Дело № 2-598/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре Хозяиновой Л.И.,
с участием помощника прокурора Карчевской Р.М.,
представителя ответчика администрации МО МР «Сосногорск» Кошелевой М.Н.,
представителя третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Булышева К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске 03 июля 2017 года гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Сосногорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
И.о. прокурора г. Сосногорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГП «Сосногорск», Управлению ЖКХ администрации МО МР «Сосногорск», администрации МО МР «Сосногорск», Комитету по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки (от домов и хозяйственных построек) до лесного массива не менее <данные изъяты> метров в районах
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
предусмотреть на границах с лесничествами (лесопарками) защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, в <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе анализа исполнения предписаний органов госпожнадзора, выданных по результатам проведенных проверок населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, установлено, что в городском поселении «Сосногорск» нарушения требований пожарной безопасности не устранены, администрацией ГП «Сосногорск» предписание от ДД.ММ.ГГГГ № не исполнено. Выявленные проверкой нарушения пожарной безопасности в МО ГП «Сосногорск» представляют угрозу для жизни и здоровья проживающих на территории данного поселения граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований пожарной безопасности может привести к возникновению пожаров и массовой гибели людей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве соответчика муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования муниципального района «Сосногорск», в качестве третьего лица ГУ РК «Сосногорское лесничество».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований к администрации ГП «Сосногорск», Комитету по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО МР «Сосногорск», МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МО МР «Сосногорск» прекращено в связи с отказом и.о. прокурора г. Сосногорска от иска к указанным ответчикам.
В судебном заседании помощник прокурора Карчевская Р.М. представила заявление и.о. прокурора г. Сосногорска, в котором последний в порядке ст.39 ГПК РФ частично изменил исковые требования, просил
- возложить на администрацию МО МР «Сосногорск» обязанность произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности:
обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки (от домов и хозяйственных построек) в <адрес> не менее <данные изъяты> м юго-западнее от <адрес>
на границах с лесничествами (лесопарками) предусмотреть защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах в <адрес>
- возложить обязанность на администрацию МО МР «Сосногорск» произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности:
обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки (от домов и хозяйственных построек) до лесного массива не менее <данные изъяты> м в районах:
<адрес>
<адрес>
на границах с лесничествами (лесопарками) предусмотреть защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, <адрес>
Представитель ответчика администрации МО МР «Сосногорск» Кошелева М.Н. с исковыми требованиями после их изменения согласилась, признав, что вопросы выполнения требований пожарной безопасности в пределах МО МР «Сосногорск» отнесены к полномочиям администрации муниципального района, в том числе в связи с ликвидацией администрации городского поселения.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Булышев К.В. иск с учетом его изменения поддержал.
Третье лицо ГУ РК «Сосногорское лесничество» извещено о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направило, ранее его представитель Калдышев С.В. против заявленных требований не возражал.
С учетом надлежащего извещения и в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Как устанавливает Федеральный закон «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абз. 4, 6, 12 ст.1).
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяются полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, к которым, в частности, относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст.6 данного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках.
В силу ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
По смыслу ч.1 ст.209, ст.210 Гражданского кодекса РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч.1 ст.38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктами 3, 8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Этим же Федеральным законом в п.п. 3, 7 ч.1 ст.15 предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района также относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела НДПР г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочановым В.А. вынесено распоряжение № о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты, а именно территорий населенных пунктов: <адрес> правообладателем которых являлась администрация ГП «Сосногорск».
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки №, в котором указаны выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в адрес администрации ГП «Сосногорск» вынесено предписание № по устранению выявленных нарушений.
Вышеуказанное предписание не обжаловано. В сроки, установленные в предписании для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, нарушения, выявленные в содержании указанных выше объектов защиты, не устранены, что явилось основанием для обращения прокуратуры г. Сосногорска с настоящим иском.
Доказательств исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ № в части обеспечения противопожарной безопасности в <адрес> (п.п. 10, 11), в <адрес> (п.п. 22, 23), в черте <адрес> (п.п. 33, 34) обязанной стороной не представлено, а судом не добыто.
ДД.ММ.ГГГГ Советом ГП «Сосногорск» принято решение № о ликвидации администрации ГП «Сосногорск», утвержден состав ликвидационной комиссии.
До указанной даты по заключенным между администрацией МО МР «Сосногорск» и администрацией ГП «Сосногорск» соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №п и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № часть полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения передана муниципальному району «Сосногорск», в частности, в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах населенных пунктов поселения и обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая приведенные правовые нормы и принимая во внимание отсутствие доказательств реального устранения выявленных проверкой отдела НДПР г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми нарушений требований пожарной безопасности в отношении спорных объектов защиты, чем создается явная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, который согласно ст.45 ГПК РФ выступает представителем данного круга лиц в силу закона.
Суд также учитывает требования ч.2 ст.206 ГПК РФ о том, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого оно должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные прокурором сроки исполнения ответчиком обязанностей отвечают указанным критериям.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора г. Сосногорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности:
обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки (от домов и хозяйственных построек) в <адрес> не менее <данные изъяты> м юго-западнее от <адрес>
на границах с лесничествами (лесопарками) предусмотреть защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах в <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности:
обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки (от домов и хозяйственных построек) до лесного массива не менее <данные изъяты> м в районах:
<адрес>
<адрес>
на границах с лесничествами (лесопарками) предусмотреть защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, в <адрес>
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Шибакова