Дело №2-356/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Самойловой Т.Г.
при секретаре Якининой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихачева Д.В. к Администрации города Челябинска, Администрации Центрального района г. Челябинска, Комитету дорожного хозяйства города Челябинска о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Лихачев Д.В. обратился в суд с иском о возмещении материального ущерба, причиненного принадлежащему ему автомобилю падением ветки дерева, в котором просит с учетом уточнений возместить за счет ответчиков Администрации города Челябинска, Администрации Центрального района г. Челябинска, Комитета дорожного хозяйства города Челябинска материальный ущерб в размере 58428 рублей, расходы по оплате оценочных услуг в размере 5000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 12000 рублей, а также распределить судебные расходы по итогам рассмотрения спора по существу, ссылаясь на то, что 06 августа 2019 года в 14 час. 50 мин. в Центральном районе г. Челябинска возле дома №32 по ул. Коммуны на автомобиль <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, в салоне которого находился сам истец, упала ветка дерева, произраставшего вдоль дорожного полотна Стоимость устранения механических повреждений, возникших на транспортном средстве в результате падения ветки дерева, согласно экспертного заключения ООО «ЮжУралЭксперт» №222608/19 составляет 58428 рублей. Погодные условия в указанный день не имели отклонений от нормы, скорость ветра составляла 3-5 м/с согласно открытым источникам сети «Интернет».
Истец Лихачев Д.В. и его представитель Боровков З.А. в судебном заседании просили удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме за счет надлежащего ответчика.
Представитель ответчика Администрации г. Челябинска по доверенности Гайнуллина Т.Р. в судебном заседании в удовлетворении требований Лихачева Д.В. возражала, ссылаясь на отсутствие оснований для возложения предусмотренной ст. 1064 Гражданского кодекса РФ ответственности на Администрацию г. Челябинска. Поддержала изложенные в письменном отзыве доводы возражений (л.д. 78-80).
Представитель ответчика Комитета дорожного хозяйства города Челябинска по доверенности Бойко О.В. в судебном заседании выразила возражения относительно ответственности Комитета дорожного хозяйства города Челябинска, поддержала письменный отзыв на исковое заявление, содержащий на то, что деревья и иные объекты озеленения не относятся к элементам транспортной инфраструктуры.
Представитель ответчика Администрации Центрального района г. Челябинска по доверенности Иванова О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, указав, что Администрация Центрального района г. Челябинска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Поддержала доводы возражений, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях, указав, что Законом Челябинской области от 18.12.2014 года №97-ЗО «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» за внутригородскими районами не закреплены полномочия по содержанию зеленых насаждений.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, представленные сторонами доказательства в обоснование своей позиции по настоящему спору, фотоснимки с места происшествия, суд приходит к следующим выводам по заявленным Лихачевым исковым требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06 августа 2019 года около 14 час. 50 мин. принадлежащий истцу Лихачеву Д.В. автомобиль <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, припаркованный у края проезжей части напротив дома №32 по ул. Пушкина в Центральном районе г. Челябинска получил механические повреждения в результате падения на нег ветки дерева.
Данные обстоятельства подтверждаются: копией протокола о принятии устного заявления о происшествии от 06 августа 2019 года; копией письменных объяснений Лихачева Д.В.; копией протокола осмотра места происшествия; сообщением по факту повреждения автомобиля <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, зарегистрированного в книге учета сообщений и преступлений граждан <данные изъяты>, а также фотографиями с места происшествия.
Согласно представленного истцом экспертного заключения ООО «ЮжУралЭксперт» №222608/19 от 21 августа 2019 года рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты>, госномер <данные изъяты> составляет 58428 рублей.
За составление экспертного заключения истец оплатил 5000 рублей (л.д. 76).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками результаты экспертного заключения ООО «ЮжУралЭксперт» не оспаривались, доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение размер ущерба, причиненный транспортному средству истца, не представлено, о назначении судебной экспертизы ответчики не ходатайствовали.
Суд доверяет выводам специалиста, изложенным в заключении ООО «ЮжУралЭксперт» №222608/19, квалификация которого не вызывает у суда сомнения.
При определении суммы ущерба суд берет за основу экспертное заключение ООО «ЮжУралЭксперт» №222608/19.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ст. 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Из письменного отзыва Комитета дорожного хозяйства города Челябинска (ранее именовавшемся УДХ Администрации г. Челябинска) следует, что в соответствии с Положением, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 года №8/26, Комитет дорожного хозяйства осуществляет управленческие функции в отношении автомобильных дорог, находящихся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 10 Положения о дорожной деятельности, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 24.02.2009 года №40/16, Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска является организатором дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа.
Распоряжением Администрации г. Челябинска от 08.05.2018 года №5225 «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети города Челябинска» утвержден перечень объектов улично-дорожной сети города Челябинска, содержание которых осуществляет Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска.
Так, в перечень объектов включены: 1) улицы и дороги города Челябинска; 2) искусственные сооружения города Челябинска; 3) трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью; 4) парковки на объектах улично-дорожной сети города Челябинска; 5) тротуары, примыкающие к проезжей части улично-дорожной сети города Челябинска; 6) подземные пешеходные переходы.
Согласно Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 года №16/32, к объектам улично-дорожной сети относятся элементы транспортной инфраструктуры города, располагающиеся на территории общего пользования, определенные «красными линиями», основным назначением которого является движение транспорта и пешеходов.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска не осуществляет функции муниципального заказчика в отношении объектов озеленения.
Правилами благоустройства территории города Челябинска, утвержденными решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 года №16/32, разграничены полномочия Администрации г. Челябинска и внутригородских районов.
Согласно п. 74 Правил благоустройства Администрация г. Челябинска обеспечивает:
1) Выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, объектов благоустройства (дороги, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и иные) улично-дорожной сети, дворовых территорий;
2) организацию работ по текущему содержанию парковок (карманов) вдоль проезжих частей;
3) содержание благоустроенных набережных реки Миасс;
4) организацию работ по санитарной уборке трамвайных путей, территорий остановок, прилегающих к трамвайным путям, конечных остановок маршрутных такси и общественного транспорта, включая очистку урн от мусора;
5) содержание городской системы ливневой канализации (за исключением дренажных систем, входящих в стоимость здания (объекта);
6) организацию работ по санитарной уборке территорий городских пляжей;
7) организацию работ по санитарной обработке городских кладбищ;
8) организацию содержания объектов благоустройства (навесы, скамейки, урны) остановок общественного транспорта в части ремонта и эстетического состояния, за исключением имеющих ТОК.
Внутригородские районы в соответствии с п. 75 Правил благоустройства обеспечивают:
1) выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, объектов благоустройства внутриквартальных территорий внутригородских районов, за исключением работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети и дворовых территорий;
2) выполнение работ по грейдированию и восстановлению проездов в поселках;
3) выполнение работ по содержанию скверов, расположенных на территории внутригородских районов, не закрепленных за уполномоченными органами Администрации города;
4) выполнение работ по уборке незакрепленных территорий на системной основе;
5) выполнение мероприятий, направленных на недопущение образования несанкционированных свалок на территории районов, их ликвидацию при выявлении;
6) текущее содержание территорий, примыкающих к поверхности водоемов;
7) организацию работ по содержанию территорий остановок общественного транспорта, включая очистку урн от мусора, за исключением остановок, прилегающих к трамвайным путям, конечных остановок маршрутных такси и общественного транспорта;
8) разработку и реализацию программных мероприятий по благоустройству территорий индивидуальной частной застройки (поселки);
9) организацию работ по содержанию систем поверхностных водоотводных сооружений, не являющихся инженерными сооружениями, на территориях частной застройки и промышленной застройки;
10) содержание озелененных территорий, не закрепленных за уполномоченными органами Администрации города;
11) организацию содержания объектов благоустройства (навесы, скамейки, урны) остановок общественного транспорта, имеющих ТОК.
В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земля расположена в границах муниципалитета, то распорядительные полномочия как собственника земельного участка принадлежат муниципальному образованию.
Территорию города составляют земли Челябинского городского округа, используемые и предназначенные для застройки и развития городского округа (п. 1 ст. 4 Устава города Челябинска).
В соответствии со ст. 9 Устава города Челябинска к вопросам местного значения города относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за его исполнением; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города; организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города.
Согласно ст. 36 Устава города Челябинска к полномочиям администрации города Челябинска относится обеспечение исполнения вопросов местного значения.
В Законе Челябинской области от 05.10.2016 года №424-ЗО «О разграничении имущества между городом Челябинском и Центральным районом города Челябинска» содержится перечень имущества, переданный из собственности города Челябинска в собственность Центрального района г. Челябинска, в состав которого не включены земельные участки, занятые зелеными насаждениями.
Согласно фотоснимков места рассматриваемого события, дерево, ветка которого обломилась на транспортное средство истца, расположено на придорожном газоне, расположенном между проезжей частью улицы Пушкина и пешеходным тротуаром вдоль дома №32.
Правила охраны и содержания зеленых насаждений в городе Челябинске, утвержденные решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 года №36/30, являются едиными и обязательными для исполнения всеми органами и должностными лицами органов местного самоуправления города Челябинска, внутригородских районов города Челябинска, физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сфере охраны и содержания зеленых насаждений.
Организацию учета зеленых насаждений города Челябинска и иные функции управления зеленым фондом осуществляет орган управления зеленым фондом Администрации города (Раздел III Правил охраны и содержаний зеленых насаждений в городе Челябинске).
На основании п. 14 указанных Правил снос (пересадка), омолаживающая обрезка зеленых насаждений допускается на основании разрешения, выданного органом управления зеленым фондом Администрации города, в порядке, установленном правовым актом Администрации города Челябинска.
Проанализировав вышеприведенные нормы права и обстоятельства, в связи с отсутствием доказательств того, что участок земли, на котором располагалось причинившее ущерб истцу дерево, передавался органом местного самоуправления на баланс какой-либо организации, суд приходит к выводу, что лицом, ответственным за надлежаще содержание соответствующего земельного участка и произрастающего на нем дерева является муниципальное образование город Челябинск.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы и обстоятельства, в связи с отсутствием доказательств того, что участок земли, на котором располагалось причинившее ущерб истцу дерево, передавался органом местного самоуправления на баланс какой-либо организации, суд приходит к выводу, что лицом, ответственным за надлежаще содержание соответствующего земельного участка и произрастающих на нем деревьев является муниципальное образование город Челябинск.
Таким образом, суд не усматривает оснований для возложения ответственности за причинение истцу ущерба и на Администрацию Центрального района г. Челябинска.
Презумпция вины причинителя вреда, предусмотренная ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Ссылка Администрации г. Челябинска в письменном отзыве на неблагоприятные погодные условия 06 августа 2019 года подлежат отклонению.
Из представленной Челябинским ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» метеорологической информации 06 августа 2019 года наблюдалась малооблачная погода, в период с 11-00 час. до 14-00 час. температура воздуха 21,1 °C, ветер юго-восточный, скорость 13 м/с; в период с 14-00 час. до 17-00 час. температура воздуха 20,8 °C, ветер западный, скорость 11 м/с; после 17-00 час. температура воздуха 19,6 °C, ветер западный, скорость 10 м/с.
В соответствии с п. 3.1.6 ГОСТ 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» стихийное бедствие – разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды; сильный ветер – движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью или горизонтальной составляющей свыше 14 м/с; вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной оси или наклонной оси; ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с; шторм – длительный очень сильный ветер со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий сильные волнения на море и разрушения на суше; шквал – резкое кратковременное усиление ветра до 20-30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами; ураган – ветер разрушительно силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с; циклон – атмосферное возмущение с пониженным давлением воздуха и ураганными скоростями ветра, возникающее в тропических широтах и вызывающее огромные разрушения и гибель людей; смерч – сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силы.
По шкале Босфора, принятой в 1963 году Всемирной метеорологической организацией, при силе ветра 20-22 м/с разрушения зданий и сооружений невозможны при отсутствии нарушений строительных норм и правил.
Таким образом, сведений о существовании в момент падения ветки дерева 06 августа 2019 года в 14 час. 50 мин. в Центральном районе г. Челябинска неблагоприятных погодных условий не имеется. Согласно определений, данных в ГОСТ, ветер со скоростью до 14 м/с какой-либо квалификации не имеет, поскольку разрушающей силой не обладает. При этом в момент регистрации показаний скорость ветра в период падения дерева с 14-00 час. до 17-00 час. составляла 11 м/с.
В связи с изложенным, основания для применения при разрешении настоящего спора положений ст. 1083 Гражданского кодекса РФ у суда отсутствуют.
Таким образом, с Администрации г. Челябинска в пользу истца подлежит взысканию материальный ущерб в размере 58428 рублей.
Вместе с тем, требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку возмещение морального вреда в связи с нарушением имущественных прав по общему правилу не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 88 ГПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся признанные судом необходимыми расходы.
Истцом затрачена сумма в размере 5000 рублей на оплату услуг независимого оценщика по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, что подтверждено документально, которая подлежит взысканию с ответчика Администрации г. Челябинска.
Истцом заявлены требования о возмещении понесенных им расходов по оплате услуг представителя в сумме 12000 рублей.
В соответствии ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом сложности настоящего дела, объема проделанной представителем работы, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд считает правильным определить размер подлежащих возмещению расходов по оплате юридических услуг в сумме 7000 рублей.
Истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2402 руб. 884 коп., которые, в соответствии со ст. 88 ГПК РФ являются судебными расходами. В подтверждение понесенных судебных расходов истцом представлен чек-ордер от 17 октября 2019 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика Администрации г. Челябинска подлежат возмещению расходы по оплате госпошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, то есть в сумме 1952 руб. 84 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 58428 ░░░. 00 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - 5000 ░░░. 00 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 1952 ░░░. 84 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 7000 ░░░. 00 ░░░., ░ ░░░░░ 72380 (░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░. 84 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.