Решение по делу № 2-388/2014 от 17.03.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дудинка                                 07 апреля 2014 года

Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кобец А.В., при секретаре Скачковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-388/2014, по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» к Авдошкину <данные изъяты> о взыскании незаконно полученной пенсии,

установил:

Военный комиссариат Красноярского края обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Авдошкин С.Н. уволен с военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и исключен из списков военной прокуратуры Красноярского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года. На основании заявления Авдошкина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года, при наличии первого экземпляра личного дела, денежного аттестата, ему назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года, которая выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В декабре 2013 года, согласно запроса прокуратуры Красноярского края, истцу стало известно, что Авдошкин С.Н. принят на службу в органы прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ года. О дате прекращения выплаты пенсии от Министерства обороны Российской Федерации выдана справка в прокуратуру Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ исх. . Далее, прокуратурой Красноярского края при изучении трудовой книжки Авдошкина С.Н. установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в военной прокуратуре Красноярского гарнизона в должности старшего помощника военного прокурора с присвоением классного чина советник юстиции. О данном факте Авдошкин С.Н. в военный комиссариат Красноярского края не сообщал. В результате образовалась переплата пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Возместить незаконно полученное пенсионное обеспечение Авдошкин С.Н. в добровольном порядке отказался.

Истец просит взыскать с ответчика сумму незаконно полученной пенсии, в размере <данные изъяты>., при этом указывает следующее правое обоснование:

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ №4468-1). Согласно статьи 6 Закона РФ №4468-1 пенсионерам, при поступлении на военную службу, службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Прокурорские работники Федеральным законом РФ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отнесены к категории военнослужащих, то есть служба в органах прокуратуры приравнена к военной службе и службе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, то есть в соответствии со статьей 6 Закона РФ № 4468-1 выплата пенсии прокурорским работникам во время их службы в органах прокуратуры приостанавливается.

Данное утверждение подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. №6-П.

В представленном письменном отзыве ответчик иск не признал, по следующим основаниям.

В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проходил военную службу в органах военной прокуратуры в различных должностях и регионах РФ.

ДД.ММ.ГГГГ. приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков военной прокуратуры Красноярского гарнизона приказом военного прокурора гарнизона от 01.03.2010г. с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. приказом заместителя Генерального прокурора - Главного военного прокурора назначен на должность старшего помощника военного прокурора Красноярского гарнизона на прокурорском участке в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. уволен по собственному желанию.

В период работы в военной прокуратуре Красноярского гарнизона (с 2008г.) денежное довольствие и заработная плата до ДД.ММ.ГГГГ. начислялась и выплачивалась финансовым отделом Военного комиссариата Красноярского края, а с 01.01.2011г. - ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия». По прибытии прокурорского работника в какой-либо отдел Военного комиссариата Красноярского края, военный комиссар отдела докладывает военному комиссару края или его заместителю о прибытии прокурорского работника для проведения проверки и направляет копию служебного удостоверения данного прокурорского работника по факсу в военный комиссариат края. Поэтому утверждение военного комиссара края о том, что в военном комиссариате не знали о месте его работы в этот период, ответчик считает надуманным. Законом РФ №4468-1 на получателя пенсии не возложена обязанность извещать военный комиссариат о поступлении на службу в органы прокуратуры. В период работы в указанной должности федерального государственного служащего ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50% пенсии ответчик не получал. В постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N 6-П указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу. Истец полагает, что поскольку он был уволен с военной службы по достижению предельного возраста нахождения на военной службе, а затем был принят на федеральную государственную службу в органы военной прокуратуры, служба в которой не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии, то выплаченная ему пенсия возврату не подлежит. Кроме этого пенсия не подлежит возврату в соответствии со ст. 1102 ГК РФ.

На основании изложенного, ответчик просит в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

В судебном заседании представители истца Петрова О.Н., Пилипенко М.В. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ) поддержали иск в полном объеме, указали, что в период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ Авдошкин С.Н. получал ежемесячную надбавку к должностному окладу, приравненную к надбавке за воинское звание.

Ответчик Авдошкин С.Н. иск не признал, по основаниям, указанным в отзыве, сообщил, что Военному комиссару было известно, где он проходит службу, к тому же заработная плата и пенсия выплачивались до ДД.ММ.ГГГГ одним органом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Подполковник юстиции Авдошкин С.Н. уволен с военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и исключен из списков военной прокуратуры Красноярского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании заявления Авдошкина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года.

Авдошкин С.Н. на основании приказа заместителя Генерального прокурора РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в военной прокуратуре Красноярского гарнизона в должности старшего помощника военного прокурора с присвоением классного чина советник юстиции.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Согласно пункту 1 и 3 статьи 40 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом.Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона №2202-1 предусмотрено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица (п.2).

Как следует из части второй статьи 6 Закона РФ №4468-1 право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 года №6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.

Из установленных обстоятельств по делу следует, что Авдошкин С.Н. до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, с присвоением воинского звания, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а с ДД.ММ.ГГГГ поступил на службу, отличную от военной, в связи с которой ему был присвоен классный чин.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ №4468-1 служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии, выплачиваемой военным комиссариатом, в соответствии с этим Законом.

Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона РФ №4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего.

Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры, поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона РФ №4468-1 в связи с прохождением военной службы в органах военной прокуратуры, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.

Кроме этого согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из названных норм следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного дела, является факт недобросовестности получателя неосновательного обогащения, доказывание которого по общему правилу лежит на истце, как на потерпевшей стороне.

Доказательства этого факта истцом не представлены.

Факт поступления на службу Адвошкин С.Н. не скрывал, за выплатой ежемесячной надбавки к денежному содержанию прокурорских работников ввиду получения пенсии не обращался. Законом РФ №4468-1 на получателя пенсии не возложена обязанность извещать Военный комиссариат о поступлении на службу в органы прокуратуры. Напротив приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 сентября 2011 г. № 305 «Об утверждении Инструкции по ведению учета в системе прокуратуры Российской Федерации», обязанность в двухнедельный срок направлять в военные комиссариаты по месту жительства сведения о работниках органов прокуратуры Российской Федерации, подлежащих воинскому учету и приему на службу или увольнению из органов прокуратуры возложена на работодателя. К тому же истцом не опровергнуты утверждения ответчика, что и заработная плата и пенсия до 01 января 2011 года (дата учреждения ФКУ «УФО МО по красноярскому краю, Республике Тыва и республике Хакасия») ему начислялись одним органом – Военным комиссариатом Красноярского края.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» к Авдошкину <данные изъяты> о взыскании незаконно полученной пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья         А.В. Кобец

В полном объеме решение изготовлено 11 апреля 2014 года.

2-388/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный комиссариат Красноярского края
Ответчики
Авдошкин Сергей Николаевич
Суд
Дудинский районный суд Красноярского края
Судья
Кобец Алексей Валериевич
Дело на странице суда
dudinsky--dud.sudrf.ru
17.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.03.2014Передача материалов судье
18.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2014Судебное заседание
11.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2014Дело оформлено
11.08.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее