Дело № 2-341/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г.Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Прокофьевой И.М.
При секретаре Никитиной Н.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верещагиной Юлии Борисовны к администрации Питкярантского муниципального района, финансовому управлению Питкярантского муниципального района, Министерству финансов Республики Карелия, Управлению Федерального казначейства Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Питкярантского муниципального района № от 26.01.2018 Верещагиной Ю.Б. назначено наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.
Решением Питкярантского городского суда от 21.02.2018 вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Верещагина Ю.Б. указывает, что незаконное привлечение к административной ответственности негативно сказались на моем душевном и психологическом состоянии, во время рассмотрения дела об административном правонарушении по данному факту истица испытала чувство унижения в связи с нарушением принадлежащего ей такого нематериального блага как достоинство личности.
Верещагина Ю.Б. просит взыскать с администрации Питкярантского муниципального района компенсацию морального вреда в размере 10.000 руб.
Определением от 14 мая 2018 года к участию в деле привлечены в качестве соответчиков финансовое управление Питкярантского муниципального район, Министерство финансов Республики Карелия, Управление федерального казначейства по Республики Карелия; в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Питкярантского муниципального района.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала и пояснила, что постановлением комиссии по делам несовершеннолетних от 26.01.2018 по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ ей было назначено наказание в виде предупреждения. Решением Питкярантского городского суда от 21.02.2018 постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. В ходе производства по делу об административном правонарушении были нарушены её нематериальные права такие как достоинство личности, она испытала чувство унижения, что негативно сказалось на её душевном и психологическом состоянии, у неё поднялось давление.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Питкярантского муниципального района Бердников В.Г., действующий по доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что Верещагиной Ю.Б. в материалы дела не предоставлено доказательств, подтверждающих причинение ей физических и нравственных страданий. Факт составления в отношении истца протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности сам по себе не свидетельствует о причинении истице морального вреда. Производство по делу об административном правонарушении не влечет безусловную компенсацию морального вреда. Какие-либо меры административного принуждения к истице не применялись.
В судебном заседании представитель 3-его лица Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Питкярантского муниципального района Дмецова Е.А. исковые требования не признала и пояснила, что истицей не предоставлено доказательств причинения физических и нравственных страданий.
Представитель ответчика финансовое управление Питкярантского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерство финансов Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление указали о несогласии с заявленными требованиями. Указывают, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку, возможный вред, причиненный деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Питкярантского муниципального района подлежит взысканию с муниципального образования за счет средств казны муниципального образования. Факт причинения истцу и характер нравственных или физических страданий, причинно-следственная связь между незаконными действиями должностных лиц, входящих в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и наступившими последствиями документами, имеющимися в деле, не подтверждены.
Представитель ответчика Управление федерального казначейства по Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указали о несогласии с заявленными требованиями, поскольку являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, представителя 3-его лица, считает установленными следующие обстоятельства.
В ст.53 Конституции РФ закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда, в том числе, вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
По смыслу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В судебном заседании установлено, что 26 января 2018 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Питкярантского муниципального района вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию сына), которым Верещагина Ю.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, ей было назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением Питкярантского городского суда от 21.02.2018 постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Питкярантского муниципального района № от 26 января 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований истица указывает, что в связи с незаконным привлечением к административной ответственности, перенесла моральные и нравственные страдания, нервничала, принимала успокоительные, вынуждена была доказывать свою невиновность.
Учитывая факт причинения истице нравственных страданий, суд полагает возможным требования Верещагиной Ю.Б. о компенсации морального вреда удовлетворить частично и взыскать в её пользу 1000 рублей.
Определяя надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующих обстоятельств.
Система комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, порядок создания и осуществления их деятельности в Республике Карелия, установлена Законом Республики Карелия от 16 июля 2009 года № 1323-ЗРК «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
В соответствии с п.1 ст.6 вышеназванного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по созданию комиссий муниципальных образований и организации деятельности таких комиссий с учетом положений настоящего Закона.
Согласно ч.2 ст.9 указанного закона комиссии муниципальных образований создаются в соответствии с муниципальным правовым актом соответствующего муниципального образования с учетом положений настоящего Закона. В состав комиссий муниципальных образований входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь, члены комиссии.
Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Питкярантского муниципального района, утверждённым постановлением главы администрации Питкярантского муниципального района от 21.03.2014 № 225-н регламентирован порядок формирования и деятельность комиссии.
Согласно п.2 указанного Положения комиссия является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики Питкярантского муниципального района, направленной на предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В силу указанных выше положений закона, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Питкярантского муниципального района является органом местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Республики Карелия.
Согласно ст.2 Закона Республики Карелия «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» финансовое обеспечение создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий относится к расходным обязательствам Республики Карелия.
На основании ч.3 ст.6 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
Постановлением главы администрации Питкярантского муниципального района от 21.10.200 № 844-н утвержден Порядок установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета Республики Карелия.
В соответствии с п.7 вышеуказанного Порядка получатель средств субвенции осуществляет расходование средств по бюджетной смете расходов на цели, определенные пунктом 5 Порядка.
В силу п.5 Порядка Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является постоянно действующим межведомственным координирующим органом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в Питкярантском муниципальном районе, наделенным в соответствии с законодательством российской Федерации и Республики Карелия собственной компетенцией и имеет особый статус.
Согласно п.12 Порядка субвенция носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Направления (цели) деятельности комиссии по делам несовершеннолетних администрации Питкярантского муниципального района поименованы в п. 7 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Питкярантского муниципального района, утверждённого постановлением главы администрации Питкярантского муниципального района от 21.03.2014 № 225-н. При этом, возмещение вреда от незаконных действий комиссии по делам несовершеннолетних не указаны в качестве целей деятельности комиссии.
В соответствии ст.15 Бюджетного кодекса каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Как следует из п.п.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ по искам, предъявленным к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в качестве представителя ответчика выступает в суде от имени муниципального образования главный распорядитель средств бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности.
В силу положений ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, возложена на финансовый орган муниципального образования.
В силу указанных положений закона, ответственность за вред, причиненный незаконными действиям комиссии по делам несовершеннолетних, подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования Питкярантский муниципальный район.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования Питкярантский муниципальный район за счет средств казны муниципального образования Питкярантский муниципальный район в пользу Верещагиной Юлии Борисовны компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей и возврат государственной пошлины 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья И.М.Прокофьева