К делу № 2-749/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Тульский 12 ноября 2014 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Курочка О.И.,
при секретаре: Гайтян Р.Г.,
с участием прокурора - Горобенко Т.В.,
заявителя Передерия Г.М. в своих интересах и по доверенности в интересах Тузлаева И.Н. и Алексеева Д.М., представителей главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение», председателя Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» по доверенности: Лозенко О.В., Другалевой В.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Передерия Геннадия Михайловича, Тузлаева Ивана Николаевича и Алексеева Дениса Михайловича о признании недействующим, незаконным нормативно-правового акта, признании незаконными действий (бездействия) главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение», председателя Совета народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьскоесельское поселение» по неопубликованию решения Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение»,
У С Т А Н О В И Л:
Передерий Г.М., Тузлаев И.Н., Алексеев Д.М. обратились в суд с заявлением о признании недействующим и незаконным решения Совета народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение», о признании незаконными действий (бездействия) главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение», председателя Совета народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» по неопубликованию решения № Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение». В заявлении указали следующее.
Весной настоящего года заявители получили налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2013 год, по суммам многократно превышающее предыдущие годы. Что весьма значительно увеличивает расходы на уплату налогов, и уменьшает прожиточный минимум заявителей. Выяснилось, что налоги возросли по требованию нынешнего главы муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» Бондарец А. Ю., на повестку сессии Совета народных депутатов был вынесен вопрос о повышении налоговой ставки на земельный налог с 0,2%, до максимальной - 0,3 %. Для сравнения - налоговая ставка на земельный налог в г. Майкопе -0,05 %.
Полагают, что это произошло из-за того, что администрация муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» не доводила вопросы, решаемые при разработке проектов, и сами решения Совета народных депутатов по установлению налогов до сведения населения, не опубликовала обжалуемое решение о повышении налоговой ставки на земельный налог в поселении.
По запросам заявителей от редакции газеты «Маяк» получена ксерокопия газеты «Маяк» от 08 декабря 2012г. о публикации «извещения» об обнародовании решений Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 30.11.12г., в том числе решения №15 «О внесении изменений и дополнений в решение №72 от 12.11.2008г. «Об установлении земельного налога на территории МО Краснооктябрьское сельское поселение».
Следовательно само решение №15 Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 30.11.12г. не было опубликовано в газете «Маяк».
Согласно статье 4 Федеральному Закону от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусмотрено, что «основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Информация о повышении налоговой ставки на земельный налог была скрыта Бондарцом А.Ю., не опубликована официально для всеобщего сведения.
Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Так как информация о повышении налоговой ставки на земельный налог не была официально опубликована для всеобщего сведения, а только имелось приглашение ознакомиться с какими-то «решениями» в администрации, заявители не смогли вовремя принять участие в решении вопросов местного значения (ст.130 Конституции РФ); в изменении налоговой ставки на земельный налог, не смогли вовремя обжаловать этот акт, так как нарушены их Конституционные права на местное самоуправление.
Просили суд признать нормативно - правовой акт: решение №15 Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 30.11.12г. «О внесении изменений и дополнений в решение №72 от 12.11.2008г. «Об установлении земельного налога на территории МО Краснооктябрьское сельское поселение» признать недействующим, незаконным, так как этот акт не был опубликован официально для всеобщего сведения. Действия (бездействие) главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение», председателя Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» - Бондарца А.Ю. по нарушению Федерального Закона от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", нарушению Конституции РФ, - по неопубликованию обжалуемого решения признать незаконными.
В судебном заседании заявитель Передерий Г.М. в своих интересах и в интересах Тузлаева И.Н. и Алексеева Д.М.. поддержал требования и просил их удовлетворить. Полагал, что Администрация не доводила сведения по своим проектам и решениям Совета народных депутатов ни в газете «Маяк», ни на информационном стенде администрации, который должен был быть установлен в ст. Дагестанской. Утверждал, что принятым решением Совета народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» №15 от 30.11.2012 года которое они оспаривают, нарушены их конституционные права на участие в работе местного самоуправления, на контроль за деятельностью местных органов; неоправданным увеличением ставки земельного налога нарушены их материальные права. Все это вызвано неопубликованием нормативно-правового акта по вине председателя Совета народных депутатов (СНД) главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение» Бондарца А.Ю., который должен был контролировать данный процесс. Пояснил, что администрацией не обеспечено право на ознакомление жителей МО «Краснооктябрьское сельское поселение» с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права, нарушен доступ населения к информации. Поскольку из-за неопубликования решения №15 СНД оно не вступило в законную силу, значит, в течение двух лет – в 2013 и в 2014 годах с заявителей и остальных жителей МО необоснованно, незаконно взимались земельные налоги по завышенной ставке: вместо 0,2% - 0,3%, что сказалось на личном бюджете заявителей и всех остальных граждан, проживающих в МО «Краснооктябрьское сельское поселение».
Представители главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение», председателя Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» Лозенко О.В., Другалева В.Н. с требованиями Передерия Г.М., Тузлаева И.Н. и Алексеева Д.М. не согласились, считали, что СНД МО «Краснооктябрьское сельское поселение» вынес законное и обоснованное решение, в пределах своих полномочий, предписанных Уставом МО и Законом РФ О местном самоуправлении, и с учетом требований Налогового кодекса РФ. Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» №15 от 30.11.2012 года внесены изменения и дополнения в решение №72 от 12.11.2008 года «Об установлении земельного налога на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение», ставка земельного налога на период 2013 – 2014 годы была установлена 0,3%, в пределах максимально допустимого размера, установленного НК РФ.
Лозенко О.В. и Другалева В.Н. пояснили также в суде, что обжалуемое решение №15 СНД было обнародовано на информационных стендах в ст.Дагестанской, ст.Курджипской, в пос.Краснооктябрьском в администрации МО; решение было размещено на официальном сайте администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» сразу же после принятия в декабре 2012 года, кроме того, с текстом решения возможно ознакомиться в любое время в библиотеке администрации. Копия решения была направлена в налоговый орган, т.е. фактически данное решение было исполнено. В настоящее время оно опубликовано. То есть оно вступило в силу, помимо этого оно является законным, т.к. при решении вопроса о размерах налоговых ставок Совет народных депутатов руководствовался Налоговым кодексом РФ, и установление этих ставок не подлежит обсуждению в ходе публичных слушаний.
В настоящее время 27 августа 2014 года принято решение Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» №127 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение», которым, в том числе, была установлена налоговая ставка в отношении земельных участков сельхозназначения – 0,2%. Но она будет действовать с 01.01.2015 года.
Пояснили, что глава МО и председатель СНД МО «Краснооктябрьское сельское поселение» Бондарец А.Ю. в рамках своих полномочий, закрепленных в законе и Уставе МО, должен контролировать вопросы опубликования таких решений, как решение №15 СНД, касающееся установления налоговых ставок на землю. Неопубликование вовремя данного решения в районной газете «Маяк», считают, не может считаться бездействием, т.к. решение это было обнародовано и опубликовано в интернете, а в августе 2014 года – в газете «Маяк», было выслано для исполнения в МИФНС, т.е. фактически действовало.
Прокурор Горобенко Т.В. в суде по делу отметила, что имелось предписание прокуратуры в адрес главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в связи с неопубликованием решения №15 СНД о налоговых ставках, которое (предписание) исполнено, решение опубликовано. Полагала требования заявителей необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
В случае, если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственные и муниципальных служащих» разъяснено, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, заявители Передерий Г.М., Тузлаев И.Н. и Алексеев Д.М. имеют домовладения в ст.Дагестанской МО «Краснооктябрьское сельское поселение». И являются налогоплательщиками по оплате земельного налога, соответствующие налоговые уведомления представлены в материалах дела.
Заявители ссылаются на нормы Конституции Российской Федерации, Федеральный Закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав МО «Краснооктябрьское сельское поселение» и утверждают, что их законные права нарушены тем, что информация о повышении налоговой ставки на земельный налог была скрыта главой МО и Председателем Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение». Бондарцом А.Ю., а вопрос о повышении налоговой ставки не были предметом обсуждения населения МО.
Однако, данные утверждения Передерия Г.М., Тузлаева И.Н. и Алексеева Д.М. не нашли своего подтверждения в суде.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, в том числе Совет народных депутатов, наделены различными полномочиями. П.2 Ст.14 данного закона к вопросам местного значения поселения относит установление, изменение и отмену местных налогов и сборов поселения.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы, которые должны выноситься на публичные слушания. При этом обязательное проведение публичных слушаний, либо учет коллективных обращений граждан по вопросу установления налоговых ставок местных налогов действующим законодательством не предусмотрены.
Статья 5 Налогового кодекса РФрегулируетдействие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Согласно указанной статье акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Соответствующие полномочия местных органов самоуправления отражены в Уставе МО «Краснооктябрьское сельское поселение».
Как следует из имеющихся в деле документов, и пояснений представителей главы МО и председателя Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» решение о повышении налоговой ставки земельного налога в ноябре 2012 года принималось представительным органом муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» - Советом народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение», который уполномочен в соответствии сУставом муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» принимать решения относительно установления, изменения и отмены местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
30.11.2012 года на заседании Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» было принято решение №15 «О внесении изменений и дополнений в решение №72 от 12.11.2008 года «Об установлении земельного налога на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение», которым ставка земельного налога на период 2013 – 2014 годы была определена - 0,3%, в пределах максимально допустимого размера, установленного НК РФ.
Прокуратурой Майкопского района был проведен правовой анализ проекта данного решения и 29.11.2012 года дано заключение о его соответствии действующему законодательству.
Таким образом, поскольку решение №15 Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» соответствует требованиям ст.387 НК РФ, пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, это решение является законным.
Как разъяснили представители главы МО, председателя СНД МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в результате технической ошибки полный текст упомянутого решения, согласно пункта не был опубликован в официальном печатном издании МО «Майкопский район» газете «Маяк», но это решение обнародовано в соответствии с Уставом муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» на информационных стендах в №, администрации МО «Краснооктябрьскоесельское поселение», а также полный текст сразу же после его принятия был размещен в сети «Интернет» 30.11.2012 года на официальном сайте администрации муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» - admkrsp.ru, т.е. доведен до сведения граждан, обнародован. В деле имеются материалы, подтверждающие данные обстоятельства.
Кроме того, в новом Уставе МО, действующем с 2014 года, размещение в интернете решения Совета народных депутатов признается опубликованием (обнародованием).
Также имеется решение №124 Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьскоесельское поселение» от 27 августа 2014 года, которым постановлено опубликовать данное решение №15 в официальном печатном издании муниципального образования «Майкопский район» газете «Маяк».
Ранее принятое решение Совета народных депутатов, №15 от 30.11.2012 года, касающееся установления размера земельного налога на территории муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение», приведено в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации относительно напечатания полного текста решения, - опубликовано в официальном печатном издании МО «Майкопский район» газете «Маяк» №99-100 от 30.08.2014 г.
Таким образом, данное решение вступило в законную силу и должно действовать до 31.12.2014 года. Ранее оно являлось не вступившим в законную силу, но фактически действовало – текст решения был официально направлен в налоговые органы, и это решение фактически исполнялось, что подтверждается налоговыми уведомлениями, поступившими гражданам, в том числе и заявителям по настоящему делу.
Такой вывод можно сделать на основании имеющихся документов, в частности, решения №127 Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 27 августа 2014 года, которым на новый период (с 01.01.2015 года, в соответствии с НК РФ) установлена другая ставка земельного налога на земли сельхозназначения – 0,2%.
Однако, понижение налога вызвано, как пояснили представители МО в суде, с резким увеличением кадастровой стоимости земли, а не в связи с жалобами населения на повышение налоговой ставки на землю.
Имеется заявление Передерий Г.М. от 16.07.2014 года в прокуратуру Майкопского района о признании недействующим нормативно-правового акта: решения Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 30.11.2012 года №15 о повышении налоговой ставки на земельный налог, в том числе и на том основании, что не было обсуждения населения по данному вопросу. Полагал налоговую ставку в повышенном (вместо 0,2% - 0,3%) размере незаконной.
Согласно письму прокурора Майкопского района от 04.08.2014 года №262ж-14 прокуратурой района была проведена проверка по обращению Передерий М.Г., и ему направлен ответ, что налоговая ставка на землю 0,3 % установлена в пределах, предусмотренных налоговым законодательством.
Суд пришел к такому же выводу, поскольку по закону не обсуждается принятие такого рода решений СНД, т.к. при разработке ставки налога орган местного самоуправления обязан руководствоваться только нормами Налогового кодекса РФ.
Заявители не представили доказательств того, что им в администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение», главой МО или Председателем СНД МО «Краснооктябрьское сельское поселение» чинили препятствия в доступе к информации, в частности - в ознакомлении с решением №15 СНД.
Суд полагает, что Совет народных депутатов муниципального образования действовал законно и в пределах своей компетенции.
Как видно из оспариваемого заявителями решения Совета народных депутатов муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» №15 от 30.11.2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение №72 от 12.11.2008 года «Об установлении земельного налога на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение», этот документ принят в пределах компетенции СНД МО «Краснооктябрьское сельское поселение». Копия решения имеется в деле.
Суд признаёт действия главы МО и председателя Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» по опубликованию обжалуемого решения законными.
Суд приходит к выводу, что несвоевременным официальным опубликованием оспариваемого решения Совет народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» никакие права и свободы заявителей не нарушены, и полагает, что заявленные требования Передерия Г.М., Тузлаева И.Н. и Алексеева Д.М. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Передерия Геннадия Михайловича, Тузлаева Ивана Николаевича и Алексеева Дениса Михайловича о признании незаконным, недействующим в связи с его неопубликованием решения №15 Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 30.11.2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение №72 от 12.11.2008 года «Об установлении земельного налога на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение», о признании незаконными действий (бездействия) главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение», председателя Совета народных депутатов муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» по неопубликованию решения №15 Совета народных депутатов МО «Краснооктябрьское сельское поселение» от 30.11.2012 года «О внесении изменений и дополнений в решение №72 от 12.11.2008 года «Об установлении земельного налога на территории МО «Краснооктябрьское сельское поселение» – отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2014 года.
Судья – подпись.
Копия верна: Судья О.И. Курочка