Дело № 2-4991/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2014 года г.Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Кудаковой В.В.,
при секретаре Агаповой Д.П.,
с участием представителей истца Васильченко Е.М., Калашниковой А.В.,
представителей ответчиков Муртазиной Д.Р., Сергеева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шафикова ВФ к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании отказа на выплату субсидии незаконным,
установил:
Шафиков В.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в обоснование которого указал, что он является гражданином, уволенным с военной службы и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № он был исключен из списка граждан уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного места жительства. Решением Энгельсского районного суда Саратовской области постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № решение жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденное постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года № №, об исключении его из списков граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилого помещения для проживания, признано незаконным и отменено. Решением суда администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области обязана восстановить его в списках граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилого помещения для проживания. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года №№ администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области подтверждено, что он был восстановлен в списке граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам, которые до 01 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области имеются два заявления- одно написано в ДД.ММ.ГГГГ году на получение сертификата, другое в ДД.ММ.ГГГГ году на предоставление жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился с заявлением в Администрацию Энгельсского муниципального района о предоставлении ему установленной законом субсидии и расчетом для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 76 от 03 февраля 2014 года. Однако получил отрицательный ответ со ссылкой на редакцию изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 08 декабря 2010 года № 342 ФЗ и предложением заполнить заявление устаревшей формы о предоставлении истцу единовременной денежной выплаты, а не предусмотренной законом единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительства жилого помещения в порядке реализации мероприятий ФЗ от 28 декабря 2013 года № 405, вступившего в законную силу 01 января 2014 года. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился с заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении истцу единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения в порядке реализации мероприятий ФЗ от 28 декабря 2013 года № 405. В действующей в настоящее время редакции Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, внесенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», вступивший в законную силу с 01 января 2014 года, предоставляет истцу право на предоставление указанной субсидии и не имеет другого толкования. Данная редакция не связывает предоставление субсидий со времени постановки на учет до 01 января 2005 года и после 01 января 2005 года, как это было предусмотрено в устаревшей редакции закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ. Из Администрации Энгельсского муниципального района был дан ответ, то истцом избрана форма предоставления жилого помещения по договору социального найма. Для изменения формы предоставления жилого помещения необходимо написать заявление по бланку, который был приложен к ответу из Администрации Энгельсского муниципального района, отказывая в праве на получение единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения по новому ФЗ № 405 от 28 декабря 2014 года, вступившего в законную силу с 01 января 2014 года. Истцу предлагают написать заявление на социальную денежную выплату, которая не обеспечивает приобретение или строительство жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ года также дан ответ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о том, что к нему не применяются положения Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим- гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 76. Считает, что нарушаются его права, так как он на протяжении длительного времени не может реализовать свое право на приобретение жилья.
На основании изложенного просит признать отказ Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на выплату субсидии незаконным в отношении Шафикова В.Ф.
Истец Шафиков В.Ф. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием своих представителей.
Суд считает возможным, с учетом позиции участников процесса, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца Васильченко Е.М., действующая на основании доверенности, и Калашникова А.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просив их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, действующая на основании доверенности, Муртазина Д.Р. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. С ДД.ММ.ГГГГ года Шафиков В.Ф. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на получение жилья в Энгельсском муниципальном районе. В настоящее время Шафиков В.Ф. просит предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с положением о порядке предоставления гражданам, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», единовременной денежной выплаты (социальной выплаты) на приобретение или строительство жилого помещения к постановлению Правительства Саратовской области от 01 июля 2011 года № 330-П гражданин, нуждающийся в предоставлении социальной выплаты, обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты. Истец с заявлением установленной формы об изменении формы предоставления жилого помещения на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в администрацию Энгельсского муниципального района не обращался, отказа не получал, в связи с чем его права не нарушены.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Сергеев Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представив письменные возражения. Пояснил, что в соответствии с письмом администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года истец включен в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц на получение жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Истец в установленном порядке с заявлением об изменении способа получения мер социальной поддержки в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете, не обращался. Обстоятельства, на которые ссылается Шафиков В.Ф. в исковом заявлении неоднократно были предметом рассмотрения в Кировском районном суде г.Саратова. Кроме того, приложенные к исковому заявлению письма администрации Энгельсского муниципального района и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не содержат отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяются на граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в п. 2.1 ст. 15 предусматривает что обеспечение жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 названной нормы - Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя Подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В рамках указанной подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели (далее - субвенция).
Гражданами – участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Шафиков В.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен в запас по п. «а» ст. 59 (по возрасту), календарная выслуга составляет 26 лет 11 месяцев (л.д. 4 учетного дела № 470).
Согласно справке № № от ДД.ММ.ГГГГ года администрации Энгельсского муниципального района, на основании решения Энгельсского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года Шафиков В.Ф. восстановлен в списке граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, решением жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года, с даты первоначальной постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 212 учетного дела № 470).
Исходя из материалов дела, судом также установлено, что по состоянию на 01 января 2014 года, истец состоит в списке очередности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы при администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области под № № (л.д. 61 гражданского дела № 2-2401).
Как установлено в судебном заседании, представитель Шафикова В.Ф.- Васильченко Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении Шафикову В.Ф. единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения в порядке Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих и уволенных с военной службы, и расчетом субсидии, утвержденным Правительством РФ от 03 февраля 2014 года (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ года представитель Шафикова В.Ф.- Васильченко Е.М. обратилась с аналогичным заявлением в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (л.д. 20).
Истцу было разъяснено, что он имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также о недопустимости применения положений Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76, для расчета размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой указанной категории граждан. Также было разъяснено, что при желании изменить способ получения меры социальной поддержки, следует обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, в котором истец состоит на учете (л.д. 21-25).
Постановлением Правительства Саратовской области от 01 июля 2011 года № 330-П «Вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» утверждены:
- «Положение о порядке формирования сводного списка граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», «Сводным списком граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»,
- «Положение о порядке предоставления гражданам, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», единовременной денежной выплаты (социальной выплаты) на приобретение или строительство жилого помещения».
Согласно п. 3 Положения о порядке предоставления гражданам, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», единовременной денежной выплаты (социальной выплаты) на приобретение или строительство жилого помещения») право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Положением имеют граждане, указанные в пункте 12 части 1 статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», в случае выбора ими такой формы обеспечения жилыми помещениями.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются однократно признанным нуждающимися в жилых помещениях:
- гражданам, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе:
а) гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, и совместно проживающим с ними членам их семей;
б) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более;
в) гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более;
г) гражданам, уволенным с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащим обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 5 Положения о порядке предоставления гражданам, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», единовременной денежной выплаты (социальной выплаты) на приобретение или строительство жилого помещения») гражданин, нуждающийся в предоставлении социальной выплаты, обращается в уполномоченный орган с заявлением согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим -гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» принято в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительством Российской Федерации.
Правила, утвержденные указанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) (далее жилищная субсидия), предоставляемой военнослужащим гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон).
В соответствии с Федеральным законом право на получение жилищной
субсидии предоставляется:
военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона); .
-военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона);
граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы (п. 13 ст. 15 Федерального
закона);
членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях или имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы (абзац первый пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона).
Таким образом, жилищная субсидия в соответствии с Федеральным законом может предоставляться только военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам семей военнослужащих, погибших умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в Федеральном органе исполнительной власти.
Согласно п. 16 ст. 15 Федерального закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого
помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с Федеральным законом указанным гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации (абзац шестой п. 2.l ст. 15 Федерального закона).
Пунктом 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая положения Федерального закона недопустимо применение положений Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76, для расчета размера единовременной денежной
выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Шафикову В.Ф. было разъяснено, что при желании изменить способ получения меры социальной поддержки, следует обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, в котором он состоит на жилищном учете.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, Шафиков В.Ф. с заявлением в установленной форме согласно Приложению 1 к Положению о порядке предоставления гражданам, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года «О статусе военнослужащих» № 342-ФЗ, не обращался.
Данное обстоятельство не было оспорено представителями истца в судебном заседании, которые указали, что истец желает обратиться с заявлением на получение единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения в порядке Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, из системного анализа вышеприведенных правовых норм и представленных сторонами доказательств в их совокупности и того обстоятельства, что в настоящее время законные права и интересы истца со стороны ответчиков не нарушены, суд не усматривает в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наличия со стороны ответчиков нарушений прав истца, и, как следствие, оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шафикова ВФ к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании отказа на выплату субсидии незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2014 года.
Судья подпись В.В. Кудакова
Копия верна:
Судья
Секретарь