Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1180/2015 ~ М-1077/2015 от 01.09.2015

№ 2-1180/2015

Мотивированное решение

изготовлено 26 октября 2015г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2015 г.                         г. Красноуфимск

Красноуфимский городской суд Свердловской области в лице судьи Галкиной И.В., с участием представителя истца - помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Мрясовой Е.В., представителей ответчиков – ООО «Строитель-11»Климова И.Ю., Приданниковского территориального отдела администрации МО Красноуфимский округ Ионова С.М., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора к ООО «Строитель-11», Администрации муниципального образования Красноуфимский округ, Приданниковскому территориальному отделу администрации МО Красноуфимский округ об устранении нарушений правил захоронения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением об устранении нарушений правил захоронения отходов, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой по поступившей <дата>. из МО МВД России «Красноуфимский» информации по факту слива жидких бытовых отходов проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологической безопасности населения и экологического законодательства на территории МО Красноуфимский округ.

В ходе доследственной проверки МО МВД России «Красноуфимский» установлено, что <дата> и <дата> на участке местности в районе старого кирпичного завода д. <адрес> в <****> метрах от третьего километра автодороги <адрес> - <адрес> осуществляется размещение (слив) жидких бытовых отходов производства и потребления (несанкционированная свалка жидких бытовых отходов).

По данному факту МО МВД России «Красноуфимский» <дата> принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В ходе проверки прокуратуры в период времени с <дата> по <дата>, установлено, что согласно лицензии от <дата> общество с ограниченной ответственностью «Строитель-11» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

Между ООО «Строитель-11» и собственниками жилых помещений в домах <****> заключены договоры на управление многоквартирным домом. Всего, согласно справке ООО «Строитель-11» от <дата> , заключено <****> договоров.

Между ООО «Строитель-11» и ИП ФИО11 <дата> заключен договор на услуги по вывозу жидких бытовых отходов автомашиной <****> на базе автомашины <****>. Согласно договору ИП ФИО11 принимает на себя обязательства по оказанию услуг по откачиванию жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) от домов многоквартирного жилого фонда в д. <адрес> и транспортировке их к месту утилизации, указанной заказчиком. Директор ООО «Строитель-11» Климов И.Ю. указал место утилизации ИП ФИО11 и работающему у него водителю ФИО6 в районе старого кирпичного завода по автодороге в сторону <адрес>. ФИО7 осуществлял вывоз ЖБО и их утилизацию в место, указанное ФИО5 на автомашине <****> гос. номер , принадлежащей ФИО11

Согласно п. 3.5 раздела III Положения о Приданниковском территориальном отделе Администрации МО <адрес>, утвержденного решением Думы МО <адрес> от <дата>, территориальный отдел обеспечивает контроль за содержанием свалок, бытовых отходов, находящихся на территории территориального отдела.

Однако, как следует из показаний начальника <адрес> территориального отдела МО <адрес> ФИО8 в настоящее время каких-либо документов, разрешающих и определяющих место вывоза ЖБО в <****> в территориальном отделе нет.

По информации, предоставленной администрацией МО <адрес> <дата> и <дата>, на территории МО <адрес> находятся 2 объекта очистных сооружений для утилизации ЖБО: <адрес> и <адрес>.

В ходе проверки установлено, что размещение, то есть захоронение ЖБО осуществляется путем слива необезвреженных и необеззараженных ЖБО из специализированных автомашин различных организаций на рельеф местности (почву) на территории старого кирпичного завода д. <адрес> в <****> от третьего километра автодороги <адрес> - <адрес>. Очистные сооружения на данном участке местности отсутствуют.

Деятельность ООО «Строитель-11» по сливу ЖБО осуществляется с грубым нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде путем нарушения санитарного состояния почвы по биологическим, паразитологическим и эпидемиологическим показаниям.

Бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, нарушают конституционные права граждан по благоприятную окружающую обстановку.

Утилизация и переработка жидких бытовых и промышленных отходов администрацией МО Красноуфимский округ должна быть организована в соответствии с нормами Санитарных правил и норм, так как законная деятельность ООО «Строитель-11» по обращению с отходами потребления производна от действий администрации муниципального образования по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на объекте размещения отходов.

Красноуфимский межрайонный прокурор просит признать действия общества с ограниченной ответственностью «Строитель-11» по сливу жидких бытовых отходов на участок местности в районе старого кирпичного завода д. <адрес> в <****> метрах от третьего километра автодороги <адрес> - <адрес> незаконными.

Обязать ООО «Строитель-11» устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологической безопасности населения и экологического законодательства путем вывоза ЖБО из жилых домов <адрес> на сливные станции или поля ассенизации в соответствии с требованиями п. 3 СанПин 42 - 128 - 4690 - 88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Министерством здравоохранения СССР <дата> .

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до <дата> разработать проект рекультивации земельного участка в районе

Старого кирпичного завода д. <адрес> в <****> метрах от третьего километра автодороги <адрес> - <адрес>

Обязать <адрес> территориальный отдел администрации муниципального образования <адрес> в срок до <дата> провести рекультивацию в соответствии с разработанным и утвержденным администрацией муниципального образования <адрес> проектом рекультивации земельного участка в районе старого кирпичного завода д. <адрес> в <адрес> метрах от третьего километра автодороги <адрес> - <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до <дата> организовать в направлении <адрес> МО <адрес> утилизацию и переработку жидких бытовых отходов производства и потребления на сливные станции или поля ассенизации.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ООО «Строитель-11» ФИО5 в судебном заседании требования не признал и пояснил, что в декабре 2013 года перед началом выполнения работы по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных жилых домов, расположенных в д. Приданниково был направлен письменный запрос Главе администрации МО <адрес> для определения места слива жидких бытовых отходов. Вопрос об организации водоотведения находится в компетенции Администрации МО <адрес>. Письменный ответ на запрос не получен, но было дано устное указание от руководителей Администрации МО <адрес> о том, что слив ЖБО нужно производить в районе старого кирпичного завода в <****>-го километра автодороги в сторону <адрес>. В данное место вывозились и вывозятся ЖБО муниципальным предприятием МУП «Энергосервис» и от других жилых домов д. Приданниково, д. Чувашково, которые не находятся под управлением ООО «Строитель-11», а также детских садов, школ, так как производить слив ЖБО в этом районе больше некуда. После этого ООО «Строитель-11» неоднократно и регулярно обращалось с этим вопросом к администрации МО <адрес>. Ответа на их запросы получено не было. Кроме того, ООО «Строитель-11» дважды обращалось с просьбой к директору МУП «Горкомхоз» о разрешении слива ЖБО на очистные сооружения <адрес>, но был получен отказ в приеме стоков от другого муниципального образования, так как городские очистные сооружения канализации и так перегружены и требуют реконструкции. Представитель ответчика просит отказать прокурору в удовлетворении иска к ООО «Строитель- 11».

Представитель ответчика – <адрес> территориального отдела ФИО8 в судебном заседании требования истца признал и пояснил, что после обращения прокурора в суд Администрация организует разработку проекта полигона для вывоза ЖБО.

Представитель ответчика- Администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд телефонограмму, просил рассмотреть дело без его участия, требования истца не признал, указав, что ответственность за незаконный слив жидких бытовых отходов должна нести управляющая компания- ООО «Строитель-11».

Третье лицо – индивидуальный предприниматель ФИО11 в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.

В соответствии с п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу с ч. 1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-03 «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.п. 1, 2 ст. 13 Закона об отходах производства территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42 - 128 - 4690 - 88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Министерством здравоохранения ССР 05 августа 1988 года № 4690 - 88 (далее - Санитарные правила и нормы) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе, уличного мусора, других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Обезвреживание жидких бытовых отходов, в силу п.3 Санитарных правил и норм, производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. ЖБО следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно ч. 2 ст. 2 и п. 22 ч. 1 ст. 31 Устава муниципального образования Красноуфимский округ, муниципальное образование Красноуфимский округ, наделено статусом городского округа; к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 3 Закона об охране окружающей среды в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <дата>. ФИО7, управляя автомобилем <****>, принадлежащим ИП ФИО11 осуществлял слив жидких бытовых отходов на территории муниципального образования <адрес> на участке местности в районе старого кирпичного завода д.<адрес> в <****>. автодороги <адрес>

В свою очередь, ИП ФИО11 выполнял указанные работы по договору с ООО «Строитель-11» от <дата>. , которое является управляющей компанией для многоквартирных домов в д. <адрес>. В соответствии с п.1.1 указанного договора ООО <****>», являясь заказчиком, поручает, а ИП ФИО9, являясь исполнителем, принимает на себя обязательство по оказанию услуг по откачиванию жидких бытовых отходов от домов многоквартирного жилого фонда в д. <адрес> и транспортировке их к месту утилизации, указанное заказчиком.

В период с мая <****>. ООО «Строитель-11» неоднократно обращалось к Администрации МО <адрес> с просьбой определить место утилизации ЖБО, однако решения Администрацией не были приняты.

Из объяснений в судебном заседании начальника Приданниковского территориального отдела МО <адрес> ФИО8 следует, что в настоящее время каких-либо документов, разрешающих и определяющих место вывоза ЖБО в д. Приданниково в территориальном отделе нет.

По информации, предоставленной администрацией МО <адрес> <дата> и <дата>, на территории МО <адрес> находятся 2 объекта очистных сооружений для утилизации ЖБО: <адрес> и <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки МО МВД России Красноуфимский (л.д.66-96) и сторонами не оспариваются.

Совокупность исследованных судом доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что доводы истца о том, что деятельность ООО «Строитель-11» по сливу ЖБО осуществляется с грубым нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу реального причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, а бездействие органов местного самоуправления нарушают конституционные права граждан по благоприятную окружающую обстановку следует признать обоснованными.

Одновременно, доводы ответчиков ООО «Строитель-11» и Администрации МО Красноуфимский округ, пытающихся переложить ответственность друг на друга, суд находит несостоятельными.

Обязанности органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов определены вышеуказанными нормами закона, поэтому невыполнение требований закона является противоправным бездействием Администрации МО Красноуфимский округ.

ООО «Строитель-11» является коммерческой организацией в силу ст.87 Гражданского кодекса РФ. Оказывая услуги собственникам помещений многоквартирных домов по управлению этими жилыми домами, ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в силу ч.1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли. Исходя из этого, отсутствие полигона для утилизации бытовых отходов и нежелание органов местного самоуправления решать этот вопрос, не дает ответчику право нарушать законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и не освобождает его от ответственности за нарушения этого законодательства.

Как установлено судом, на территории МО Красноуфимский округ существуют два объекта очистных сооружений в <адрес> и <адрес>, однако ответчик не желает вывозить отходы в указанные очистные сооружения по причине их отдаленности от места сбора отходов из-за опасений потерять прибыль.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Исходя из этого, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Строитель-11» по сливу жидких бытовых отходов на участок местности в районе старого кирпичного завода д. <адрес> в <****> метрах от третьего километра автодороги <адрес> - <адрес> незаконными.

Обязать ООО «Строитель-11» устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологической безопасности населения и экологического законодательства путем вывоза ЖБО из жилых домов д. <адрес> на сливные станции или поля ассенизации в соответствии с требованиями п. 3 СанПин 42 - 128 - 4690 - 88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05 августа 1988 года № 4690 - 88.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до <дата> организовать разработку проекта рекультивации земельного участка в районе старого кирпичного завода в д. <адрес> в <****> метрах от третьего километра автодороги <адрес> - <адрес>.

Обязать <адрес> территориальный отдел администрации муниципального образования <адрес> в срок до <дата> организовать проведение рекультивацию в соответствии с разработанным и утвержденным администрацией муниципального образования <адрес> проектом рекультивации земельного участка в районе старого кирпичного завода в д. <адрес> в <****> метрах от третьего километра автодороги <адрес> <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до <дата> организовать в <адрес> <адрес> утилизацию и переработку жидких бытовых отходов производства и потребления на сливные станции или поля ассенизации.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья:                                  И.В. Галкина

2-1180/2015 ~ М-1077/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Красноуфимский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО Красноуфимский округ
ООО "Строитель-11"
Приданниковский ТО Администрации МО Красноуфимский округ
Другие
Трифонов Андрей Николаевич
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Галкина Ирина Валентиновна
Дело на сайте суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
01.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2015Передача материалов судье
04.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2015Судебное заседание
26.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее