РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ответчику, в котором просила взыскать недоимку по транспортному налогу за 2018 г. и земельному налогу за период 2016-2017 г.г., в общей сумме 8 919,49 руб. В обоснование иска указала, что на основании заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании задолженности по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 мировым судье был выдан судебный приказ №а-1972/2020 о взыскании задолженности по налогам и пени в общем размере 8919,49 рублей. На основании возражения ФИО1 определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен, до настоящего времени обязанность по уплате налога не исполнена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с ФИО1 недоимку по земельному налогу за 2016 г. - 1 351 рублей, по земельному налогу за 2017 г. - 925 рублей, пени по земельному налогу – 47,43 рублей, недоимку по транспортному налогу за 2018 г. - 6 500 рублей, пени по транспортному налогу – 96,06 рублей.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования, просил суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности в общем размере 6048,20 руб., из них транспортный налог за 2018 год – 3 724,77 рублей, земельный налог за 2016 г. - 2 276 рублей, пени по земельному налогу – 47,43 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, заявленные требования с учетом уточнения поддержала, по всем изложенным в административном исковом заявлении доводам. Дополнила их, пояснив суду, что в виду наличия платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 925 рублей, которые автоматически зачлись в 2016 г., налоговым органом произведено уточнение данного платежа в 2017 г., соответственно задолженность по земельному налогу за 2017 г. отсутствует. За 2016 г. сумма налога подлежит уплате в полном объеме 2276 рублей. В связи с частичной оплатой транспортного налога за 2018 г. сумма недоимки составляет 3724,77 рублей. Произведенные ФИО1 платежи идентифицировать невозможно, назначение платежа не указано, в связи с чем платежи были засчитаны в ранее образовавшуюся задолженность. На удовлетворении уточненных требований настаивала.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично. Суду пояснил, что с требованиями в части земельного налога за 2016 г. и пени согласен, поскольку земельный налог не был оплачен. Транспортный налог, начиная с 2014 года, оплачивает регулярно каждый год, о чем имеются подтверждающие документы. Транспортный налог за 2018 г. оплачивался им в 2019 г. частями.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает административный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
Согласно п.1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на основании данных органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств и объектов недвижимости, представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, ответчику в налоговом периоде 2018 г. принадлежали на праве собственности транспортное средство автомобиль Форд, госномер № мощностью 164,40 л.с., в 2016,2017 г.г. земельный участок с №, расположенный по адресу: <адрес>.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, административному ответчику начислен за 2016 г. земельный налог в размере 2276 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается налоговым уведомлением. Факт направления подтверждается Списком реестра почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в указанный срок ФИО1 налог уплачен не был, в его адрес было направлено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам, из которых земельный налог – 2276 рублей, пени – 44,08 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Также налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, административному ответчику начислен за 2017 год земельный налог в размере 925 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается налоговым уведомлением. Факт направления подтверждается Списком реестра почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в указанный срок ФИО1 налог уплачен не был, в его адрес было направлено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам, из которых земельный налог – 925 руб., пени – 14,72 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 7069 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку транспортный налог был уплачен частично, в его адрес было направлено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам, из которых транспортный налог – 6 500 руб., пени – 96,06 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что в связи с неисполнением обязанности по оплате транспортного налога, земельного налога и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по вышеуказанным требованиям. На основании заявления налогового органа мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ № о взыскании с ФИО1 налога и пени в общей сумме 8 919,49 руб.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № 114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области по заявлению ФИО1 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен. ДД.ММ.ГГГГ был подан настоящий административный иск.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в виду наличия платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 925 руб., которая автоматически зачлась в 2016 г., налоговым органом произведено уточнение данного платежа в 2017 г., таким образом, недоимка по земельному налогу за 2017 г. отсутствует. За 2016 г. земельный налог подлежит уплате в размере 2 276 рублей. Поскольку до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на административного ответчика обязанность по уплате земельного налога за 2016 г. не исполнена, то суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и взыскании земельного налога в размере в общем размере 2276 руб.
Суд принимает во внимание доводы административного ответчика об оплате им транспортного налога за 2018 г. в полном объеме, поскольку им представлены квитанции от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 500 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 569 руб. При этом, как следует из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога за 2018 г. для его оплаты указан реквизиты: №. Указанные выше квитанции содержат указанный индекс в качестве реквизита, то есть соответствует номеру налогового уведомления, направленного налогоплательщику об уплате транспортного налога за 2018 <адрес> в части взыскания транспортного налога за 2018 г. требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, Определении от 04.07.2002 г. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени: по земельному налогу в размере 47,43 рублей, Факт несвоевременной оплаты налогов ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела. Суд считает исковые требования налогового органа о взыскании неустойки обоснованными, расчет соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составит 400 руб.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (проживающего по адресу: <адрес>5) задолженность по налогам и пени по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 2323,43 рублей, в том числе: по земельному налогу за 2016 г. - 2276 рублей, пени по земельному налогу – 47,43 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.