Дело № 2-348/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2019 года город Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Веселовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения,
установил:
Истец Третьяков К.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Елизовского городского поселения, в котором просит, возложить на ответчика обязанность заключить с ним на состав семьи: супруга Третьякова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу по контракту в в/части № Решением 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения по месту военной службы. В связи с освобождением жилой площади другим военнослужащим по адресу <адрес> квартира была предоставлена истцу решением о предоставлении специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец вселился в спорное жилое помещение 12.12.2017 года с супругой и в настоящее время проживает в данном жилом помещении и оплачивает коммунальные услуги. Собрав необходимые документы, истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора найма специализированного жилого помещения, но ответчиком ему было отказано в заключение такого договора. Такой отказ истец считает незаконным, и противоречащим ст. 15 Федеральному закону от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в связи, с чем был вынужден обратиться в суд.
Определением суда от 24.01.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Третьякова Е.В.
В судебном заседании истец, третье лицо не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика в суд не явился, возражает по существу иска Третьякова К.В., по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 33-36).
В судебном заседании представитель третьего лица ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил суду письменный согласно которому требования истца подлежат удовлетворению.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Также необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение в жилые помещения, ранее занимаемые военнослужащими.
Реализация права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» не ставится законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду. Независимо от того, в каком жилищном фонде находятся помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан – «военнослужащих» и членов их семей.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, гарантирует возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Из материалов дела следует, что Третьяков К.В. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в/части №, что подтверждается контрактом о прохождении военной службы, выпиской из личного дела и справкой (л.д. 13-14, 15, 24).
Членом семьи истца является жена ФИО2, справка (л.д. 25).
21.08.2012 года истец обратился в ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы (л.д. 57).
21.08.2012 года ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принято решение о включении ФИО3 в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы Елизово, что подтверждается уведомлением № (л.д. 65).
Решением начальника 3-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу, с учетом члена его семьи, предоставлено специализированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 20).
Сообщением № от 21.03.2018 г. Третьяков К.В. уведомляется о распределении ему специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 69).
До распределения спорного жилого помещения истцу, квартиру занимал военнослужащий ФИО5 (л.д. 10).
Из справок от 23.08.2018 года следует, что истец и его супруга жилых помещений в Елизовском районе в собственности не имеют (л.д. 16, 17).
Спорное жилое помещение является собственностью Елизовского городского поселения (л.д. 38).
Актом от 12.12.2017 года спорное жилое помещение от военнослужащего ФИО5 передано ФИО3 (л.д. 23).
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в заключение договора найма служебного жилого помещения по причине того, что жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду (л.д. 21).
Доводы представителя ответчика о том, что спорная квартира не является служебной, она относится к муниципальному жилищному фонду, в связи с этим ответчик не может заключать договоры найма служебного жилого помещения с военнослужащими, являются несостоятельными и необоснованными. Поскольку законодатель, исходя из публичных целей, и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе и военнослужащих. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается (Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 453-О).
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются всеми правами, предусмотренными статьями 99, 104 ЖК РФ, в том числе правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со статьей 100 ЖК РФ заключать с военнослужащими договоры найма распределенных вышеуказанным образом жилых помещений.
Поскольку статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военным организациям предоставлено право предоставлять военнослужащим служебные жилые помещения, в порядке повторного заселения, то на орган местного самоуправления возложена обязанность заключения с военнослужащими договор найма служебного жилого помещения именно на те жилые помещения, которые ранее занимали военнослужащие.
Учитывая, что отказ ответчика заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения является незаконным и в соответствии с п. 1 ст. 100 ЖК РФ на ответчика следует возложить обязанность по заключению с истцом договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Третьякова К.В. удовлетворить.
Возложить на администрацию Елизовского городского поселения обязанность заключить с ФИО3 договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> на состав семьи: супруга ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья С.Н.Анофрикова