Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17.06.2015г. Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Аскеровой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах Федюшиной О.С. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в интересах Федюшиной О.С. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Федюшина О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке Федюшиной О.С. не предоставлено, чем нарушаются её права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Департамент по управлению имуществом г.о. Самара, администрацию г.о. Самара предоставить Федюшиной О.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра.
В судебном заседании представитель истца Третьяков Г.А. поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям.
Федюшина О.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, удовлетворить требования прокурора, указав, что в собственности какого-либо жилья не имеет.
Представитель администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. Ранее представитель администрации г.о. Самара - Кочергина И.Х., действующая на основании доверенности, иск не признала, при этом пояснила, что Федюшина О.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по г.о. Самара в соответствии с датой подачи заявления, в настоящее время значится под №. Таким образом, оснований для обращения в суд отсутствуют, поскольку права Федюшиной О.С. ответчиком не нарушены.
Представители Департамента управления имуществом г. о. Самара, Министерства социально - демографической и семейной политики <адрес>, Департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили возражения, в которых просили отказать в удовлетворении требований истца в виду отсутствия оснований.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.1.4 и 1.2 порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением правительства <адрес> о 29.10.2008г. № учет, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан(уполномоченным органом). Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется уполномоченным органом по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).
Из п. 2.4 указанного порядка следует, что на органы местного самоуправления была возложена обязанность информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об условиях их обеспечения жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Федюшина О.С. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. Федюшина О.С. обратилась в ДУИ г.о. Самара с заявлением о включении её в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по г.о. Самара и предоставлении жилья.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № Федюшина О.С. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Федюшиной О.С. не предоставлялось, жилого помещения за ней не закреплялось, в собственности жилья Федюшина О.С. не имеет, что подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на обратное, а также выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что Федюшина О.С. обладает правом на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда по договору найма, что не оспаривалось ответчиками в отзыве, с учетом приведенных выше норм права, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Утверждения представителя администрации г.о. Самара о том, что действующее законодательство не устанавливает период, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено данной категории граждан, безосновательны, поскольку данное помещение должно быть предоставлено Федюшиной О.С. вне очереди, то есть немедленно, в связи с чем, обозначения указанного периода не требуется.
Ссылки представителя администрации г.о. Самара на то, что Федюшина О.С. включена в соответствующую очередь и предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке повлечет нарушение прав лиц, вставших на данный учет ранее, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований. Как следует из приведенных выше норм материального права, жилые помещения гражданам, относящихся к категории детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без родителей, должны быть предоставлены немедленно. Действующее законодательство не содержит ссылок на очередность предоставления жилья между лицами, относящимися к одной и той же категории, поскольку данная очередность является фактическим нарушением прав граждан данной категории. Таким образом, как Федюшиной О.С., так и иным лицам, вставшим на учет, относящимся к вышеуказанной категории граждан, жилые помещения должны быть предоставлены незамедлительно.
Доводы представителя ответчика администрации г.о. Самара о том, что не имеется достаточно средств для обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, безосновательны. Действующее законодательство не содержит оснований, освобождающих от обязанности по незамедлительному внеочередному предоставлению жилья детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без родителей отсутствие денежных средств. Поскольку Федюшина О.С. обладает правом на предоставление указанного выше жилья, что не оспаривалось ответчика в отзыве, требования прокурора являются обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Федюшиной О.С. удовлетворить.
Обязать Департамент по управлению имуществом г.о. Самара, администрацию г.о. Самара, предоставить Федюшиной О.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2015г.
Судья Ю.В. Косенко