Дело № 11 - 4/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2014 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия на решение мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия (далее - Управление ПФР в Прионежском районе) к Макаровой М.Н. о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Управление ПФР в Прионежском районе обратилось с иском о взыскании с Макаровой М.Н. ущерба в виде излишне выплаченной компенсации по уходу за ребенком - инвалидом хх.хх.хх г. рождения, и излишне выплаченной компенсации по уходу за ребенком - инвалидом хх.хх.хх г. рождения, на общую сумму ... рублей.
Решением мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. в иске отказано.
С решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить, указывая, что в период получения компенсации Макарова М.Н. имела оплачиваемую работу, что свидетельствует о незаконности выплаты компенсации.
Представитель истца Томилов В.И., действующий по доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции иск, апелляционную жалобу поддержал и пояснил, что договор об осуществлении опеки является договором возмездного оказания услуг, на что указывают его условия: срок действия, размер вознаграждения, перечень и вид выполняемой работы. На вознаграждения, выплачиваемые гражданам, по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказания услуг, начисляются страховые взносы в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Ответчик Макарова М.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции иск не признала, считая апелляционную жалобу необоснованной, пояснила, что не работает, осуществляет уход за нетрудоспособными родственниками.
Представитель администрации Прионежского муниципального района РК (органа опеки и попечительства) Иванова О.А., действующая по доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется, жалоба является необоснованной. Выполнение обязанности опекуна не является трудовой деятельностью.
Суд, изучив доводы жалобы, материалы гражданского дела, находит решение суда первой инстанции законным, обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Мировым судьей установлено, что ответчик с хх.хх.хх г. получала компенсационную выплату как неработающее лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом - хх.хх.хх г. рождения, и компенсационную выплату как неработающее лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом хх.хх.хх г. рождения.
хх.хх.хх г. Макарова М.Н. заключила с администрацией Прионежского муниципального района РК договор об осуществлении опеки над М. на возмездных условиях. О заключении договора ответчик истца не уведомил.
За период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. истец продолжал начислять ответчику компенсационные выплаты за уход за детьми. Общая сумма выплат за данный период составила ... рублей.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ) и «Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343, ежемесячная компенсационная выплата (далее - компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане) в размере 1200 рублей.
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Размер компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 Указа).
В соответствии с п. 8 Правил компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Пунктом 9 Правил предусмотрен перечень оснований, влекущих прекращение указанных компенсационных выплат, в том числе, в связи с выполнением нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подп. «д» п. 9 Правил).
Из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1533-0 и решении Верховного Суда Российской Федерации от хх.хх.хх г. по делу №, следует, что Правила изданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, предусматривающим компенсационные выплаты исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия). Правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п.1 ст. 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).
В силу статьи 16 Федерального закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при осуществлении опеки (попечительства) над ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся ребенком - инвалидом или находящимся в возрасте старше 13 лет, опекуну (попечителю), заключившему в соответствии с федеральным законодательством договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях, выплачивается вознаграждение.
Из преамбулы закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что указанное законодательство направлено на обеспечение мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок их реализации.
Проанализировав вышеназванные нормы действующего законодательства, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что вознаграждение, выплачиваемое Макаровой М.Н. за опеку, является гарантией, предоставленной ребенку-инвалиду. Это вознаграждение не является результатом реализации трудовых прав Макаровой М.Н., выбранного ею рода деятельности или профессии, и не может расцениваться как выполнение оплачиваемой работы.
Кроме этого, осуществление опеки на возмездной основе над ребенком-инвалидом, по мнению суда, не исключает возможности одновременного осуществления полноценного ухода за ним, что стремился обеспечить законодатель, исключая возможность осуществления ухода и выполнение иной оплачиваемой работы одновременно.
Опека, как форма устройства малолетних граждан (статья 2 ФЗ «Об опеке и попечительстве»), регулируется специальными нормами гражданского, семейного законодательства и не может рассматриваться как возмездное оказание услуг по договору гражданско-правового характера.
С учетом изложенного вывод мирового судьи об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации по уходу за ребенком - инвалидом Н. и компенсации по уходу за ребенком - инвалидом М. за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. на общую сумму ... рублей, является правомерным.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи по доводам апелляционной жалобы не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия к Макаровой М.Н. о взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.Н. Антипина