Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-259/2018 ~ М-247/2018 от 13.06.2018

Дело №2а-259/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

поселок Пряжа              30 июля 2018 года

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,

с участием административного истца Китаевой И.М.,

заинтересованных лиц Китаева П.А., Китаевой О.В.,

представителя заинтересованного лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Гомза В.О.,

при секретаре Власовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Китаевой И. М. к Администрации Чалнинского сельского поселения, общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Чалнинского сельского поселения о признании незаконным постановления и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Китаева И.М., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Э. (<данные изъяты> г.р.), Е. (<данные изъяты> г.р.) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что она и её семья: муж Китаев С.П. и дочери Э., <данные изъяты> года рождения, Е., <данные изъяты> года рождения, зарегистрированы в квартире, принадлежащей родителям мужа по адресу: <адрес>. Всего в указанной квартире зарегистрировано 7 человек: семья Китаевой И.М., родители мужа – Китаева О.В., Китаев П.А., а также брат мужа Китаев А.П. 26.11.2009 Китаева И.М. постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, на протяжении 8 лет ежегодно проходила перерегистрацию. В 2013 году административный истец подала заявление по вопросу включения её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и молодых семей, проживающих в сельской местности, в рамках ФПЦ «Социальное развитие села». Письмом от 28.03.2013 Администрация Пряжинского национального муниципального района сообщила, что семья истца включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов» по Пряжинскому району. Постановлением Главы Чалнинского сельского поселения от 09.04.2018 Китаева И.М. была снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, при этом на заседание комиссии она не приглашалась, протокол жилищной комиссии при Администрации Чалнинского сельского поселения от 09.04.2018 ей предоставлен не был. Полагая, что снятие её семьи в составе 4 человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным и нарушает их конституционные и гражданские права ссылаясь на положения ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, Китаева И.М. просит: признать незаконным с момента принятия решение – протокол жилищной комиссии от 09.04.2018, постановление главы Чалнинского сельского поселения от 09.04.2018 о снятии с жилищного учета по улучшению жилищных условий в составе семьи из 4 человек и отменить его; восстановить на жилищном учете по улучшению жилищных условий в составе семьи из 4 человек с момента первичной постановки на указанный учет.

Определением суда от 3 июля 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена общественная комиссия по жилищным вопросам Администрации Чалнинского сельского поселения.

В отзывах на иск административные ответчики, указав обстоятельства и основания принятых решений, полагали административный иск необоснованным.

В судебном заседании административный истец и заинтересованные лица – Китаев П.А. и Китаева О.В. поддержали изложенную в административном иске позицию.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Гомза В.О. в судебном заседании полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

При этом суд полагает, что настоящий спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, учитывая характер спора, состав участников, разъяснения, содержащиеся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, обозначенную в определениях от 24.08.2017 №212-КГ17-5 и 03.08.2017 №207-КГ17-6.

Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 26 ноября 2009 года (л.д. 78) Китаева И.М., состав семьи 3 человека, поставлена на очередь на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Постановлением от 12 марта 2018 года состав семьи Китаевой И.М. постановлено считать состоящей из 4 человек (л.д. 52).

Распоряжением от 16 января 20018 года постановлено в период с 22 января 018 года по 1 апреля 2018 года провести перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чалнинском сельском поселении. 1 февраля 2018 года указанное распоряжение опубликовано в районной газете «Наша жизнь» (л.д. 40-41).

Постановлением того же органа местного самоуправления от 9 апреля 2018 года Китаева И.М., состав семьи 4 человека снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ (л.д. 43). Основанием для принятия указанного постановления послужил протокол жилищной комиссии при Администрации Чалнинского сельского поселения от 9 апреля 2018 года (л.д. 39).

На основании пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Таких обстоятельств постановление от 9 апреля 2018 года , равно как и протокол жилищной комиссии, на основании которого оно принято, не содержат.

Из материалов дела, между тем, следует, что административный истец, её супруг Китаев С.П., двое их детей, Китаева О.В. (свекровь), Китаев П.А. (свекор) и Китаев А.П. (брат супруга) – всего 7 человек – зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> (л.д. 8), в квартире площадью 74,6 м<данные изъяты> (л.д. 50).

Решением Совета Пряжинского муниципального района от 10.06.2008 на территории Пряжинского района учетная норма площади на одного человека установлена в размере 14 м<данные изъяты>.

Соответственно, на каждого из проживающих в указанной квартире приходилось меньше учетной нормы, с силу чего семья административного истца в составе 4 человек состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основанием для снятия семьи административного истца с учета послужило то обстоятельство, что 27.09.2017 зарегистрировано право собственности Китаева С.П. (супруга административного истца) на жилое здание площадью 130 м<данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 36), в силу чего на каждого члена семьи стало приходиться более учетной нормы площади жилого помещения.

Из материалов дела также следует, что указанное жилое помещение построено силами семьи административного истца на арендованном земельном участке с кадастровым номером с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, в последующем (30.11.2017) приобретенным Китаевым С.П. в собственность.

Оценивая, утратила ли административный истец и члены её семьи основания состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, суд исходит из следующего.

В силу статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из пункта 2 Правил пользования жилыми помещениям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года №25, следует, что жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей и одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

При этом из имеющихся в деле фотоматериалов следует, что, несмотря на регистрацию права собственности Китаева С.П. на жилое здание площадью 130 м<данные изъяты>, фактически строительство указанного здания в настоящее время не завершено, а потому пригодность указанного здания для проживания семьи административного истца, включающей двух малолетних детей, не представляется суду очевидной.

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью не установлено, что указанное жилое помещение является таковым по смыслу, придаваемому этому термину положениями законодательства, вследствие чего не установлено – утрачены ли основания дающие семье административного истца право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Обязанность доказать указанное обстоятельство законом возложено на сторону административного ответчика (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку оспариваемое решение нарушает права административного истца на возможное предоставление мер социальной поддержки лицам, нуждающимся в жилых помещениях, законность принятого решения административным ответчиком не доказана, суд считает необходимым удовлетворить административный иск в части признания незаконным оспариваемого постановления и необходимости устранения административным ответчиком допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Также суд, руководствуясь положениями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, полагает необходимым установить срок устранения таких нарушений – не позднее, чем до истечения пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу, находя указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ административному ответчику – Администрации Чалнинского сельского поселения – следует сообщить об исполнении решения по административному делу суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования административного истца о признании незаконным с момента принятия протокола жилищной комиссии от 9 апреля 2018 года суд находит подлежащим отклонению. Положение об общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Чалнинского сельского поселения утверждено постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 17 февраля 2006 года . Согласно пункту 1.5 указанного Положения решения общественной комиссии носят рекомендательный характер и представляются на утверждение главе Чалнинского сельского поселения. С учетом такого характера принимаемых комиссией решений, каких-либо прав граждан решения этой комиссии нарушать не могут, поскольку сами по себе правовых последствий не порождают. В этой связи решение, оформленное протоколом от 9 апреля 2018 года, не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

Согласно статье 111 КАС РФ с надлежащего административного ответчика – Администрации Чалнинского сельского поселения – в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Руководствуясь статьями 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Постановление Администрации Чалнинского сельского поселения от 9 апреля 2018 года «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Китаевой И.М. в составе семьи 4 человека, признать незаконным.

Обязать Администрацию Чалнинского сельского поселения восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Китаеву И. М. в составе семьи из 4 человек с даты первоначальной постановки на учет – с 26 ноября 2009 года.

Установить срок исполнения настоящего решения – не позднее, чем до истечения пятнадцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Администрации Чалнинского сельского поселения сообщить суду и Китаевой И. М. об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Чалнинского сельского поселения в пользу Китаевой И. М. расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Прохоров

В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 6 августа 2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 6 сентября 2018 года

2а-259/2018 ~ М-247/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Китаева Ирина Михайловна
Ответчики
Общественная комиссия по жилищным вопросам при Администрации Чалнинского сельского поселения
Администрация Чалнинского сельского поселения
Другие
Китаева Ольга Васильевна
Информация скрыта
Китаев Антон Петрович
Китаев Станислав Петрович
Китаев Петр Александрович
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Прохоров А.Ю.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
13.06.2018Регистрация административного искового заявления
13.06.2018Передача материалов судье
14.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2018Судебное заседание
16.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018Дело оформлено
07.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее