Решение по делу № 2-898/2016 ~ М-902/2016 от 01.08.2016

Гр. дело № 2-898/16

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

8 декабря 2016 года г. Зеленоградск

судья Зеленоградского районного суда Калининградской области

Ватралик Ю.В.

при секретаре Кислицыной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Миронова ФИО8 к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании решения в части отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях как малоимущего и проживающего в аварийном доме, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Миронов Г.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 21 января 2016 года признано незаконным решение администрации МО «Зеленоградское городское поселение» от 12 ноября 2015 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Миронова Г.А. и на администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Миронова Г.А. с момент обращения с заявлением в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу. 6 мая 2016 года во исполнении данного решения суда заявление Миронова Г.А. от 11 декабря 2014 года было рассмотрено и вновь принято решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что совокупный доход Миронова Г.А. в размере 14592,15 рублей превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения для пенсионеров в размере 6609 рублей, т.е. 13218 рублей, установленную постановлением Правительства Калининградской области от 16 февраля 2015 года. Вместе с тем истец полагает, что за основную величину, определяющую размер величины прожиточного минимума на душу населения, должен составлять размер прожиточного минимума на душу населения для трудоспособного населения, что в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 16 февраля 2015 года установлено в размере 8021 рублей и таким образом двукратная величина его составляет 16042 рубля, что выше дохода истца. Истец просит суд признать решение администрации МО «Зеленоградское городское поселение» от 6 мая 2016 года в части отказа Миронову Г.А. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, признать право истца на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях как малоимущего на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях с момента обращения с заявлением, т.е. с 11 декабря 2014 года.

В последующем истец уточнил свои требования и окончательно просил суд признать решение администрации МО «Зеленоградское городское поселение» от 6 мая 2016 года в части отказа Миронову Г.А. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, признать право истца на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях как малоимущего и проживающего в аварийном доме на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях с момента обращения с заявлением, т.е. с 11 декабря 2014 года, как проживающего в аварийном и подлежащем сносу доме.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные пояснениям иска, дополнительно пояснил, что является нанимателем квартиры, находящейся в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. 11 декабря 2014 года он подал заявление в администрацию о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях с приложением всех необходимых документов, однако по существу такое заявление Миронова Г.А. не было рассмотрено и ему было необоснованно отказано в постановке на такой учет. Решением Зеленоградского районного суда от 29 сентября 2014 года такой отказ признан незаконным, а на администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Миронова Г.А. на основании заявления от 11 декабря 2014 года. В последующем Миронову Г.А. администрацией также было отказано в постановке на учет нуждающихся решением от 12 ноября 2015 года, что также Зеленоградским районным судом признано незаконным и на администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Миронова Г.А. на основании заявления от 11 декабря 2014 года в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу. 6 мая 2016 года администрацией вновь было принято решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в связи с тем, что совокупный доход Миронова Г.А. превышает величину прожиточного минимума. Данный отказ Миронов Г.А. также полагает незаконным, поскольку его совокупный доход на декабрь 2014 года не превышает двукратную величину прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения, в то время как администрацией неправомерно бралась для расчета величина прожиточного минимума для пенсионеров, которая являлась меньшей. Указывал на то, что должен быть поставлен на учет нуждающихся в соответствии с представленными документами в 2014 году и по законодательству того времени. Кроме того, Миронов Г.А. полагал, что основным основанием для постановки на учет нуждающихся должно являться то обстоятельство, что он проживает в аварийном доме и не имеет возможности приобрести себе иное жилье.

В судебном заседании представитель администрации МО «Зеленоградский городской округ» по доверенности Грищук Р.В. возражал против заявленных требований, пояснил, что нарушения процедуры принятия оспариваемого постановления не имелось, заседание жилищной комиссии состоялось 6 мая 2016 года, как и указано в протоколе заседания. Само оспариваемое постановление принималось и подписывалось главой администрации также 6 мая 2016 года, однако по ошибке сотрудника общего отдела такое постановление было зарегистрировано 5 мая 2016 года. Также указывал на то, что в 30 марта 2016 года Окружным Советом депутатов МО «Зеленоградский городской округ» было принято решение № 45, в соответствии с которым малоимущими признаются граждане, размер среднемесячного совокупного дохода которых, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает однократную величину прожиточного минимума на душу населения. При этом Законом Калининградской области размер прожиточного минимума для пенсионеров в Калининградской области установлен в 8803 рублей. Таким образом, доходы Миронова Г.А., размер которых уже в 2014 году составлял 14592 рубля, не позволяют признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в настоящий момент. Кроме того, для рассмотрения такого вопроса Миронову Г.А. предлагалось представить комплект актуальных документов, однако им этого не было сделано. Также указывал на то, что при подаче заявления о постановке на учет нуждающихся 11 декабря 2014 года Миронов Г.А. с целью сокрытия имущественного и материального положения снял с регистрационного учета своего сына ФИО6. и внучку ФИО5, и таким образом умышленно уменьшил общий совокупный доход. Просил в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Миронов Г.А. является нанимателем <адрес> в <адрес>.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 29 мая 2009 года жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации МО «Зеленоградское городское поселение» от 14 февраля 2013 года № 40 вышеуказанное заключение утверждено, а жилой <адрес> в <адрес> включен в Программу переселения на 2013-2015 годы, этим же постановлением определен планируемый период переселения граждан из указанного дома в рамках Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы.

Как следует из пояснений сторон, жильцы данного дома до настоящего момента не расселены.

Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 29 сентября 2014 года, вступившим в законную силу 10 декабря 2014 года на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда Миронову Г.А., ФИО6, действующему за себя и несовершеннолетнюю ФИО5 было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Зеленоградское городское поселение» о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке на основании договора социального найма на семью в составе три человека благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> в виде отдельной квартиры, расположенной не выше второго этажа и равнозначной, ранее занимаемой, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям.

Данным решением установлено, что на момент рассмотрения указанного иска Мироновых в <адрес> в <адрес> были постоянно зарегистрированы наниматель Миронов Г.А., его сын ФИО6 и внучка несовершеннолетняя ФИО5 Также установлено, что Мироновы в установленном законом порядке с предоставлением комплекта необходимых документов не обращались в администрацию по вопросу постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях и не были признаны нуждающимися. Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении такого дела Миронов Г.А. пояснял, что не обязан предоставлять требуемые документы для постановки его на учет нуждающихся, поскольку размер его пенсии не позволяет признать его малоимущим.

Из материалов дела также усматривается, что в период рассмотрения данного дела ФИО6 и несовершеннолетняя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ были сняты с регистрационного учета в <адрес> в <адрес> (л.д. 53).

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, вышеуказанное решение Зеленоградского районного суда имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

Как усматривается из представленных материалов, после состоявшегося решения Зеленоградского районного суда от 29 сентября 2014 года Миронов Г.А. 6 октября 2016 года обратился в администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» с заявлением, в котором просил предоставить ему перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, одновременно приложив справки о доходах и размере пенсии и копию поквартирной карточки, копию лицевого счета, из которых усматривается, что его сын ФИО6 и внучка Анастасия уже были сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

31 октября 2014 года на данное заявление Миронова Г.А. был дан ответ об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в <адрес> в <адрес>, имеющей общую площадь 35,7 кв.м., он был зарегистрирован один, а общая площадь квартиры превышает установленную учетную норму.

При рассмотрении дела по иску Миронова к администрации МО «Зеленоградское городское поселение» о признании решения администрации об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий судом было установлено, что Миронов Г.А. до 11 декабря 2014 года не представлял в администрацию полный пакет документов, необходимых для рассмотрения его вопроса, в связи с чем действия администрации и ее решения до этой даты были правильными.

11 декабря 2014 года Миронов Г.А., собрав пакет документов как для одиноко проживающего гражданина, вновь обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав в качестве основания постановки на такой учет аварийность его дома.

Ответом от 31 декабря 2014 года администрация МО «Зеленоградский городской округ» указала Миронову Г.А. на то, что им был представлен не полный пакет документов, ранее ему было отказано в постановке на учет нуждающихся, в связи с чем с Мироновым Г.А. прекращается переписка.

Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 6 июля 2015 года по гражданскому делу по иску Миронова Г. А. к администрации МО «Зеленоградское городское поселение» с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 сентября 2015 года, такое решение администрации МО «Зеленоградское городское поселение» об отказе в постановке Миронова Г.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признано незаконным, на администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Миронова Г.А. на основании заявления от 11 декабря 2014 года.

Данным решением установлено, что администрацией не было проверено наличие либо отсутствие оснований для постановки на такой учет, а также наличие оснований признания его малоимущим, фактически заявление Миронова Г.А. администрацией не было рассмотрено и решения по нему в установленном порядке не принято. Судом также было указано, что при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения в аварийном доме не подлежит учету и данное обстоятельство не может служить основанием к отказу для постановки Миронова Г.А. на учет нуждающихся.

Данное решение Зеленоградского районного суда также имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

В последствии во исполнение данного решения суда 12 ноября 2015 года администрацией МО «Зеленоградское городское поселение» было рассмотрено заявление Миронова Г.А. от 11 декабря 2014 года и ответом от 12 ноября 2015 года Миронову Г.А. вновь было отказано в признании малоимущим и в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что его доход по состоянию на дату подачи первоначального заявления 11 декабря 2014 года составлял 14592,15 рублей и превышал установленную величину прожиточного минимума для пенсионеров (6609 рублей) в Калининградской области на 4 квартал 2014 года (6609х2=13218 рублей).

Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 21 января 2016 года по гражданскому делу № 2-75/16 по иску Миронова Г.А. к администрации МО «Зеленоградское городское поселение», его исковые требования были удовлетворены и решение администрации МО «Зеленоградское городское поселение» об отказе в постановке Миронова Г.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 12 ноября 2015 года признано незаконным, а на администрацию МО «Зеленоградское городское поселение» возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Миронова Г. А. на основании заявления от 11 декабря 2014 года в течении 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Как видно из текста данного решения и апелляционного определения от 6 апреля 2016 года, судом установлено, что при принятии 12 ноября 2015 года отказного решения администрацией МО «Зеленоградский городской округ» вопрос о постановке на учет нуждающихся в отношении Миронова Г.А. не был рассмотрен в установленном законом порядке по вине администрации, обстоятельства, имеющие правовое значение для принятия решения об отказе не были исследованы, а администрацией Миронову Г.А. не предлагалось представить актуальный на дату рассмотрения такого вопроса комплект документов, подтверждающих его имущественное положение, для определения размера доходов и признания его малоимущим, в связи с чем решение об отказе в постановке на учет нуждающихся без исследования необходимых документов являлся необоснованным и преждевременным.

Данное решение Зеленоградского районного суда и апелляционное определение также имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

Судом также установлено, что во исполнение указанных выше судебных актов, письмом от 28 апреля 2016 года № 3081 администрацией МО «Зеленоградский городской округ» было предложено Миронову Г.А. в рамках рассмотрения вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставить актуальный комплект документов, перечень которых утвержден ст.2 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 по состоянию на апрель 2016 года (л.д. 94).

Данное письмо Миронов Г.А. получил, что им и не отрицалось в судебном заседании, однако такой комплект документов им в администрацию не был предоставлен, как и не было заявлено требования о продлении срока для предоставления таких документов.

В судебном заседании Миронов Г.А. пояснил, что не считал нужным вновь предоставить комплект документов, поскольку ранее уже такие документы предоставлял и у администрации они имеются.

Как усматривается из протокола № 5 от 6 мая 2016 года, при рассмотрении жилищной комиссией заявления Миронова Г.А. от 11 декабря 2014 года вновь было принято решение об отказе в постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по тем основаниям, что из представленных Мироновым Г.А. справок от 2 октября 2014 года и от 11 сентября 2014 года следует, что он получает пенсию по инвалидности по линии МВД в размере 14592,15 рублей, что меньше двукратной величины прожиточного минимума на душу населения для пенсионеров, установленной постановлением Правительства Калининградской области от 16 февраля 2015 года № 71 в размере 6609 рублей (6609+6609= 13218 рублей), в связи с чем Миронов Г.А. не может быть признан малоимущим.

Также комиссией указывалось, что Мироновым Г.А. не представлено актуального комплекта документов по запросу администрации МО «Зеленоградское городское поселение» по состоянию на дату рассмотрения заявления для подтверждения его статуса малоимущего на момент рассмотрения заявления в мае 2016 года, а решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 30 марта 2016 года № 45 установлено, что малоимущими признаются граждане, размер среднемесячного совокупного дохода которых, приходящегося на каждого члена семьи, не превышает однократную величину прожиточного минимума на душу населения и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании Миронов Г.А. в качестве обоснования своего иска указывал на то, что является малоимущим и должен быть поставлен на соответствующий учет.

Данные доводы истца суд находит необоснованными по следующим обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина как малоимущим, так и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Для отдельных категорий граждан законодатель также предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма лиц, чьи жилые помещения признаны аварийными и непригодными для проживания, то суд полагает, что право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания его малоимущим.

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ (п. 3, 7 ст. 13 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается также законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).

Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года № 632 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане, признанные таковыми в порядке, установленном Законом Калининградской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма», при наличии оснований признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» с последующими изменениями - малоимущими гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи (среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (статья 1 Закона).

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагаются документы, необходимые для определения среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, перечисленные в указанной норме Закона.

Требование каких-либо других документов, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.

Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года № 632 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Перечень таких документов установлен статьей 2 данного Закона Калининградской области, которой также предусмотрено, что к заявлению прилагаются, в том числе и документы, свидетельствующие, что в течение пяти лет до его подачи гражданин не совершал действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. В случае отсутствия таких документов указанные сведения подтверждаются соответствующей распиской гражданина.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О указал, что намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.

Как указано выше, в период рассмотрения дела по иску Мироновых о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке на основании договора социального найма на семью в составе три человека благоустроенного жилого помещения (решение от 29 сентября 2014 года) сын истца по настоящему делу ФИО6 и несовершеннолетняя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при наличии постоянной регистрации месту жительства, являясь членами семьи истца Миронова Г.А., 3 октября 2014 года добровольно по собственной инициативе были сняты с регистрационного учета в <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании Миронов Г.А. пояснил, что такие действия его сына и внучки были вызваны переменой их постоянного места жительства. Вместе с тем, о данном обстоятельстве Мироновым Г.А. при подаче апелляционной жалобы (31 октября 2014 года) на решение суда от 29 сентября 2014 года не заявлялось и не указывалось. При этом при рассмотрении такого дела в суде апелляционной инстанции (10 декабря 2014 года) Миронов Г.А. сам лично пояснял, что не намерен предоставлять необходимые документы для постановки его на учет нуждающихся, поскольку размер его пенсии не позволяет признать его малоимущим.

Такое пояснение Миронова Г.А. идет в противоречии с предпринятыми им действиями вне рамок вышеуказанного судебного разбирательства.

В последующем после вступления решения суда от 29 сентября 2014 года в законную силу 10 декабря 2014 года Миронов Г.А., собрав комплект документов как на одиноко проживающего гражданина, подал их на следующий день 11 декабря 2104 года в администрацию для решения вопроса о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, умолчав о том, что ранее он проживал в вышеуказанной квартире с семьей.

Также при подаче такого заявления им не было представлено соответствующих документов и не указано размера доходов его сына ФИО6 для определения среднедушевого дохода семьи Мироновых в целях исключения таких действий как намеренного ухудшения положения для признания истца малоимущим. Напротив Миронов Г.А. постоянно утверждал, что он является одиноко проживающим гражданином.

Таким образом, суд полагает, что данные действия истца свидетельствуют о том, что им не выполнены требования ст. 2 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года № 632 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части предоставления документов или сведений, свидетельствующих, что в течение пяти лет до его подачи заявления гражданин не совершал действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, либо расписки о несовершении действий по намеренному ухудшению жилищных условий.

Кроме того, суд также учитывает, что в настоящий момент Миронов Г.А. получает пенсию по инвалидности по линии МВД, размер которой составляет 16227,54 рубля, что подтверждается соответствующей справкой (л.д. 91).

При этом согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 16 августа 2016 года № 387 «Об установлении прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Калининградской области за 2 квартам 2016 года» на 2 квартал 2016 года прожиточный минимум для трудоспособного населения был установлен в размере 10965 рублей, для пенсионеров – 8382 рубля.

Решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 30 марта 2016 года № 45 установлено, что в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «Зеленоградский городской округ» малоимущими признаются граждане, размер среднемесячного совокупного дохода которых, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает однократную величину прожиточного минимума на душу населения (в среднем за месяц), установленную Правительством Калининградской области.

Таким образом, размер доходов Миронова Г.А. на момент принятия решения администрации МО «Зеленоградский городской округ» (6 мая 2016 года) об отказе в постановке его на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, не позволяет признать его малоимущим, в связи с чем права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, у него в настоящий момент не имеется.

Доводы Миронова Г.А. о том, что он должен был быть признан малоимущим и поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма на момент подачи им заявления 11 декабря 2014 года, когда размер его доходов позволял признать его малоимущим, суд не может признать обоснованными, поскольку на такую дату им не был предоставлен полный комплект документов для положительного решения данного вопроса и в последующем истец также отказывался от предоставления полного комплекта документов.

Ссылки Миронова Г.А. на то, что он проживает в аварийном жилом помещении, в связи с чем должен был быть поставлен на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, суд также не принимает во внимание, так как в любом случае для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, исходя из положений ст. 49 ЖК РФ, необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Указания Миронова Г.А. на то, что он является инвалидом 2 группы, социальная защита которых предусматривается внеочередное предоставление жилых помещений, суд также полагает необоснованными.

В силу ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях: при установлении малоимущности и нуждаемости по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, письмом от 28 апреля 2016 года № 3081 во исполнение последнего решения Зеленоградского районного суда от 21 января 2016 года администрацией МО «Зеленоградский городской округ» предлагалось Миронову Г.А. предоставить актуальный комплект документов, перечень которых утвержден ст.2 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 по состоянию на апрель 2016 года, что им не было выполнено.

Частями 1 и 2 статьи 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе и в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Таким образом, учитывая, что Мироновым Г.А. как при подаче заявления 11 декабря 2014 года, так и при рассмотрении 6 мая 2016 года администрацией вопроса о постановке его на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, не предоставлено полного комплекта документов, позволяющих положительно решить данный вопрос, суд полагает, что решение администрации МО «Зеленоградский городской округ», принятое 6 мая 2016 года об отказе в постановке истца на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, является законным и обоснованным,

Доводы Миронова Г.А. о том, что постановление № 881, которым ему было отказано в постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, было подписано 5 мая 2016 года, а заседание комиссии имело место 6 мая 2016 года, не являются основанием для удовлетворения требований истца о признании его права на постановку на такой учет, так как такого права у него не имеется и, кроме того, им оспаривается именно решение администрации МО «Зеленоградский городской округ» об отказе в постановке на учет, а требования о признании недействительным вышеуказанного постановления не заявлено. Как следует из протокола № 5, заседание жилищной комиссии по решению вопроса о постановке Миронова Г.А. на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, состоялось 6 мая 2016 года, где и было принято отрицательное решение.

Учитывая вышеизложенное суд полагает, что оснований для удовлетворения иска Миронова Г.А. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Миронова ФИО8 к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании решения от 6 мая 2016 года в части отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях как малоимущего и проживающего в аварийном доме, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года.

Судья Ватралик Ю.В.

2-898/2016 ~ М-902/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Миронов Григорий Анатольевич
Ответчики
Администрация МО «Зеленоградский городской округ»
Суд
Зеленоградский районный суд Калининградской области
Судья
Ватралик Ю.В.
Дело на странице суда
zelenogradsky--kln.sudrf.ru
01.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2016Передача материалов судье
03.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.09.2016Предварительное судебное заседание
10.10.2016Судебное заседание
01.11.2016Судебное заседание
23.11.2016Судебное заседание
08.12.2016Судебное заседание
12.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2017Дело оформлено
17.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее