Дело № 2–144/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 21 сентября 2021 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего - судьи Шатохина В.В.,
при секретаре судебного заседания Леоненко Э.А.,
при помощнике судьи Ряшенцевой В.А.,
с участием:
прокурора – заместителя прокурора Бакчарского района Томской области Желнировича Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Шеврина В.В. к муниципальному казённому учреждению «Администрация Парбигского сельского поселения Бакчарского района Томской области» о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах Шеврина В.В., обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд обязать ответчика – муниципальное казённое учреждение «Администрация Парбигского сельского поселения Бакчарского района Томской области» (далее по тексту – Администрация Парбигского сельского поселения) предоставить Шеврину В.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Свои требования прокурор обосновал тем, что Шеврин В.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения им 18-летнего возраста его мать была лишена родительских прав, отец осуждён к лишению свободы. Решением суда установлен факт отсутствия у Шеврина В.В. родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте. Шеврин В.В. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации Парбигского сельского поселения от 2 октября 2020 года № № Шеврин В.В. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако до настоящего времени Шеврин В.В. жильём не обеспечен, тем самым лишен социальной защиты со стороны государства. Далее, ссылаясь на положения законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, прокурор приходит к выводу, что Администрация Парбигского сельского поселения обязана предоставить Шеврину В.В. жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с действующими нормами предоставления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация Бакчарского района Томской области и Администрация Томской области.
В судебном заседании прокурор Желнирович Г.А. иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Шеврин В.В. в судебное заседание не явился, по телефону сообщил в суд, что не может явиться в судебное заседание в связи с дорожной распутицей, просил рассмотреть дело без его участия, сообщил, что иск прокурора поддерживает в полном объёме.
Представитель ответчика – Администрации Парбигского сельского поселения, извещённой о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился. Глава Парбигского сельского поселения направила в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя Администрации Парбигского сельского поселения, дополнительно указала, что с иском согласна (л.д. 34).
Представитель третьего лица – Администрации Бакчарского района Томской области, извещённой о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился. Глава Бакчарского района Томской области в своём отзыве на иск указал, что Администрация Бакчарского района Томской области поддерживает предъявленные в интересах Шеврина В.В. требования прокурора. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Бакчарского района Томской области (л.д. 36).
Третье лицо – Администрация Томской области, будучи извещённой о месте и времени разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Возражения на иск из Администрации Томской области в суд не поступили.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц – Администрации Бакчарского района Томской области и Администрации Томской области.
Рассмотрев дело, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище и устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) (далее по тексту – Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») устанавливает общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 указанного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации
(в действующей редакции) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» установлено, что предусмотренные этим Законом, а также Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, являются расходными обязательствами Томской области, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 названного Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме указанных в данном пункте лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Статьей 1 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ
«О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в действующей редакции) администрации поселений и городских округов Томской области (далее – органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее – государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьями 2, 30 и 31 Устава Муниципального образования «Парбигское сельское поселение Бакчарского района Томской области» (Принят Решением Совета Парбигского сельского поселения от 20 апреля 2015 года № 8) Администрация Парбигского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Парбигское сельское поселение Бакчарского района Томской области», уполномоченным осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, в том числе в области жилищного законодательства. Администрация Парбигского сельского поселения обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа»
(в редакции Закона Томской области от 7 апреля 2020 года № 29-ОЗ, действующей на момент вынесения решения суда) в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
- принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом (абзац второй);
- формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с Законом Томской области от
6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (абзац третий);
- за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка, сформированного соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов (абзац четвертый);
- по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список, сформированный соответствующими органами местного самоуправления поселений, городских округов (абзац пятый);
- предоставляют уполномоченному органу исполнительной власти информацию о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Список, а также сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являющихся основанием для исключения указанных лиц из Списка, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти (абзац восьмой).
Постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года № 562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений (в редакции постановления Администрации Томской области от 15 мая 2020 года № 225а) (далее по тексту – Порядок; «Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений»).
Указанный Порядок определяет механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее – лица из числа детей-сирот), жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, относящихся к жилым помещениям специализированного муниципального жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения).
В силу положений указанного Порядка предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством (пункт 3).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области (пункт 4).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком (пункт 4.1).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот. В случае если проживание лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, специализированные жилые помещения предоставляются в пределах территории муниципального района, городского округа Томской области, на территории которых находится ранее занимаемое жилое помещение (пункт 6).
Материалами дела установлено, что истец Шеврин В.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, ранее относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения им 18-летнего возраста его мать Ш.А.А, была лишена родительских прав решением Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, отец Ш.В.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ годы находился в местах лишения свободы, после освобождения убыл за пределы Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ был объявлен в розыск как уклоняющийся от уплаты алиментов. Решением Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт отсутствия у Шеврина В.В. родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте. После лишения матери родительских прав Шеврин В.В. до своего совершеннолетия воспитывался в детском доме, в период обучения в профессиональном училище проживал в общежитии, жилое помещение за ним не закреплялось. Своего жилого помещения Шеврин В.В. не имеет (л.д. 6, 7 – 8, 11 – 13, 14).
Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 8 февраля 1998 года, действовавшей на момент достижения истцом возраста 18 лет) устанавливала право детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (пункт 1). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялся как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (пункт 2). Жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, должно предоставляться вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (пункт 3)
Как видно из материалов дела, Шеврин В.В. не имел и не имеет закрепленного жилого помещения. Ни по достижении возраста 18 лет, ни после окончания обучения в образовательном учреждении истец Шеврин В.В. не был обеспечен жилым помещением.
Постановлением Главы Парбигского сельского поселения от 2 октября 2020 года № № истец Шеврин В.В. включен в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 9).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Шеврин В.В. ранее относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 23 лет, до достижения этого возраста имел право на предоставление государственной меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, однако в установленном законом порядке жилым помещением обеспечен не был. В настоящее время Шеврин В.В. сохраняет право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В 2020 году Шеврин В.В. внесен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Однако до настоящего времени жилое помещение Шеврину В.В. не предоставлено.
В соответствии с приведёнными выше нормами законодательства истец Шеврин В.В. должен быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, при этом обязанность по обеспечению Шеврина В.В. жилым помещением должна быть возложена на ответчика – Администрацию Парбигского сельского поселения.
При изложенных обстоятельствах иск прокурора Бакчарского района Томской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Шеврина В.В. удовлетворить.
Обязать муниципальное казённое учреждение «Администрация Парбигского сельского поселения Бакчарского района Томской области» предоставить Шеврину В.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления, пригодное для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий (подписано) В.В. Шатохин
В окончательной форме решение принято 28 сентября 2021 года.