНИИ «Сигнал» заключен договор №1823187317301412245016935/ПС 17-202 от 25.06.2018 на изготовление 7 комплектов 1В181, предназначенных для выполнения государственного оборонного заказа со сроками поставок с июня 2019 по июнь 2023 года цена договора 3563832611,52 рублей. В состав каждого комплекта входят 4 машины 1В185 и 1В186.
Согласно пункту 1.1 договора, поставщик обязуется изготовить и поставить, а покупатель принять и оплатить продукцию на условиях настоящего договора. Номенклатура, количество, порядок расчетов и сроки поставки продукции определяются спецификациями №1, 2, 3, 4, 5, являющимися неотъемлемой частью договора.
Согласно п.2.2, 2.5, 2.6 качество и комплектность поставляемой продукции должны соответствовать конструкторской документации.
Гарантийный срок на комплектующие изделия, используемые для изготовления продукции, определяется в соответствии с техническими условиями на них.
Приемка поставляемой продукции производится ОТК поставщика и 1660 военным представительством Министерства обороны РФ.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
Из материалов дела об административном праовнарушении следует, что 14.04.2010 первым заместителем главного конструктора направления ОАО «ВНИИ «Сигнал» утверждены «Технические условия механизма исполнительного АЮИЖ.304139.008» ТУ, входящего в изделия, в том числе, 1В185 и 1В186, и предназначенного для управления рычагом подачи топлива топливного насоса высокого давления дизеля Д120 и 2М41.
Подпунктом 3.3.2 указанных Технических условий механизма исполнительного АЮИЖ.304139.008 ТУ установлено, что периодические испытания проводятся один раз в год на одном экземпляре механизма.
Установлено что в ноябре 2018 производством №2 ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» по договору от 25.06.2018 №№1823187317301412245016935/ПС 17-202 изготовлено 5 изделий: механизм исполнительный АЮИЖ 304139.008 зав. №21801, 21802, 21803, 21804, 21805.
Последние периодические испытания изделия АЮИЖ 304139.008 проведены 13.01.2017. Ввиду отсутствия потребности в изготовлении механизма исполнительного в 2018 очередные периодические испытания проведены не были. Срок периодичности превышен.
Начальником управления департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа 11.09.2018 утверждено решение №235/3/3/12578 о проведении испытаний механизма исполнительного АЮИЖ 304139.008 в период с 29.10.2018 по 30.12.2018.
Согласно акту от 11.12.2018 №169 «а», для проведения периодических испытаний отобрано изделие — механизм исполнительный АЮИЖ 304139.008, заводской номер №21804, которое выдержало приемо-сдаточные испытания в соответствии с АЮИЖ.304139.008ТУ, что подтверждается технологическим паспортом на изделие зав. №21804.
В период с 12.12.2018 по 20.12.2018 на испытательной станции ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» под контролем 1660 военного представительства МО РФ проводились периодические испытания в отношении механизма исполнительного АЮИЖ 304139.008, заводской номер №21804.
При проведении периодических испытаний на устойчивость к воздействию синусоидальной вибрации механизма исполнительного АЮИЖ.304139.008 зав. №21804 получен отказ изделия по п. 1.1.3 по методике п. 4.12 АЮИЖ.304139.008 ТУ. Отказ механизма исполнительного зав. №21804 вызван несоответствием изделия п. 4.11 АЮИЖ.304139.008 ТУ — отсутствие перемещения тяги механизма при передаче питания напряжением от 22,5 В до 29,7 В и сдвигом электродвигателя ДМП-30-Н1-03 относительно корпуса редуктора. Данный факт подтверждается протоколом периодических испытаний №1 и актом о результатах периодических испытаний от 25.12.2018 №169.
28.12.2018 военным представительством Минобороны России принято решение о приостановке испытаний, приемке и отгрузке механизма исполнительного АЮИЖ.304139.008 до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных периодических испытаний.
Согласно акту анализа причин отказа на периодических испытаниях механизма исполнительного АЮИЖ.304139.008 зав. №21804 от 23.01.2019, отказ изделия произошел по причине сдвига электродвигателя ДПМ-30-Н1-03 ОСТ 16.0.515.022-76 из корпуса редуктора АЮИЖ.731246.001 из-за недостаточности усилия затяжки винта ВМЗ-6е x 12.48.026 ГОСТ 1491-80 исполнителем (момент затяжки винта должен быть 0,5 ±0,05 Н-м). Причина дефекта — нарушение технологического процесса при сборке. Характер дефекта — производственный.
Таким образом, ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» допустило нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.
На основании пункта 3.1.8 ГОСТ РВ 15.703-2005 производственным дефектом является дефект изделия военной техники, обусловленный несовершенством технологической документации или отклонением от конструкторской и технологической документации, выявленный в процессе производства или эксплуатации изделия.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт нарушения ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» обязательных требований в отношении оборонной продукции, поставляемой по договору от 25.06.2018 №1823187317301412245016935/ПС 17-202, заключенному в обеспечение выполнения государственного оборонного заказа, требований процессов производства механизма исполнительного АЮИЖ.304139.008 и требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, а также пунктов 1.1.3, 4.11 АЮИЖ.304139.008 ТУ и пункта 2.2 договора.
Приказом генерального директора ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» на должность начальника производства №2 назначен Ласуков В.Д.
В соответствии с должностной инструкцией начальник производства №2 Ласуков В.Д. является административно-хозяйственным руководителем и организатором всей производственной, хозяйственной и общественной деятельности в производстве.
Следовательно, именно он подлежит привлечению к административной ответственности.
Его доводы о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении несостоятельны.
Постановлением Госстандарта России от 30.10.2002 №398-ст принят и введен в действие Государственный военный стандарт Российской Федерации «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий» - ГОСТ РВ 15.307-2002.
ГОСТ РВ 15.307-2002 устанавливает основные категории испытаний, цели проведения испытаний, порядок предъявления изделий на испытания и (или) приемку, порядок проведения испытаний и принятия решения о приемке изделий по результатам испытаний.
Пунктами 4.1., 4.2., 4.3 ГОСТ РВ 15.307-2002 установлено, что изготовленная продукция до её отгрузки или передачи заказчику подлежит испытаниям и приемке с целью удостоверение в её готовности к использованию в соответствии с требованиями, установленными ТУ и контрактах на поставку.
Для контроля качества и приемки готовой продукции установлены испытания: квалификационные, приемо-сдаточные, периодические, типовые.
Приёмосдаточные, периодические испытания и испытания, выделенные в самостоятельную категорию в совокупности, должны обеспечивать достоверную проверку для установленных ТУ требований, подлежащих контролю.
В соответствии с пунктом 3.1.3 ГОСТ РВ 15.307-2002 приемосдаточными испытаниями являются контрольными испытаниями изготовленной продукции, по результатам которых принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию.
Согласно п. 3.1.4 ГОСТ РВ 15.307-2002, периодические испытания — это контрольные испытания образцов выпускаемой продукции, проводимые через установленные промежутки времени или по мере изготовления определенного объема продукции с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения её выпуска.
Пунктом 3.1.6 ГОСТ РВ 15.307-2002 установлено, что предъявительскими испытаниями, являются контрольными испытаниями изделий, проводимые службой технического контроля изготовителя перед предъявлением ее для приемки представительству заказчика, потребителю или другим органам приемки.
Пунктом 3.1.19 ГОСТ РВ 15.307-2002 установлено что, приемкой продукции является проверка и документальное подтверждение соответствия продукции требованиям технической документации (условиям контракта) и годности этой продукции к поставке и (или) использованию, осуществляемое при положительных результатах контроля ее качества.
Пунктом 7.1. ГОСТ РВ 15.307-2002 установлено, что периодические испытания проводятся с целью подтверждения изготовления продукции по действующей конструкторской (включая ТУ на изделие), технологической документации и нормативному документу и её приемки.
Таким образом, довод Ласукова В.Д. о том, что без проведения периодических испытаний невозможно предъявить продукцию на приемо-сдаточные испытания, является несостоятельным.
Вопреки доводам заявителя о наступлении ответственности по статье 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, формулировка названной статьи свидетельствует о наличии состава административного правонарушения и в том случае, если несоответствия изделия выявлены при периодических испытаниях (с участием военных представительств), которые и направлены на своевременное выявление продукции, поставляемой с нарушением обязательных требований.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи Федеральной антимонопольной службы России Шевченко Василия Леонидовича от 09.07.2019 №26/04/14.49-26/2019, которым Ласуков Валерий Дмитриевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей, оставить без изменения, жалобу начальника производства №2 ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» Ласукова Валерия Дмитриевича — без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья А.Н. Королев