РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» января 2016 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Фаттаховой Т.В.,
при секретаре Трофимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-74/2016 по исковому заявлению прокурора Красноярского района в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области в интересах ФИО1 в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям на том основании, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения родительских прав ДД.ММ.ГГГГ матери: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, приемных семья, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Самарской области ФИО3 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, уточнила заявленные исковые требования и просила обязать администрацию муниципального района Красноярский Самарской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в порядке очереди.
ФИО1 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признал, свои возражения относительно иска изложил в письменном отзыве на исковое заявление прокурора, которые поддержал в полном объеме. В соответствии с письменным отзывом Администрация м.р. Красноярский не отрицает право ФИО1 на предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако она уже включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Красноярский Самарской области и предоставление ей жилого помещения будет осуществлено в порядке очередности при поступлении денежных средств. Просил обратить внимание, что жилое помещение ей уже предлагалось, однако она отказалась от него.
Представитель ответчика ФИО5 поддержала указанные доводы и просила предоставить жилое помещение в порядке очередности.
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву на иск просили рассмотреть дело без участия их представителя, отказать в исковых требованиях, поскольку ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечен жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение ее жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, и к нецелевому расходованию бюджетных средств. Считают подлежащими удовлетворению заявленные требования в случае их уточнения и обязания предоставления жилого помещения в порядке очередности.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Красноярского района Самарской области, ФИО1, представителей Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, изучив письменные отзывы ответчика, третьего лица, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Красноярского района проведена проверка по обращению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В своем обращении заявитель просит принять меры прокурорского реагирования по защите ее жилищных прав, а также обязать администрацию муниципального района Красноярский предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения родительских прав ДД.ММ.ГГГГ матери: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее - Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» от 28.12.2012 № 135-ГД (далее - Закон СО № 135-ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка оставшегося без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» от 24.10.2006 № 115-ГД (далее - Закон СО № 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными им для осуществления органами государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
11.12.2012 года Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 13.12.2012 № 129-ГД (далее - Закон № 129-ГД).
Согласно Закона Самарской области от 11.12.2014 года №125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предоставление и расходование в 2015 году субвенций из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы запланировано за счёт областного бюджета в сумме: 6 601 716 рублей, а также за счёт средств федерального бюджета в сумме 1 100 286 рублей.
Согласно ст. 16 ч. 3 Закона СО № 135-ГД, вступившего в силу с 01.01.2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу Закона СО № 135-ГД на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Закона № 159-ФЗ.
Постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области № 1397 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, приемных семья, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно Уставу муниципального района Красноярский Самарской области, принятого Собранием представителей Красноярского района Самарской области постановлением от 14.05.2015 № 20-СП (далее — Устав м.р. Красноярский), в структуру органов местного самоуправления муниципального района входят:
1) Собрание представителей муниципального района — представительный орган муниципального района;
2) председатель Собрания представителей муниципального района — высшее выборное должностное лицо муниципального района (глава муниципального района), избираемое Собранием представителей муниципального района из своего состава, исполняющее полномочия председателя Собрания представителей муниципального района;
3) Администрация муниципального района — исполнительно-распорядительный орган муниципального района, возглавляемый Главой администрации муниципального района.
В соответствии с Уставом м.р. Красноярский администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяемым Уставом м.р. Красноярский полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области.
В свою очередь, в силу ст. 86 Устава Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 05.12.2006, Правительство Самарской области обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Самарской области для представления их Губернатором Самарской- области на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью.
В соответствии с п.п. 10 п. 2.1 положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее -Министерство), утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 (далее - Положение), на Министерство возложено обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями и других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п. 11 приложения к Постановлению Самарской области от 07.05.2015 года № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», ответственным исполнителем назначено Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Согласно ст.ст. 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Закона Самарской области от областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Также, положениями ст. 3 Закона СО № 115-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта, а именно Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, выступает в качестве органа, передающего финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органом, контролирующим их целевое использование.
До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору социального найма из специализированного жилого фонда ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставлено.
Вместе с тем, предоставление жилого помещения следует осуществить в порядке очередности, поскольку действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления денежных средств и согласно списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, который формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. ФИО1 в указанный список включена, по состоянию на день вынесения решения судом в данном списке первой она не является.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту социальных прав гражданина РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноярского района в интересах ФИО1 к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности по списку детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.В. Фаттахова