Дело №10RS0011-01-2019-009447-73 (№ 2а-7494/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ярыгиной Надежды Сергеевны об оспаривании решения государственного инспектора Республики Карелия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Карелия от 08.08.2019 об отмене результатов внеплановой проверки,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 27.10.2016 Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее Управление) в адрес Ярыгиной Н.С. было направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу – <адрес>, принадлежащем истице на праве собственности. По результатам проверки предписаниями об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 22.11.2016, от 31.05.2017 государственным инспектором Республики Карелия по использованию и охране земель, на Ярыгину Н.С. была возложена обязанность в срок до 22.05.2017, устранить выявленное нарушение путем освобождения земельного участка, либо оформить в установленном законом порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, д. Малое Гангозеро, в районе земельного участка с кадастровым номером №. 08.11.2018 Ярыгина Н.С. оформила в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу - <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, предоставленный ей в собственность, согласно распоряжению Новинской местной администрации от 16.06.1995 № 23, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись. Правоустанавливающие документы были предоставлены в надзорный орган, в связи с чем был составлен соответствующий акт проверки от 25.03.2019 № 51/0-2019 из которого следовало, что Ярыгина Н.С. выполнила требования предписания и устранила выявленные нарушения. Решением от 08.08.2019 результаты внеплановой выездной проверки отменены. Из оспариваемого решения следует, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, №, по мнению административного ответчика, содержат идентичную информацию и фактически являются одним и тем же земельным участком. Ссылаясь на указанное, государственный инспектор Республики Карелия по использованию и охране земель пришла к выводу, что предписание об устранении выявленного нарушения Ярыгиной Н.С. не исполнено, в связи с чем результаты внеплановой выездной проверки от 25.03.2019 об исполнении предписания подлежат отмене. Полагая, что решение от 08.08.2019 не соответствует административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года №486, и нарушает права административного истца, возлагая на нее обязанности об устранении нарушений земельного законодательства, по которым был принят соответствующий акт, административный истец просит признать его незаконным и отменить.
Представитель административного истца – Филатов К.С., действующий на основании доверенности, требования поддержал по изложенным в административном иске обстоятельствам.
Представитель административного ответчика – Булатов В.В., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, поддержал доводы письменного отзыва.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что 27.10.2016 Управлением в адрес Ярыгиной Н.С. было направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу – <адрес>, принадлежащем истице на праве собственности. Как следует из распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки гражданина от 26.10.2016 № 1451-Р/ЮС, целью проверки является предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований земельного законодательства.
Согласно акту проверки органа государственного надзора № 173/209-2016 от 22.11.2016, в ходе проверки установлено, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу – <адрес>, отнесен к категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок является ранее учтенным, площадь участка составляет 800 кв.м., принадлежит Ярыгиной Н.С. на праве собственности на основании распоряжения Новинской местной администрации от 07.07.1995 № 27.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-XXI № 0656601, регистрационная запись от 12.07.1995 № 308.
В ходе натурного обследования было установлено, что за пределами земельного участка с кадастровым номером №, напротив, через проезжую часть, расположены хозяйственные строения – баня, гараж, сарай. Было установлено, что общая площадь земельного участка, занятого указанными строениями составляет 66,34 кв.м.
Документов, подтверждающих законность занятия и использования земельного участка общей площадью 66,34 кв.м. Ярыгиной Н.С. на момент проведения проверки не представлено. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости также не содержат сведений о таком земельном участке и зарегистрированных правах истицы на данный земельный участок. При проведении проверки границы земельного участка не устанавливались, в натуру не выносились.
Предписаниями об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 22.11.2016, от 31.05.2017 государственным инспектором Республики Карелия по использованию и охране земель, на Ярыгину Н.С. была возложена обязанность в срок до 22.05.2017, устранить выявленное нарушение путем освобождения земельного участка, либо оформить в установленном законом порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в районе земельного участка с кадастровым номером №.
Таким образом, органом государственного надзора были выявлены нарушения требований ст. 25, 26 Земельного Кодекса РФ, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1. КоАП РФ.
По данному факту государственным инспектором Республики Карелия по использованию и охране земель в отношении административного истца был составлен протокол об административном правонарушении от 09.12.2016.
Постановлением от 21.12.2016 по делу № 173/209-2016 за самовольное занятие земельного участка ориентировочной площадью 66,34 кв.м., то есть за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ Ярыгина Н.С. привлечена к административной ответственности, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Определением от 21.11.2017 об удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства, срок исполнения предписания от 31.05.2017 продлен до 01.06.2018.
28.05.2019 аналогичным определением срок исполнения предписания от 31.05.2017 продлен до 01.01.2019. Одновременно в определении от 28.05.2018 Ярыгиной Н.С. было указано на то, что информацию об исполнении предписания с приложением документов необходимо предоставить в адрес органа государственного надзора.
08.11.2018 Ярыгина Н.С. оформила в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу - <адрес> вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, предоставленный ей в собственность, согласно распоряжению Новинской местной администрации от 16.06.1995 № 23, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись.
Правоустанавливающие документы были предоставлены в надзорный орган.
25.03.2019 был составлен акт проверки № 51/0-2019 из которого следовало, что Ярыгина Н.С. выполнила требования предписания и устранила выявленные нарушения.
Решением от 08.08.2019 результаты внеплановой выездной проверки отменены. Из оспариваемого решения следует, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами №, № содержат идентичную информацию и фактически являются одним и тем же земельным участком. При этом спорные хозяйственные постройки расположены на ином земельном участке, на который административным истом не оформлено правоустанавливающих документов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, государственный инспектор Республики Карелия по использованию и охране земель пришла к выводу, что предписание об устранении выявленного нарушения Ярыгиной Н.С. не исполнено, в связи с чем результаты внеплановой выездной проверки от 25.03.2019 об исполнении предписания подлежат отмене.
Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение) устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора. Государственный земельный надзор в РФ осуществляется, в том числе территориальными органами Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В соответствии с пунктом 12 Положения сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13 Положения).
Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) (далее - Административный регламент, регламент) утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года №486. Как установлено пунктом 15 Административного регламента, результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 регламента, юридическими фактами завершения проведения проверки являются:
1) составление акта проверки;
2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки);
3) принятие иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в случае, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено принятие соответствующих мер).
Внеплановая проверка проводится в сроки и в порядке, установленном Административным регламентом. Общий срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой) (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать двадцати рабочих дней (п. 24 регламента).
По результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. В случае проведения проверки на нескольких земельных участках, принадлежащих и (или) используемых лицом, в отношении которого проводится проверка, составляется один акт, в котором указываются установленные сведения отдельно по каждому земельному участку (п.79). В акте проверки указываются сведения, предусмотренные пунктом 57 Административного регламента. В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания.
В силу пункта 111 Административного регламента в случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке:
- выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства;
- принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 25 или 26 статьи 19.5 КоАП.
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеназванные положения законодательства, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом постановление Управления не соответствует законодательству, поскольку указанное действие не предусмотрено Административным регламентом после завершения проверки и вынесения соответствующего акта, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд,
решил:
Административный иск Ярыгиной Надежды Сергеевны удовлетворить.
Признать решение государственного инспектора Республики Карелия по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Карелия от 08.08.2019 об отмене результатов внеплановой проверки незаконным.
Взыскать с Управления Росреестра по Республике Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Ярыгиной Надежды Сергеевны 300 рублей
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2019 года.