РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Шельпук О.С.,
при секретаре Шнигуровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску А.И.С. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, с третьими лицами Министерством управления финансами Самарской области, Администрацией Большечерниговского района Самарской области об обязании выделить субвенцию на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным иском, в котором просит (с учетом последующего уточнения обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, как главного распорядителя средств областного бюджета, выделить Администрации муниципального района Большечерниговский Самарской области для последующего предоставления истцу субвенцию на приобретение жилого помещения, исходя из норм и размера, предусмотренного законодателем.
В судебном заседании представитель истца М.М.М., действующая на основании доверенности, а также представитель истца Анашкин О.А., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Е.О.А., действующая на основании доверенности от дата №..., исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв, согласно которому просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, ранее в предварительном судебном заседании представитель Министерства Хуртова А.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Администрации Большечерниговского района Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах») установлен перечень ветеранов Великой Отечественной войны, к которым, относятся участники Великой Отечественной войны; лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и к четвертой категории – лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР.
Главой второй ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов в зависимости от категории ветерана. Так, согласно ст. 20 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъектам Российской Федерации делегированы полномочия по определению перечня мер социальной поддержки указанных граждан, к которым относится истец, что подтверждается удостоверением серии *** №..., выданным дата. В удостоверении указано, что А.И.С. относится к ветеранам Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 20 (труженик тыла) ФЗ «О ветеранах».
Частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилами помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В силу пункта 2.2 части 2 статьи 2 вышеуказанного закона Самарской области, действие настоящего Закона распространяется на граждан, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности на лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области № 87-ГД, обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2-4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77 утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», определяющий механизм обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, установленных пунктами 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
В соответствии с п. 5.5. указанного Порядка, предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставление социальных выплат для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 статьи 2 Закона, осуществляется исходя из соотношения граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к общему количеству граждан соответствующих категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не менее одной социальной выплаты для каждой из вышеуказанных категорий.
Из материалов дела следует, что А.И.С. поставлена на учет в очередь лиц, проработавших в тылу не менее шести месяцев (в период с дата по дата) и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией Большечерниговского района в адрес истца направляются информационные письма с указанием порядкового номера её очереди для получения денежной выплаты.
Кроме того, Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области направляются письма о необходимости выделения бюджетных средств в большем объеме для обеспечения ветеранов жилыми помещениями.
Действующим жилищным законодательством, а также приведенными выше нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, право лиц, проработавших в тылу в период с дата по дата не менее шести месяцев, на внеочередное предоставления жилья, в том числе и за счет предоставления социальной выплаты на его приобретение, не предусмотрено.
Между тем, только внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не ставит право граждан в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия иных лиц, обладающих аналогичным правом и времени постановки их на учет.
Пунктом 5.6 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77, установлено, что предоставление социальных выплат для обеспечения жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» осуществляется в приоритетном порядке.
Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, в п. 1 данного Указа признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, действие п. 5.6 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также Указ Президента РФ №741 не распространяется на истца, поскольку она является ветераном Великой Отечественной войны иной категории. Труженики тыла не поименованы в указанном выше нормативном акте.
Вместе с тем, к категории лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» А.И.С. не относится, так как право на обеспечение жилым помещением ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, установлено Законом Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области». Обеспечение истца жилым помещением путем предоставления социальной выплаты во внеочередном порядке поставит в худшее положение других тружеников тыла, включенных в список ранее, и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истец, что недопустимо в силу требований вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Следовательно, А.И.С., как труженику тыла социальная выплата для обеспечения жилым помещением может быть предоставлена исключительно в порядке очереди и в пределах выделенных средств. Установление иного порядка распределения бюджетных средств приведет к изменению законодательства, в том числе законодательно определенных лимитов бюджетных средств Самарской области, устанавливаемых ежегодно исходя из утвержденного бюджета Самарской области.
Относительно различных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Конституционным Судом РФ в определении от 22.04.2014 №896-О указано, что установление Федеральным законом «О ветеранах» различных мер социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла обусловлено объективными факторами, не носит произвольного характера, а потому не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований А.И.С. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований А.И.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, дата изготовления которого 22.10.2019.
Судья (подпись) О.С. Шельпук
Копия верна
Судья
Секретарь