24RS0016-01-2021-002509-31
Дело № 2-1920/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2021 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к ФИО11 о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился с иском к ответчику с требованием о компенсации морального вреда, причиненного в результате ДТП, мотивируя свои требования следующим.
В результате ДТП, имевшего место 23.06.2018 г. по вине ответчика, истцом был получен тяжкий вред здоровью, в связи с чем, ссылаясь на требования ст.ст. 15,151, 1064,1079, 1099-1101 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 рублей.
В судебном заседании истица, представитель истца Павлова Н.В. исковые требования поддержали.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика Рыбка И.В. в судебном заседании иск признала частично, ссылаясь на доводы объяснений ответчика суду пояснила, что ответчик иск признает частично, не оспаривая виновность в ДТП, в результате которого Истцу причинен вред здоровью, не согласна с размером заявленной компенсации морального вреда, поскольку на иждивении имеет дочь и родителей, нуждающихся в ее в т.ч. материальной поддержке, несет расходы на поддержание своего состояния здоровья и здоровья дочери, намеревалась в досудебном порядке предложить компенсацию, от которой истица отказалась.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы уголовного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Из материалов дела следует, что Завиро И.В. 23.06.2018 в 19.10 ч., управляя ТС ТОУОТА RAUM, г/н №, в нарушение п. 13.4 ПДД, предусматривающего, что при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо, двигаясь по <адрес> со стороны <адрес> с левым разворотом на <адрес> на зеленый сигнал светофора, допустил столкновение с ТС ВАЗ 21063, г/н №, под управлением Столяренко А.Н., который двигался со стороны <адрес> в сторону <адрес> во встречном направлении, на зеленый сигнал светофора. В результате ДТП пассажиру ТС ВАЗ 21063, г/н № Столяренко В.П. был причинен тяжкий вред здоровью.
В соответствии с п. 1.3. ПДД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с п. 13.4 ПДД при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.
Судом установлено, что Завиро И.В. не выполнила предписанных ПДД, что подтверждается пояснениями представителя ответчика, материалами административного расследования в рамка уголовного дела, что в свою очередь привело к ДТП, в результате которого Истцу был причинен вред здоровью.
Согласно заключения эксперта № 2/сл от 24.03.2020 Столяренко В.П. в результате вышеописанного ДТП причинены следующие телесные повреждения:. При обращении в ПДО ФГБУЗ КБ № 51 23 июня 2018 года в 19часов 34минуты Столяренко В.П. была осмотрена хирургом, установлен диагноз «АДТ.ЗЧМТ». Сотрясение головного мозга? Подапоневротическая гематома лобной области». По данным сопроводительного листа отделения скорой медицинской помощи КБ № 51 «в лобно-теменной области гематома обширная».
В связи с отказом от госпитализации было рекомендовано амбулаторное лечение. Более точных сведений о состоянии Столяренко В.П. на этом этапе не имеется. В период времени с 24 июня по 07 июля 2018 года Столяренко В.П. наблюдалась на дому, производились осмотры нейрохирурга, был установлен диагноз «Краниовертебральная травма от 23 июня 2018. Ушиб головного мозга.
Перелом позвонков шейного отдела (шейный отдел) С2 перелом Джеферсона? Подапоневротическая гематома лобной области. Ушибы мягких тканей головы, тела конечностей. Постравматический срыв компенсации поясничного остеохондроза. Люмбалагия и миотический синдром. Цервикокралгия». В этот период рекомендовалось дообследование - проведение компьютерной томографии, однако это обследование откладывалось из-за состояния больной.
При компьютерной томографии от ДД.ММ.ГГГГ года были выявлены переломы тела и обеих дужек второго шейного (С2) позвонка, распространяющегося на поперечный отросток позвонка. При повторных компьютерных томографических исследованиях была выявлена динамика в виде консолидации (заживления) переломов.
Учитывая вышеперечисленное, можно утверждать, что в связи со случаем от ДД.ММ.ГГГГ года Столяренко В.П. были причинены повреждения, составляющие краниовертебральную травму - гематома лобной области, левосторонняя параорбитальная гематома, закрытый перелом тела, дужек и поперечного отростка второго шейного позвонка; кровоизлияния в поясничной области, области левого бедра и голени (без указания размеров, количества и точного расположения).
Вышеуказанные телесные повреждения образовались в результате ударных воздействий тупого твердого предмета (предметов), возможно деталей салона автомобиля в условиях дорожно-транспортного происшествия, что подтверждается проявлением повреждений в вид гематом и кровоподтеков, закрытым характером перелома. В механизме возникновении перелома второго шейного позвонка имело место «сгибание-разгибание», так называемая «хлыстообразная травма», что подтверждается расположением переломов позвонка.
Повреждения у Столяренко В.П. могли быть причинены незадолго до ее первичного обращения в стационар 23 июня 2018 года, что подтверждается наличием у нее на этот момент повреждений. Переломы шейного позвонка был впервые обнаружены при компьютерной томографии от 11 июля 2018 года, их характеристики (отсутствие заживления) и последующая рентгенологическая динамика - постепенное заживления переломов позволяют считать, что они могли быть причинены 23 июня 2018 года. Поздняя диагностика перелома обусловлена субъективными (не была произведена компьютерная томография при первичном обращении) и объективными (опасность транспортировки больной в остром периоде с обоснованным подозрением на травму шейного отдела позвоночника) причинами.
С учетом единых механизма и давности причинения повреждений они оцениваются в совокупности, являлись опасными для жизни и поэтому имеют квалифицирующие признаки тяжкого вреда здоровью (пункт 6.1.6 приложения к приказу МЗ и СР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что нарушение ответчиком ПДД состоит в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причиненного истцу вреда здоровью.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшей: возраста и наступившего после травмы длительного болезненного состояния.
Суд учитывает фактические обстоятельства, установленные в судебном заседании, при которых был причинен моральный вред, характер нравственных и физических страданий причиненных истцу, которые выразились в том, что истица была вынуждена переживать случившееся, испытывать боль, неудобства, медицинские манипуляции.
Кроме того, при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, выразившееся в его виновном поведении, материальное положение ответчика, членов ее семьи, учитывая принцип разумности и справедливости, а также то, что истец пренебрег мерами безопасности, нарушил ПДД, и считает возможным исковые требования удовлетворить и взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда в пользу истца в размере 400 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Железногорский городской суд в течение месяца после вынесения мотивированного решения суда.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 4.11.2021 г. с 17 часов.
Судья Железногорского городского суда Я.А. Щербакова