УИД 28RS0008-01-2021-001542-55 Дело № 2-891/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 15 октября 2021 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием представителя истцов – помощника прокурора <адрес> ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 и несовершеннолетней ФИО3 к Министерству социальной защиты населения ФИО4 <адрес>, администрации <адрес> о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной ФИО2 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории ФИО4 <адрес>», возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> проведена проверка законности отказа по выплате несовершеннолетней ФИО3 и ее законному представителю ФИО1 из федерального бюджета в связи с отсутствием транспортной доступности в период прошедшего в мае-августе 2021 года паводка. В ходе проверки установлено, что ФИО1 совместно со своей несовершеннолетней дочерью ФИО3 на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали в жилом помещении по адресу: ФИО4 <адрес>, длительное время, что подтверждается справкой Амуро-Балтийской администрации. В результате паводка была нарушена транспортная доступность в <адрес>. В производстве выплат из федерального бюджета по 10 тыс. рублей в связи с нарушением транспортной доступности ФИО1 отказано по причине регистрации по месту жительства с <Дата обезличена>, то есть после введения режима ЧС, а ФИО3 по причине отсутствия сведений о месте жительства последней. ФИО2 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории ФИО4 <адрес>» введен региональный режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой, в том числе, затрагивает территорию <адрес>. Правительством ФИО4 <адрес> принято постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации». Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека. Как показала проверка, жилое помещение по адресу: ФИО4 <адрес> период наводнения затоплено не было, при этом была нарушена транспортная доступность. Факт проживания семьи ФИО1 и ФИО3 в <адрес>, находящимся в зоне, подвергнутой затоплению, подтверждается справкой администрации Амуро-Балтийского сельсовета. Согласно заключению администрации <адрес> об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории ФИО4 <адрес> от <Дата обезличена> установлен факт нарушения условий жизнедеятельности лиц, проживающих по адресу ФИО4 <адрес>. Вместе с тем, администрацией <адрес> <Дата обезличена> отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с тем, что у ФИО1 регистрация по месту проживания имеется только с <Дата обезличена>, а в отношении ФИО3 отсутствует сведения о месте жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п. 1 ст. 20 ГК). ФИО3, 2021 года рождения, в силу своего возраста не может самостоятельно определять свое место жительства и осуществлять при этом соответствующую регистрацию. Отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права ФИО1 и ФИО3, на защиту от чрезвычайных ситуаций. На основании изложенного, заместитель прокурора <адрес> просит: признать ФИО1 и несовершеннолетнюю ФИО3, 2021 года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной ФИО2 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории ФИО4 <адрес>», обязать администрацию <адрес> включить ФИО1 и несовершеннолетнюю ФИО3, 2021 года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства ФИО4 <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, обязать Министерство социальной защиты населения ФИО4 <адрес> произвести ФИО1 и несовершеннолетней ФИО3, 2021 года рождения, выплату единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. за счет средств резервного фонда Правительства ФИО4 <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> каждому, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – ГУ МЧС по ФИО4 <адрес>, администрация Амуро-Балтийского сельсовета <адрес>, Министерство лесного хозяйства ФИО4 <адрес>, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 <адрес> ФИО7, настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому исковые требования прокурора считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению, так как согласно постановлению Правительства ФИО4 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> выплаты единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном подтверждении: постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушений условий жизнедеятельности гражданина в результате поражающих факторов источника ЧС. При рассмотрении представленного в отношении ФИО1, ФИО3 пакета документов комиссией установлено, что в жилом помещении, которое попало в зону ЧС по адресу: <адрес>, ФИО1 зарегистрирована с <Дата обезличена>, то есть после введения режима ЧС, сведения о регистрации ФИО3 отсутствуют.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес> в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица – администрации Амуро-Балтийского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц – ГУ МЧС по ФИО4 <адрес>, Министерства лесного хозяйства ФИО4 <адрес>, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явились, о месте и времени уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, отзыв на него, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 26 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека, в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В статье 27 указано, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Статья 45 ГПК РФ, предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, прокурор указывает, что заявление направлено на защиту социальных прав несовершеннолетнего ребенка и его матери, в связи с невозможностью получения ими единовременной материальной помощи из-за отсутствия регистрации по месту постоянного жительства.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> <Дата обезличена>.
ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО3, <Дата обезличена> года рождения (актовая запись о рождении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).
Сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетней ФИО3 не имеется.
Вместе с тем, согласно справки администрации Амуро-Балтийского сельсовета <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и находилась по вышеуказанному адресу, совместно с ней по месту регистрации проживает несовершеннолетняя дочь – ФИО3, <Дата обезличена> года рождения.
ФИО2 администрации <адрес> <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> введен режим чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, связанного с аварийным состоянием автомобильных дорог, в которое в последующем вносились изменения, согласно которым установлены границы зон чрезвычайной ситуации на дорогах регионального значения, в том числе дороги «Заречное-Сиан».
Из приложения к информационному письму министерства транспорта и дорожного хозяйства ФИО4 <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, перечень границ зоны чрезвычайной ситуации в разрезе отдельных муниципальных образований ФИО4 <адрес>, утвержденный ФИО2 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р, дополнен: прекращено регулярное транспортное сообщение автобусного маршрута <Номер обезличен> «<адрес>» из-за размыва участка автомобильной дороги регионального значения автомобильной дороги регионального значения «Заречное-Сиан» с 1 км по 2 км с <Дата обезличена>.
ФИО2 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории ФИО4 <адрес>» с <Дата обезличена> введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию <адрес>.
ФИО2 главы администрации <адрес> ФИО4 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р в связи с возникновением опасных природных явлений, на территории <адрес> введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от <Дата обезличена> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от <Дата обезличена> № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от <Дата обезличена> № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от <Дата обезличена> № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее - Правила <Номер обезличен>), предусматривает, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека).
Согласно п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется при следующих условиях:
- в отношении оказания граждан единовременной материальной помощи: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, нарушение условий жизнедеятельности гражданина.
- в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости.
В соответствии с п. 11 Правил <Номер обезличен> критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Подпункт «в» пункта 12 Правил <Номер обезличен> предусматривает, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется при выполнении следующих условий, в том числе, наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.
Правительством ФИО4 <адрес> принято постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление <Номер обезличен>).
Согласно п. 1 Постановления <Номер обезличен> пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства ФИО4 <адрес> оказывается:
1) единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека;
2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.
В соответствии с п. 2.1 Постановления <Номер обезличен> органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов ФИО4 <адрес>, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обязаны обеспечить:
1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - заявления);
2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов ФИО4 <адрес>, комиссий в составе не менее 3 человек в целях:
а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка <Номер обезличен>);
б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка <Номер обезличен>);
3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений:
а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи;
б) обследование и составление комиссиями:
- заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи);
- актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости);
4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации:
а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению <Номер обезличен> к Порядку <Номер обезличен>;
б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости;
5) направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности ФИО4 <адрес> в течение 2 календарных дней со дня их составления.
Согласно п. 2.2 Постановления <Номер обезличен> министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности ФИО4 <адрес> представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение ФИО2 области и направляет утвержденных ФИО2 области списки граждан, в министерство социальной защиты населения ФИО4 <адрес>.
В соответствии с п. 2.3 Постановления <Номер обезличен> Министерство социальной защиты населения ФИО4 <адрес> на основании утвержденных ФИО2 области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения ФИО4 <адрес> - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия ФИО2 Правительства ФИО4 <адрес> о выделении средств.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублей на человека.
Согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории ФИО4 <адрес>, утвержденному <Дата обезличена> главой <адрес>, в отношении пострадавшей ФИО1 проживающей в жилом помещении по адресу: <адрес>, установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания пострадавших (<адрес>) и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, наличие и состав общественного транспорта в районе проживания пострадавших имеется, но отсутствует возможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к пострадавшим остановочного пункта. Факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО1 подтвержден.
При обращении ФИО1 в своих интересах и в интересах ее ребенка в администрацию <адрес> ФИО4 <адрес> с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, ей был дан ответ, согласно которому администрацией было принято решение об отказе во включении ФИО1 и ФИО3, в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с нарушением транспортной доступности по причине наличия у ФИО1 регистрации по месту проживания до <Дата обезличена>, а в отношении ФИО3 - отсутствия сведений о месте жительства.
Вместе с тем, как следует из установленных судом обстоятельств, ФИО1 в период с <Дата обезличена> (будучи беременной ФИО3) по <Дата обезличена> имела регистрацию и проживала по адресу <адрес>, при этом как уже было установлено судом ранее, отсутствие транспортной доступности установлено для конкретного населенного пункта (<адрес>).
Дочь ФИО1 – ФИО3, 2021 года рождения является несовершеннолетней, которая в силу своего возраста не может самостоятельно определять свое место жительства и осуществлять при этом соответствующую регистрацию.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон <Номер обезличен>) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст. 3 Закона <Номер обезличен> обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отсутствие регистрации несовершеннолетней ФИО3, родившейся <Дата обезличена>, а также регистрация ФИО1 по месту жительства <Дата обезличена> (через 5 дней после введения режима ЧС), по адресу: <адрес>, где она со своей дочерью проживала на момент составления заключения об отсутствии транспортной доступности, с учетом того, что судом было установлено, не может являться основанием для лишения их мер социальной поддержки в период чрезвычайной ситуации.
Суд считает необходимым отметить, что место жительства детей в силу прямого указания закона является место жительство их матери, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы искового заявления о постоянном как ФИО1 так и ФИО3 по адресу: <адрес> период с <Дата обезличена> до <Дата обезличена>, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты, иных доказательств в материалах дела не имеется (данными об обратном суд не располагает).
Совокупность представленных суду доказательств дает основание для удовлетворения требований прокурора.
В силу ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1, несовершеннолетней ФИО3, удовлетворить.
Признать ФИО1 <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной ФИО2 <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории ФИО4 <адрес>».
Обязать администрацию <адрес> ФИО4 <адрес> включить ФИО1 <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства ФИО4 <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Обязать Министерство социальной защиты населения ФИО4 <адрес> произвести ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства ФИО4 <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> каждому.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в ФИО4 областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.
Председательствующий