Дело № 2-3583/2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2016 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Маковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. <адрес> о возмещении ущерба, в результате ненадлежащего состояния проезжей части, компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к ответчику Администрации г.о. <адрес> о возмещении ущерба, в результате ненадлежащего состояния проезжей части, компенсации морального вреда, судебных расходов, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин., он на принадлежащем ему автомобиле № двигался по автодороге Волга <данные изъяты>, оно же <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> в правом ряду со скоростью примерно <данные изъяты> В районе <адрес> по <адрес> в <адрес> он попал передним правым колесом в яму на дороге. Было уже поздно, на улице было темно, яма ограждена ничем не была и в потоке транспорта у него не было возможности избежать наезда. От сильного удара колесом в яму повредилось переднее правое колесо его автомобиля, а именно была пробита покрышка и был помят колесный диск. От повреждений колесо спустило. Автомобиль резко потянуло вправо и сработал датчик падения давления воздуха в шине. Он сразу же остановился справа у бордюра. Выйдя из автомобиля и оценив ситуацию он вызвал ГАИ. Прибывший на место сотрудник ГАИ зафиксировал факт ДТП, факт повреждения автомобиля и причину-яму на дороге. В его действиях сотрудник ГАИ нарушений не усмотрел. Сотрудник ГАИ произвел замеры ямы на дороге, в которую он попал. Её глубина <данные изъяты> см, ширина <данные изъяты> см, длина <данные изъяты> см. Из схемы ДТП, составленной инспектором ГАИ следует, что выбоина на дороге, в которую он попал, превосходит предельно допустимые значения и в то же время никак не была выделена или ограждена соответствующими знаками. Комплект колес на которых он ездит сейчас является штатным оборудованием автомобиля. В результате ДТП диск и покрышка пострадали, что подтверждается справкой ГИБДД. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в автосервис, обслуживающий автомобили БМВ для устранения последствий ДТП. Новый диск с покрышкой, а также работы по сборке и установке колеса, обошлись ему в <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
ФИО1 просит суд взыскать с ответчика Администрации г.о. <адрес>, в его пользу, стоимость восстановительного ремонта автомобиля, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; компенсацию морального вреда, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; расходы по оплате юридических услуг, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и судебные расходы по оплате госпошлины, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В судебное заседание истец ФИО1 явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.о. Балашиха по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление (<данные изъяты>
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 13).
В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
- автомобильные дороги федерального значения;
- автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
- автомобильные дороги местного значения;
- частные автомобильные дороги.
Согласно ч. 5 указанной статьи автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются дороги:
- соединяющие столицу РФ - <адрес> со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов РФ;
- включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ.
Кроме того, на основании ч. 6 ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть дороги:
- соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов РФ;
- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющие соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей Российской Федерации - <адрес>, и ближайшие морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции.
На основании ч. 7 приведенной статьи Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.
В пунктах 5 и 6 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ указано, что к дорожной деятельности отнесены: деятельность по проектированию, строительству и реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Светофорные объекты относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 1 и п. 6 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
В силу ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п.п. 3.1.1 ФИО6 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п.п. 3.1.2 ФИО6 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 50 см и глубине 5 см.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения, кроме прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционировании парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. на <адрес> произошел наезд на технологический колодец автомобиля № под управлением водителя ФИО1, в результате чего было повреждено правое переднее колесо с диском, что подтверждается справкой о ДТП, выданной инспектором ДПС 5Б 2П ДПС <данные изъяты> определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и схемой дорожно-транспортного происшествия <данные изъяты>
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля № составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты>
Постановлением главы Администрации г.о. <адрес> №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ уточнена протяженность и площадь дорог общего пользования, внутриквартальных дорог и проездов, находящихся в муниципальной собственности г.о. Балашиха <данные изъяты> Постановлением главы <адрес> №с от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден перечень внутригородских, районных дорог и сооружений, передаваемых в муниципальную собственность <адрес>» <данные изъяты>
Согласно справки председателя Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что участок автомобильной дороги <данные изъяты> Волга, проходящий на территории г.о. Балашиха, в реестре муниципальной собственности г.о. Балашиха не значится (<данные изъяты>
В соответствии с п. 11 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В силу п. 3 9 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемые Правительством РФ являются федеральной собственностью.
Согласно п. 9 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога М7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», обязанности по обеспечению нормативного эксплуатационного состояния, содержанию, созданию безопасных условий для участников дорожного движения, а также выполнение работ по обустройству элементов улично-дорожной сети возлагается на владельцев автомобильных дорог.
Функции заказчика по содержанию федеральной автомобильной дороги М7 «Волга» выполняет ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород федерального дорожного агентства», что подтверждается Распоряжением Министерства транспорта РФ «О предоставлении ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород федерального дорожного агентства» в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения М7 «Волга».
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения в них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как определено статьями 2, 6, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - это степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Ее, на дорогах местного значения должен обеспечивать орган местного самоуправления поселения, путем осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
При этом в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Из анализа вышеназванных норм действующего законодательства следует, что на органы местного самоуправления возложены обязанности в области дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Вместе с тем, материалами дела установлено и никем не оспаривается, что территория 21 км.+850 м. а/д Волга М7 относится к автомобильной дороге федерального значения, проходящей через населенный пункт г.о. Балашиха.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к Администрации г.о. <адрес> о возмещении ущерба, в результате ненадлежащего состояния проезжей части, не подлежат удовлетворению, поскольку автомобильная дорога <данные изъяты> «Волга» не входит в перечень объектов муниципальной собственности г.о. Балашиха и в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» обязанности по обеспечению нормативного эксплуатационного состояния, содержанию, созданию безопасных условий для участников дорожного движения, а также выполнение работ по обустройству элементов улично-дорожной сети возложены на ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород федерального дорожного агентства». Таким образом, по требованиям истца Администрация г.о. <адрес> не является надлежащим ответчиком. В ходе судебного заседания истец ФИО1 на замену ненадлежащего ответчика Администрации г.о. <адрес> согласия не выразил, настаивал на удовлетворении исковых требований именно к Администрации г.о. <адрес>.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (нравственные и физические страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 2 названного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10 Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина при наличии указания об этом в законе.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <данные изъяты> распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В силу ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования истца ФИО1 в части компенсации морального вреда, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., не подлежат удовлетворению, поскольку истцом ФИО1 не представлено суду доказательств причинения ему физических и нравственных страданий в результате действий ответчика, нарушающих либо посягающих на его здоровье.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец ФИО1 при подаче искового заявления понес судебные расходы по оплате госпошлины, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты> Кроме того, ФИО1 понесены расходы по оплате юридических услуг, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты>
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу в части отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении ущерба, в результате ненадлежащего состояния проезжей части, компенсации морального вреда, требования о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и расходов по оплате юридических услуг, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. подлежат отклонению, как производные от основного иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации г.о. <адрес> о возмещении ущерба, в результате ненадлежащего состояния проезжей части, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; компенсации морального вреда, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; расходов по оплате юридических услуг, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и судебных расходов по оплате госпошлины, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья О.А.Быстрякова