Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11586/2021 от 05.03.2021

Судья <ФИО>2                          дело № 33а-11586/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 апреля 2021 года     город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего            Иваненко Е.С.,

судей                        Булата А.В., Кривцова А.С.,

по докладу судьи краевого суда    Кривцова А.С.,

при секретаре        Поцепуновой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шаповаловой <ФИО>11 <ФИО>12 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании действий и решений,

по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаевой С.А. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Шаповалова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании действий и решений, выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности на часть жилого дома литер А, площадью 34,2 кв.м., состоящего из помещения № 2 - назначение: жилая комната, площадью 10,4 кв.м., помещения № 5 - назначение: жилая комната, площадью 11,5 кв.м., помещения № 6 - назначение: кладовая, площадью 4,5 кв.м., помещения №1 - назначение: кухня, площадью 7,8 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>

В обоснование требований административного иска указала, что она является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер А, этажность: 1, общей площадью 55,1 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от <Дата ...>.

24 июля 2018 года Советским районным судом г. Краснодара утверждено мировое соглашение, заключенное между Мищенко Н.Н. и Шаповаловой Е.С., по условиям которого последней в собственность выделена часть жилого дома литер А, площадью 34,2 состоящая из помещения <№...> - назначение: жилая комната, площадью 10,4 кв.м., помещения <№...> - назначение: жилая комната, площадью 11,5 кв.м., помещения <№...> - назначение: кладовая, площадью 4,5 кв.м., помещения <№...> - назначение: кухня, площадью 7,8 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес...>.

Определение Советского районного суда г. Краснодара от 24 июля 2018 года вступило в законную силу.

Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 марта 2019 года на ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» возложена обязанность по изготовлению технического плана на указанные помещения, выделенные в собственность Шаповаловой Е.С.

Получив технический план, Шаповалова Е.С. с целью регистрации права собственности на указанные помещения 29 октября 2019 года обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Шаповаловой Е.С. на выделенные ей в собственность помещения в связи с тем, что форма и содержание документа представленного для осуществления государственной регистрации прав не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Административный истец считает указанное решение государственного регистратора незаконным, поскольку представленные ей документы соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, подтверждают ее право собственности на упомянутые помещения, в связи с чем, имеются все основания для государственной регистрации.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 24 декабря 2020 года административное исковое заявление Шаповаловой Е.С. удовлетворено в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаева С.А., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что в рассматриваемых правоотношениях регистратор действовал строго в соответствии с законом и судом не приведено положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые были нарушены государственным регистратором при принятии оспариваемого решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Щербань И.С. просила решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель административного истца по доверенности Сокол Е.Ф. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного разбирательства не поступило.

Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению дела, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются, в том числе: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Шаповалова Е.С. являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом литер А, этажность: 1, общей площадью 55,1 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...> что подтверждается выпиской из ЕГРП от <Дата ...>.

Советским районным судом г. Краснодара 24 июля 2018 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Мищенко Н.Н. и Шаповаловой Е.С. по условиям которого последней в собственность выделена часть жилого дома литер А, площадью 34,2 состоящая из помещения <№...> - назначение: жилая комната, площадью 10,4 кв.м., помещения <№...> - назначение: жилая комната, площадью 11,5 кв.м., помещения <№...> - назначение: кладовая, площадью 4,5 кв.м., помещения <№...> - назначение: кухня, площадью 7,8 кв.м., расположенных по адресу: <Адрес...> <Адрес...> Режим общей долевой собственности на жилой дом прекращен.

Определение Советского районного суда г. Краснодара от 24 июля 2018 года вступило в законную силу.Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 марта 2019 года на ГБУ КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» возложена обязанность по изготовлению технического плана на указанные помещения, выделенные в собственность Шаповаловой Е.С. Указанное решение вступило в законную силу 30 июля 2019 года.

С целью регистрации права собственности на указанные помещения 29 октября 2019 года административный истец обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Шаповаловой Е.С. на выделенные ей в собственность помещения в связи с тем, что форма и содержание документа представленного для осуществления государственной регистрации прав не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Удовлетворяя требования административного истца и признавая указанные действия незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе правовой экспертизы необоснованно проигнорировано вступившее в законную силу определение суда об утверждении мирового соглашения, заключенное между Мищенко Н.Н. и Шаповаловой Е.С., которое является основанием для постановки на государственный учет образованных помещений.

С такими выводами суда первой инстанции не представляется возможным согласиться по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении не допускаются.

В силу положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

По смыслу норм, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, действие которого в силу прямого указания пункта 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации).

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства раздел в натуре индивидуального жилого дома может привести только и исключительно к образованию индивидуальных автономных жилых блоков, в результате чего будет образовано здание «жилой дом блокированной застройки».

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года № 725/пр).

Согласно указанному своду правил блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.

В соответствии с пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

Постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на квартиры в индивидуальном жилом доме, а также на отдельные помещения в индивидуальном жилом доме невозможна.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение принято органом регистрации в пределах его компетенции и предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем не нарушает права и законные интересы административного истца, что не было учтено судом первой инстанции при разрешении настоящего административного иска.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 декабря 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 24 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Шаповаловой <ФИО>13 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании действий и решений, отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-11586/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Шаповалова Екатерина Сергеевна
Ответчики
Управление Росреестра по КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
09.03.2021Передача дела судье
06.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее