Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3323/2020 ~ М-2419/2020 от 10.04.2020

10RS0011-01-2020-003122-52 Дело № 2-3323/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2020 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Е.Н.Ващенко,

при секретаре М.В. Поташевой,

с участием прокурора Варфоломеевой И.А., ответчика Осиповой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ в лице Федерального казенного учреждения «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ к Гарюку В.А., Осиповой О.В., о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении,

установил:

Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что ответчики незаконно занимают служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, при этом помещение является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СЗТУИО» МО РФ). Гарюку В.А. согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ найма жилого помещения в общежитии было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно акту проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, справке <данные изъяты> <адрес> Гарюк В.А., Осипова О.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, имеется задолженность по оплате коммунальных платежей в размере <данные изъяты>. Гарюк В.А. ДД.ММ.ГГГГ уволен из ФГУП «Северо-Западное строительное управление специального строительства МО РФ», соответственно утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации. Ответчикам направлено уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения. Истец просит выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В дальнейшем истец требования увеличил, просит также признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Осипова О.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что работала длительное время в Петрозаводском ЛПК и проживала в общежитии, просила предоставить отсрочку выселения, поскольку требуется время для освобождения жилого помещения.

Ответчик Гарюк В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании иск не признал.

Представители третьих лиц ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений»Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласно отзывам требования полагают подлежащими удовлетворению.

Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав ответчика Осипову О.В., мнение прокурора, полагавшего требования обоснованными и подлежащими удовлетворению с предоставлением отсрочки выселения, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Гарюку В.А. согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ найма жилого помещения в общежитии было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СЗТУИО» МО РФ) в соответствии с Приказом Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ», ФГКУ «СЗТУИО» МО РФ является правопреемником ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» Министерства Обороны РФ.

Согласно передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п.79) передано, в том числе, здание общежития по адресу: <адрес>.

В соответствии со справками из <данные изъяты> <адрес>, актом проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Гарюк В.А., Осипова О.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> имеется задолженность по оплате коммунальных платежей в размере 3541 руб. 28 коп.

Согласно сведений трудовой книжки Гарюк В.А. принят на работу в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, уволен ДД.ММ.ГГГГ, принят в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока трудового договора, ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты> и уволен ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты> и переведен в лесопильно-деревообрабатывающий цех по контракту, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию. Принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «Северо-Западное строительное управление специального строительства МО РФ», уволен ДД.ММ.ГГГГ, принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в филиал ФГУП «Строительное управление Ленинградского военного округа МО РФ» <данные изъяты>, уволен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений трудовой книжки Осиповой О.В. она принята на работу ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ уволена, ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты> и уволена ДД.ММ.ГГГГ по переводу в <данные изъяты>, уволена ДД.ММ.ГГГГ, принята на работу в <данные изъяты> и уволена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

Как разъяснено в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Статьей 108 ЖК РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 этого кодекса, не могут быть выселены: инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; семьи военнослужащих; инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.

Судом установлено, что согласно сведениям о регистрации в паспортах ответчиков, они имели временную регистрацию по адресу: <адрес>, Гарюк В.А. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, затем до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), Осипова О.В. временно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, затем до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справки отдела Адресно-справочной работы УФМС России по РК следует, что ответчики зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действительно ответчики имели временную регистрацию в общежитии по адресу: <адрес>, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ Осипова О.В. признана малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что здание указанного общежития по адресу: <адрес> ранее до ДД.ММ.ГГГГ состояло на балансе у ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» Министерства Обороны РФ, правопреемником которого в настоящее время является ФГКУ «СЗТУИО» Министерства Обороны РФ.

При таких обстоятельствах, анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчики не относятся к числу лиц, которые в силу ст.108 ЖК РСФСР не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения, поскольку проживали в служебном жилом помещении, закрепленном за Министерством обороны Российской Федерации и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме того, на дату ДД.ММ.ГГГГ ответчики в любом случае не проработали на предприятии, предоставившем жилое помещение, не менее десяти лет, поскольку Гарюк В.А. работал в <данные изъяты> с перерывами в трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть менее десяти лет и принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в иное учреждение - ФГУП «Северо-Западное строительное управление специального строительства МО РФ», Осипова О.В. работала с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> с перерывами в трудовой деятельности и уволена ДД.ММ.ГГГГ, то есть также менее десяти лет, в дальнейшем принята на работу в иную организацию в <данные изъяты> и уволена ДД.ММ.ГГГГ, при этом учитывается, что <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица только ДД.ММ.ГГГГ, правопреемником <данные изъяты> не является, что следует из выписки из ЕГРЮЛ, в настоящее время правопреемником <данные изъяты> является <данные изъяты>

В силу ст.294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Таким образом, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениям во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.209, ст.304 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации
(иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным
законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов Российской Федерации включает в себя, в том числе вопросы правомерного владения и распоряжения федеральной собственностью.

В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Инструкцией Министра Обороны Российской Федерации «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, служебных жилых помещений» не предусмотрено предоставление служебных жилых помещений лицам, не состоящим с Министерством обороны Российской Федерации в служебных или в трудовых отношениях.

По смыслу ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация, производимая на основании Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 года, устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, то есть не порождает, не изменяет и не влияет на гражданские правоотношения, в том числе и связанные с правом на жилище, в связи с чем, юридического значения для разрешения спора не имеет.

Факт регистрации гражданина по месту жительства сам по себе не может служить основанием для решения вопроса относительно его права на жилое помещение, так как регистрационный учет граждан по месту жительства носит уведомительный характер, являясь административным актом, и лишь отражает собой факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, и, следовательно, не может служить единственными достаточным основанием для обладания правом пользования жилым помещением.

Ответчики требование об освобождении квартиры не выполнили, с регистрационного учета не снялись, при этом, ответчик Осипова О.В. просит сохранить право пользования жилым помещением на три месяца, поскольку в собственности и по найму жилые помещения отсутствуют, возможность обеспечить себя иным жилым помещением в короткие сроки отсутствует.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчики не состоят с Министерством обороны Российской Федерации в служебных или в трудовых отношениях, проживают в здании общежития, которое является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, не относятся к числу лиц, которые в силу ст.108 ЖК РСФСР не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения, исковые требования подлежат удовлетворению, следует признать Гарюка В.А., Осипову О.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Выселить Гарюка В.А., Осипову О.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Применяя аналогию закона, положения части 4 статьи 31 ЖК РФ, разъяснения, данные в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения, поставлен на обсуждение вопрос о возможности сохранения права пользования спорным жилым помещением ответчиками на определенный срок, как испрашивает ответчик Осипова О.В. в течение трех месяцев с момента вынесения решения суда, истец данный вопрос оставил на усмотрение суда.

При таких обстоятельствах, учитывая то обстоятельство, что ответчики не имеют по договору найма либо в собственности жилых помещений, в связи с тяжелым материальным положением не могут в короткие сроки обеспечить себя жилым помещением для проживания, суд полагает возможным предоставить отсрочку выселения с сохранением права пользования спорным жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчиков в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>., по <данные изъяты> с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать Гарюка В.А., Осипову О.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>

Выселить Гарюка В.А., Осипову О.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставив отсрочку выселения до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Гарюка В.А., Осиповой О.В. государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в сумме <данные изъяты>., по <данные изъяты>. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.Н. Ващенко

Решение в окончательной форме принято 10.08.2020.

2-3323/2020 ~ М-2419/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г.Петрозаводска
Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчики
Осипова Ольга Владимировна
Гарюк Виктор Анатольевич
Другие
Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо- Западное территориальное управление имущественных отношений " Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Ващенко Е.Н.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.06.2020Предварительное судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2020Дело оформлено
22.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее