Судья Губин Я.Ю. Дело № 33а-10485/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2017 года апелляционную жалобу Самуськова А.Н. на решение Красногорского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года по делу по административному исковому заявлению Самуськова <данные изъяты> к Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным протокола заседания межведомственной комиссии от 15.10.2015, постановлений Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 19.10.2015 № 1313, от 19.10.2015 № 1314, от 19.04.2016 № 353.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя ООО «ПАРК» - Алесенко В.А.,
установила:
Самуськов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения и дополнения заявленных требований – л.д. 5-11, 274-275) к Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области о признании незаконным протокола заседания межведомственной комиссии от 15.10.2015, постановлений Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 19.10.2015 № 1313, от 19.10.2015 № 1314, от 19.04.2016 № 353; последнего - в части изъятия квартиры № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по <данные изъяты>
Свои требования мотивировал тем, что является собственником квартиры № 7, расположенной в доме № 9 по ул. Парковая г. Красногорска Московской области. Между Администрацией городского поселения Красногорск и ООО «ПАРК» 22.05.2012 был заключен договор о развитии застроенной территории. Оспариваемыми актами дом № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением от 19.04.2016 № 353 решено изъять у владельцев жилые помещения, расположенные в данном доме.
По мнению административного истца, оспариваемые акты являются незаконными, поскольку он не был приглашен на заседание межведомственной комиссии, на котором решался вопрос о признании дома аварийным; какие-либо документы, свидетельствующие о непригодности жилого помещения для проживания, ему не направлялись; заключение ООО «Центр судебных и негосударственных экспертиз «Индекс» о нахождении здания в аварийном состоянии, послужившее основанием для вынесения межведомственной комиссией своего заключения, не соответствует действительности; предложения ООО «ПАРК» относительно выкупной цены его квартиры, о предоставлении жилья в натуре его не устраивают.
Представитель Администрации городского поселения Красногорск и представитель заинтересованного лица - ООО «ПАРК» требования Самуськова А.Н. не признали, просили в их удовлетворении отказать.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года в удовлетворении административного иска Самуськову А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Самуськов А.Н. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, за исключением представителя ООО «ПАРК», в судебное заседание не явились, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом; учитывая положения ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Самуськов А.Н. является собственником квартиры № 7, расположенной в многоквартирном доме № 9 по ул. Парковая г. Красногорска Московской области. Решением Совета депутатов городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 16.03.2011 № 214/18 утверждена Муниципальная адресная программа развития застроенной территории микрорайона № 10 «Брусчатый поселок»; в зону развития попал многоквартирный жилой дом № <данные изъяты> по улице Парковая (двухэтажный, <данные изъяты> года постройки, материал стен – брус, перекрытия деревянные, количество квартир – 8).
Между Администрацией городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области и ООО «ПАРК» 22.05.2012 заключен договор о развитии застроенной территории – квартала № 2 микрорайона № 10 «Брусчатый поселок» г. Красногорска.
Постановлением Администрации городского поселения Красногорск от 01.10.2012 № 1007 утвержден проект планировки с проектом межевания в его составе застроенной территории по адресу: квартал № 2 микрорайона № 10 «Брусчатый поселок» г. Красногорска, занятый жилыми домами (в том числе домом 9 по ул. Парковая), объектами социального, коммунально-бытового назначения и объектами инженерной инфраструктуры. Данный нормативно-правовой акт является действующим, не отменен, не оспорен; не оспаривается он и административным истцом.
Решением межведомственной комиссии городского поселения Красногорск по вопросам согласования переустройства и/или перепланировки жилых и нежилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые, признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 15.10.2015 (пункт 5 протокола заседания комиссии) многоквартирный дом № 9 по ул. Парковая г. Красногорска признан аварийным и подлежащим сносу. При этом межведомственная комиссия приняла во внимание техническое заключение по результатам обследования здания, подготовленное ООО «Центр судебных и негосударственных экспертиз «Индекс».
Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Администрации городского поселения Красногорск от 19.10.2015 № 1313 утверждено решение межведомственной комиссии от 15.10.2015 (л.д. 225); постановлением того же органа от 19.10.2015 № 1314 многоквартирный жилой дом № 9 по ул. Парковая признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 18).
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочего, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок, условия, основания признания жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентированы Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Учитывая, что с ООО «ПАРК» заключен договор о развитии застроенной территории, общество обязано уплатить выкупную цены за изымаемые жилые помещения в домах, подлежащих сносу, данное юридическое лицо имело право поставить перед межведомственной комиссией вопрос об установлении (отсутствии) факта аварийности жилых домов, попадающих в зону застройки. Представление заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в связи с постановкой вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции являлось для заявителя согласно пункту 45 Положения обязательным. Кроме того, администрация городского поселения как собственник ряда помещений в доме также имела право инициировать процедуру признания многоквартирного жилого дома аварийным.
В силу пункта 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).
Как следует из технического заключения № 0019-ОБС-15/1 от 21.05.2015 по результатам обследования здания по адресу: <данные изъяты>, подготовленного ООО «Центр судебных и негосударственных экспертиз «Индекс», фундамент здания имеет дефекты и повреждения в виде выпучивания либо разрушения стен входа в подвал, искривления и разрушения кладки цоколя, выветривания раствора из швов и увлажнение кладки фундамента; состояние стен здания недопустимое: перекосы и выпучивания стен свидетельствуют о потере несущей способности, участки перекрытия под подвалом полностью разрушены в результате гниения; требуется полная замена деревянных перегородок, полов, оконных и дверных блоков.
В ходе судебного разбирательства выводы заключения об аварийности здания допустимыми и относимыми доказательствами опровергнуты не были. Само по себе неприглашение Самуськова А.Н. на заседание межведомственной комиссии, непредоставление ему документов о техническом состоянии дома не свидетельствуют о незаконности принятого межведомственной комиссией решения.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Администрации городского поселения Красногорск от 19.04.2016 № 353 решено изъять у собственников жилые помещения, расположенные в ряде многоквартирных жилых домов города Красногорска, в доме числе квартиру № <данные изъяты>, принадлежащую Самуськову А.Н. (л.д. 233-236). Постановлением предусмотрено, что выкупная цена изымаемых помещений, сроки и другие условия выкупа будут определяться соглашениями с собственниками помещений, снос будет осуществлен после расселения жильцов и урегулирования вопроса о выкупе.
В силу пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
С момента, как ему стало известно о признании многоквартирного дома аварийным (январь 2016 года), Самуськов А.Н. не выразил намерения реконструировать дом, в котором расположено принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. Не имеют такого намерения и иные собственники (владельцы) жилых помещений в доме; более того, как пояснил суду апелляционной инстанции представитель ООО «ПАРК», с собственниками остальных помещений в доме заключены соглашения об обмене принадлежащих им помещений на новое благоустроенное жилье.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении административного иска Самуськова А.Н.: все оспариваемые акты являются необходимым этапом процедуры переселения граждан из аварийного жилищного фонда; соблюдение прав переселяемых граждан гарантировано законом (статья 32 ЖК РФ).
Доводы апелляционной жалобы Самуськова А.Н. о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку перечисленные апеллянтом нарушения не относятся к числу предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы Самуськова А.Н. направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Кроме того, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что в апреле 2017 года Самуськов А.Н. заключил с ООО «ПАРК» договор мены жилыми помещениями, по условиям которого передал обществу свою квартиру <данные изъяты>, а взамен получил две двухкомнатные благоустроенные квартиры; документы на регистрацию перехода права представлены Самуськовым А.Н. в регистрирующий орган 18.04.2017.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самуськова А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи