РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июня 2015 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Черных М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3627/15 по заявлению Гиздуллина З.А. о признании действия мэрии г.о.Тольятти, Министерства здравоохранения Самарской области незаконным,
установил:
Гиздуллин З.А. обратился в суд с заявлением о признании действия мэрии г.о.Тольятти, Министерства здравоохранения Самарской области незаконным, указав, что 05.02.2015г. обратился в мэрию г.о.Тольятти по вопросу возмещения затрат на изготовление и ремонт зубных протезов в соответствии с Законом Самарской области № от 28.12.2004г. Считает, что данный ему ответ содержит искаженную, неполную и не соответствующую запросу информацию.
Просит признать действия мэрии г.о.Тольятти, Министерства здравоохранения Самарской области в отношении Гиздуллина З.А., выразившихся в виде искаженном, неполном и нерелевантном предоставлении информации, затрагивающей его конституционные права и свободы человека и гражданина, незаконными; компенсировать причиненный моральный вред в размере 50 000 руб.
Представители мэрии г.о.Тольятти, Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явились, извещены, предоставили отзывы, из которых следует, что заявление Гиздуллина З.А. не признают. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям:
Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.9 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч.1 ст.247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч.2 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо, либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращения.
В соответствии с требованиями п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым суду, исходя из положений ст.256 ГПК РФ, необходимо выяснять соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В соответствии с Уставом г.о.Тольятти граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено, что 05.02.2015г. Гиздуллин З.А. обратился в мэрию г.о.Тольятти по вопросу возмещения затрат на изготовление и ремонт зубных протезов в соответствии с Законом Самарской области № от 28.12.2004г.
Указанное заявление принято и зарегистрировано за входящим номером № от 09.02.2015г., что не оспаривается сторонами и подтверждается ссылкой на данный номер в ответе от 05.03.2015г.
05.03.2015г. за № Гиздуллину З.А. на № от 09.02.2015г. был дан ответ на обращение в адрес мэрии г.о.Тольятти, по вопросу возмещения затрат на изготовление и ремонт зубных протезов. Ответ содержится на 2 страницах.
Заявитель не оспаривает, что вышеуказанный ответ получил, однако его не устраивает содержание.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на акт экспертного исследования № от 25.04.2015г., составленный ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», согласно которому информация, содержащаяся в документе «Ответ мэрии г.о.Тольятти об оказании помощи исх.№ от 05.03.2015г.», не удовлетворяет требованиям точности и полноты; в документе содержится нерелевантная (не соответствующая запросу) информация.
Суд оценивает критически указанное заключение, поскольку оно составлено на основании договора с заявителем, эксперт не был предупрежден об ответственности в соответствии со ст.ст.307 УК РФ, экспертиза является лингвистической и правовую оценку не содержит.
Согласно п.2 ст.8 Закона Самарской области от 28.12.2004г. №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» получателем бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения в части представления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), является министерство здравоохранения Самарской области.
В соответствии со ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2004г. №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения и иных медицинских организациях независимо от формы собственности, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке и на условиях, определяемых Правительством Самарской области (в ред. Законов Самарской области от 07.12.2006 N 163-ГД, от 14.11.2012 N 112-ГД)
Из ответа мэрии г.о.Тольятти следует, что по вопросу получения бесплатного зубного протеза ветераны труда могут обращаться в государственные стоматологические лечебные учреждения по месту жительства. При этом, компенсация расходов за самостоятельное приобретение зубных протезов Законом не предусмотрена.
В соответствии с Порядком предоставления дополнительных мер социальной поддержки для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, в виде единовременных денежных выплат, утвержденным постановлением мэрии от 09.10.2014г. № (далее - Порядок), за счет средств бюджета городского округа предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, в том числе содействие в оказании медицинской помощи гражданину, находящемуся в чрезвычайных обстоятельствах, при стоматологических заболеваниях. Единовременные денежные выплаты предоставляются для членов малообеспеченных семей (одиноко проживающих) из числа неработающих пенсионеров, которым не предусмотрено оказание медицинской помощи за счет средств федерального бюджета и бюджета Самарской области.
Таким образом, доводы Гиздуллина З.А. о том, что мэрией г.о.Тольятти не были приняты предусмотренные законом меры к рассмотрению его заявления, не состоятельны. Из представленных документов видно, что заявление рассмотрено, заявителю дан ответ, из которого следует, что в выплате компенсации за зубопротезирование заявителю отказано, дополнительно разъяснен порядок обращения за материальной компенсацией. Суд отмечает, что само по себе несогласие заявителя со сведениями, изложенными в ответ на его обращение, не является основанием для удовлетворения жалобы.
Доказательств обращения в Министерство здравоохранения Самарской области заявителем не представлено.
Добытыми при рассмотрении настоящего заявления доказательствами также не усматривается нарушений прав заявителя.
Заявитель не лишен возможности обратиться с иском о взыскании денежных средств, потраченных на зубопротезирование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Гиздуллина З.А. о признании незаконными действия мэрии г.о.Тольятти, Министерства здравоохранения Самарской области в отношении Гиздуллина З.А., выразившихся в виде искаженном, неполном и нерелевантном предоставлении информации, затрагивающей его конституционные права и свободы человека и гражданина; компенсации морального вреда – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Центральный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2015г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья
Секретарь