РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Гарибове Р.Б.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3161/2019 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Шакирову Роману Ризвановичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Административный истец обратился в суд с иском к Шакирову Р.Р. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В обоснование требований административный истец указал, что Шакиров Р.Р. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, однако не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Налоговым органом в адрес налогоплательщика требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 12 416 рублей 21 копейка; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 2 731 рубль 61 копейка. Сумма пеней, начисленных административному ответчику за несвоевременную уплату страховых взносов за 2017 год составила: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены пени в размере 1 095 рублей 24 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование начислены пени в размере 214 рублей 16 копеек. Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке ответчик не исполнила. На основании изложенного административный истец просит взыскать с Шакирова Р.Р. с учетом уточнений сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за прочие начисления за 2018 год и пени, и на обязательное страхование за прочие начисления 2018 года и пени, в общей сумме 16 457 рублей 22 копейки (страховые взносы – 15 147 рублей 82 копейки, пени – 2 731 рубль 61 копейка), в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 12 416 рублей 21 копейка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2 731 рубль 61 копейка, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 095 рублей 24 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 214 рублей 16 копеек.
Представитель административного истца Шахбанова А.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена, представила письменные пояснения по делу, согласно которых на административных исковых требованиях настаивают в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства Шакиров Р.Р. представил платежный документ чек-ордер № об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование на общую сумму 1 271 рубль 61 копейка. Согласно данным лицевого счета, платежное поручение на сумму 1 271 рубль 61 копейка было зачтено в недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год (по судебному приказу №а-771/2018 от ДД.ММ.ГГГГ).
Административный ответчик Шакиров Р.Р. в судебное заседание не явился, извещен, что подтверждается распиской об извещении административного ответчика о дате и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, возражений на иск суду не представил.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 указанного федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. 2. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно частям 1,2,3 и 4 статьи 16 указанного федерального закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии со ст.12 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей части;
2.1) Фонд социального страхования Российской Федерации - 1,8 процента в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
Согласно ч.1 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно п.1 ч.1.1 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч.1.2 ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с ч.3 ст. 14 вышеуказанного закона за неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Судом установлено, что Шакиров Роман Ризванович прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела видно, что ответчик не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В адрес административного ответчика было направлено требование об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с предложением уплатить страховые взносы. Требование административным ответчиком исполнено не было, в связи с чем в силу ст.286 КАС РФ у административного истца возникло право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Шакирова Р.Р.
Из обозреваемого в ходе судебного разбирательства административного дела №а-2602/2018 по заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Шакирову Р.Р. о вынесении судебного приказа следует, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по вышеуказанному требованию. На основании этого заявления мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с Шакирова Р.Р. указанной задолженности. Однако по заявлению административного ответчика определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ранее выданный судебный приказ отменил.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей -налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция ФНС России № 19 обратилась в суд с настоящим административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций с Шакирова Р.Р.
По смыслу ФЗ РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» пенсионное страхование является обязательным, а не добровольным.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2014 года составляет 5 554 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ).
В связи с тем, что ответчик не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, возникла недоимка по взносам за 2018 год в размере 15 147 рублей 82 копейки. В деле имеется расчет суммы исковых требований, из которых видно, что задолженность Шакирова Р.Р. по уплате обязательных платежей соответствует 15 147 рублей 82 копейки.
Административным ответчиком Шакировым Р.Р. при рассмотрении дела приобщен чек-ордер за оплату страховых взносов за второй квартал 2018 года, пояснил, что он производил налоговые платежи.
Однако данные обстоятельства не могут быть приняты судом, поскольку согласно данным лицевого счета, платежное поручение на сумму 1 271 рубль 61 копейка было зачтено в недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год (по судебному приказу №а-771/2018 от ДД.ММ.ГГГГ).
Административным ответчиком Шакировым Р.Р. не представлено доказательств, что какие-либо уплаченные суммы административный истец не учел. Поэтому суд считает, что требования о взыскании задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере 15 147 рублей 82 копейки подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с ч.2, 3 ст.25 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплат.
В соответствии с ч.5,6,7 ст.25 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку суд пришел к выводу о несвоевременной уплате административным ответчиком страховых взносов за 2018 год, поэтому полагает возможным взыскать с него пени по взносам в размере 1 309 рублей 40 копеек.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, поэтому с административного ответчика в силу ч.1 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина доход федерального бюджета в размере 658 рублей 29 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178, 290 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Шакирова Романа Ризвановича в пользу Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год и пени и на обязательное медицинское страхование и пени в общей сумме 16 457 рублей 22 копейки, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год – 12 416 рублей 21 копейка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2 731 рубль 61 копейка, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 095 рублей 24 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 214 рублей 16 копеек.
Взыскать с Шакирова Романа Ризвановича госпошлину в доход местного бюджета г.о. Тольятти в размере 658 рублей 29 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 04.10.2019.
Председательствующий А.В. Сураева