Дело № 2 – 305/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 10 февраля 2017 года гражданское дело по иску Б к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработков в размере 1,7 с <...> г..,
У с т а н о в и л:
Б обратился в Ухтинский городской суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми (далее - Управление ПФР в г. Ухте РК) об обязании ответчика произвести перерасчёт пенсии с учетом повышенного отношения заработков в размере 1,7 с <...> г. (требования приведены с учетом изменений от 13.01.2017г.).
В обоснование иска истец указал, что в период своей работы в Ухтинской автотракторной конторе УТГУ, он по заданиям работодателя выезжал в командировку в районы Крайнего Севера (г. Инта Республики Коми); в период командировки с декабря 1977г. по декабрь 1980г. осуществлял трудовые обязанности в г. Инте РК, где установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате, в связи с чем при определении его (истца) пенсионных прав должно быть учтено повышенное отношение заработков в размере 1,7. Отказ органа пенсионного обеспечения от <...> г.. №.... в перерасчете пенсии с применением повышенного отношения заработков в размере 1,7 истец считает незаконным.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска, доводы иска поддержал.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте РК ФИО10 действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования Б не признала, пояснив, что истцом не представлено доказательств того, что последний месяц из представленного по справке о заработке периода (декабрь 1980г.) полностью отработан истцом в районах Крайнего Севера, где применялся районный коэффициент к заработной плате работников в размере от 1,5 до 1,8, что позволило бы определить при расчете пенсии повышенное отношение заработков в размере 1,7;ссылка истца на то, что в феврале-апреле 1976г., феврале-апреле 1977г., в 1978г.,1980г. к его зарплате начислялся районный коэффициент 1,6 в связи с работой в г. Инте РК, не имеет значения для дела, так как данный коэффициент устанавливался работодателем истца, а согласно п. 3 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти; в соответствии с Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 23.09.1969г. №379\23 в г. Инта Республики Коми к заработной плате работников в спорный период применялся районный коэффициент 1,4; соответственно оснований для установления истцу повышенного отношения заработков в размере 1,7 не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела Б суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями пунктов 1,2 статьи 36 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона, которые вступили в силу с 1 января 2016 года. Согласно пункту 3 статьи 36 этого же закона со дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (пункт 4 ст. 36 ФЗ №400-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, одним из показателей которой является ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу п. 10 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется в свою очередь, по формуле, одним из показателей которой является размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ предусмотрена формула, по которой определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости. В данной формуле учитывается такой показатель как сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости. Данный показатель определяется по формуле, приведенной в п. 1 ст. 29.1 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», учитывающей, в свою очередь, такой показатель как часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона.
Статьей 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 (в ред. Федерального закона от 24.07.2009г. N 213-ФЗ, действующей с 01.01.2010г.) предусматривается, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, которая учитывает расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В пункте 3 ст. 30 (в ред. Федерального закона от 24.07.2009г. N 213-ФЗ) приведена формула (РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП), по которой может быть определен расчетный размер трудовой пенсии. Одним из показателей данной формулы является среднемесячный заработок застрахованного лица, определяемый следующим образом: за 2000 - 2001 годы - по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд - на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Этим же пунктом (3-им) ст. 30 установлено следующее: отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, заложенное в вышеприведенной формуле (ЗР/ЗП), учитывается в размере не свыше 1,2; для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Тем же пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009г. N 213-ФЗ) предусмотрено, что лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
Следует отметить, что вышеприведенная редакция статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» действовала с 01 января 2010 года, до этого времени редакция данной статьи также предусматривала в пункте 2 порядок определения расчетного размера трудовой пенсии по формуле РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, с учетом такого показателя как ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП). При этом так же учитывалось повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. Норма, ранее (до 01.01.2010) содержавшаяся в пункте 2 статьи 30, содержится в настоящее время в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
С учетом изменения с 01.01.2010г. редакции статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяется утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 апреля 2003 года № 22 по согласованию с Пенсионным фондом РФ разъяснение Минтруда РФ от 22.04.2003 за №3 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4801) в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.
Положения пункта 4 указанного Разъяснения повторяют положения пункта 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в действующей с 01.01.2010г. редакции): лицам, по состоянию на 1 января 2002 года проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года, т.е. за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. В случаях, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработков учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случаях, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца. При этом, если трудовая деятельность не менее указанной продолжительности имела место в нескольких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то в учитываемом периоде принимается во внимание размер непроизводственного районного коэффициента по району или местности последней работы, приходящийся на этот период.
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что для применения повышенного отношения заработков трудовая деятельность лица продолжительностью не менее одного полного месяца может протекать как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, либо и в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, но не менее в совокупности одного полного месяца. При различных по размеру районных коэффициентах для определения размера повышенного отношения заработков принимается во внимание последний по времени получения районный коэффициент. При этом в силу п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с п.п. 3 и 5 вышеуказанного разъяснения Министерства труда и социального развития РФ по желанию лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года, повышенное отношение заработков может определяться в порядке, указанном в пункте 4 Разъяснения, если они достигли необходимого возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), проработали по состоянию на 1 января 2002 года не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Как следует из материалов пенсионного дела истца, с <...> г. года Б, <...> г. рождения, назначена трудовая пенсия по старости по основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Произведена оценка пенсионных прав по ст. 30 данного Федерального закона по состоянию на 1 января 2002 года с учетом отношения заработков в размере 1,4. С 01.01.2010г. расчетный размер трудовой пенсии истца при оценке его пенсионных прав определен по пункту 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. ФЗ №213-ФЗ от 24.07.2013г.) как по наиболее выгодному для истца варианту, с учетом отношения заработков 1.4.
Согласно имеющимся в пенсионном деле истца таблицам расчета стажа, страховой стаж истца составляет 33 года 2 месяца 26 дней (для права на пенсию), работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС), – 29 лет 0 месяцев 26 дней, работа в РКС с учетом МКС – 21 год 9 месяцев 20 дней.
Для учета повышенного отношения заработков истцом в материалы дела представлены: архивная справка от <...> г.. №.... о заработке за период с января 1976г. по декабрь 1980г., всего за 54 месяца. Согласно записям в трудовой книжке, в данный период истец работал водителем в Ухтинской автотракторной колонне (УАТК) Ухтинского территориального геологического управления (УТГУ). В справке от <...> г.. №.... содержится указание, что за некоторые месяцы (май, июнь 1977г., август 1978г., июнь 1979г., август 1980г.) сведения о зарплате отсутствуют. Указание на районный коэффициент, который начислялся к заработной плате, в справке также отсутствует; предприятие- УАТК УТГУ находилось в г. Ухта Коми АССР.
В материалах дела имеется также приказ по Ухтинской автотракторной колонне Ухтинского территориального геологического управления от <...> г.. №.... которым Б. с <...> г..1977г. был направлен на работу в районы Крайнего Севера (г. Инта Республики Коми) для отсыпки дорожного полотна, с исчислением северных надбавок согласно действующему законодательству. Дата окончания командировки ни в приказе, ни в иных документах не значится. Сведений о конкретных периодах командировки также нет.
Таким образом, из материалов дела следует, что до <...> г..1977г. работа истца протекала в г. Ухте Республики Коми, где был установлен районный коэффициент к заработной плате 1,3. Как следует из объяснений самого истца, он находился в командировке в г. Инте РК с декабря 1977г. по декабрь 1980г. Данный период вошел в состав 54-месячного периода, относящегося ко времени до 1 января 2002 года и включающего в себя периоды работы как в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (г. Ухта Республики Коми), так и в районах Крайнего Севера (г. Инта), т.е. с различными районными коэффициентами. При таких обстоятельствах и с учетом приведенных положений закона, для определения повышенного отношения заработков подлежит учёту последний по времени получения истцом районный коэффициент.
Повышенное отношение заработков в размере 1,7, на которое претендует истец, устанавливается, как уже отмечалось выше, для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8 (ст. 30 ФЗ №173-ФЗ). Вопреки доводам истца доказательств того, что он в декабре 1980г. находился в районах Крайнего Севера и к его заработной плате начислялся такой районный коэффициент (от 1,5 до 1,8), не имеется. Сведения о периодах нахождения в командировке в г. Инте РК в документах отсутствуют.
В лицевом счете за 1980год, как и в других представленных истцом лицевых счетах, не содержится сведений о начислении истцу районного коэффициента в размере от 1,5 до 1,8. Представленные в материалы дела расчетные листы по заработной плате не содержат сведений, позволяющих установить, к какому из отработанных месяцев относится конкретный расчетный лист, а также не содержат иных необходимых сведений (в т.ч. о размере выплачиваемого в каждом месяце районного коэффициента и к какому конкретному периоду в месяце относится этот районный коэффициент).
В соответствии с Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 23.09.1969г. №379\23 в г. Инта Республики Коми к заработной плате работников в спорный период применялся районный коэффициент 1,4. В последующем, на основании постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты", в городе Инта Республики Коми с 1 августа 1989 г. введен районный коэффициент 1,5 для всех рабочих и служащих.
В силу п. 3 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5, учитывается отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в размере не свыше 1,4.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения заявленного истца и установления истцу повышенного отношения заработков в размере 1,7 не имеется, а доводы истца подлежат отклонению как основанные на неправильном понимании положений действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:В удовлетворении исковых требований Б к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработков в размере 1,7 с <...> г.., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 15 февраля 2017года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон