Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1829/2013 ~ М-686/2013 от 30.01.2013

Дело № 2-1829/23-2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2013 года                                                                                    город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьиВитухиной О.В., при секретаре    Быковой М.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никитина А.В. об обжаловании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель обратился в Петрозаводский городской суд с заявлением по тем основаниям, что является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии от ДД.ММ.ГГГГ и серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана земельных участков. Письмами Администрации Петрозаводского городского округа 1) ДД.ММ.ГГГГ и 2) от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> в границах территории <адрес> городского округа, утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 №26/38-771, земельные участки по <адрес> находятся в природно-рекреационной зоне. Согласно ст. 60 Правил в данной зоне не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. Следовательно, подготовка градостроительного плана указанных земельных участков для реконструкции жилого дома невозможна. Заявитель считает действия Администрации Петрозаводского городского округа незаконными, поскольку в силу п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Согласно п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Положения п. 2 названной статьи определяют содержание градостроительного плана. При этом п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. Таким образом, Градостроительный кодекс РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана обстоятельства, указанные в оспариваемом ответе. Правила землепользования и застройки <адрес> в границах <адрес> были утверждены Решением Петрозаводского городского Совета РК от ДД.ММ.ГГГГ (вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ) и являются результатом градостроительного зонирования территории <адрес> - разделения территории города на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента. В связи с тем, что право пользования земельными участками, предоставленными заявителю в собственность из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства возникло до принятия Правил, то действия Администрации Петрозаводского городского округа незаконны и противоречат нормам земельного и градостроительного законодательства. Кроме того, своими действиями Администрация ущемляет права заявителя, как собственника недвижимого имущества по владению, пользованию и распоряжению им. С учетом изложенного, заявитель просит признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в выдаче градостроительных планов земельных участков по адресу: <адрес> кадастровыми номерами и , выраженное в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Никитина А.В., обязав Администрацию Петрозаводского городского округа выдать в установленный законом срок (30 дней) градостроительные планы земельных участков по адресу: <адрес> кадастровыми номерами для реконструкции индивидуального жилого дома.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении; уточнил, что в Администрацию Петрозаводского городского округа он обращался с заявлением о выдаче градостроительных планов для строительства дома взамен ветхого. В заявлении в суд указал для реконструкции дома имея ввиду строительство нового взамен старого жилого дома.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявления, полагает, что Администрацией обоснованно отказано в подготовке градостроительного плана; просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 255 ГПК РФ с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.09 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» необходимым условием для признания решения государственного органа недействительным является одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта (решения, действия, бездействия) закону, 2) нарушение данным актом прав и охраняемых законом интересов заявителя. При этом суд согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.09 № 2 при рассмотрении дела по существу должен выяснить имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

Отношения, связанные с реализацией гражданами прав на индивидуальное жилищное строительство, регулируются Градостроительным Кодексом РФ, законодательством об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Судом установлено, что Никитин А.В. является собственником земельных участков по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии и <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии .

Также заявитель является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании решения Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии .

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе. При осуществлении государственного кадастрового учета в составе сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке как объекте недвижимости, наряду с категорией земель, к которой отнесен земельный участок, называет разрешенное использование (п. 14 ч. 2 ст. 7 закона). В силу ст. 4 указанного закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Согласно сведениям кадастровых паспортов, а также свидетельств о государственной регистрации права, разрешенное использование указанных земельных участков – для эксплуатации жилого дома (для размещения дома индивидуальной жилой застройки).

ДД.ММ.ГГГГ Никитин А.В. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о выдаче ему градостроительных планов на указанные выше земельные участки для строительства жилого дома.

Письмами Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выдаче градостроительных планов со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес> в границах территории <адрес> (далее Правила), утвержденными Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , земельные участки по <адрес> находятся в природно-рекреационной зоне. Согласно ст. 60 Правил в данной зоне не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. Следовательно, подготовка градостроительного плана земельного участка для строительства жилых домов по <адрес> невозможна.

Суд полагает, что отказ в оформлении градостроительных планов истцу по вышеназванным причинам не основан на законе, нарушают права заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с п.5 ст.41, п.п.1,2 ст.44 Градостроительного кодекса РФ градостроительные планы земельных участков входят в состав документации по планировке территории, их подготовка осуществляется применительно к предназначенным для строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Пунктами1, 8 ст.45 Градостроительного кодекса РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории, а также подготовка такой документации осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.13 данной статьи, особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются ст.46 настоящего Кодекса.

Пункт 17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ прямо предусматривает, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, то орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его без проведения каких-либо дополнительных процедур и взимания платы.

Указанными нормами, регулирующими процедуру подготовки и выдачи градостроительного плана, в их взаимосвязи прямо установлена обязанность органа местного самоуправления осуществить действия по подготовке градостроительного плана земельного участка на основании заявлений заинтересованных граждан в 30-дневный срок, при этом возможность отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана не предусмотрена.

Согласно подп.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В судебном заседании установлено, что право собственности на земельные участки за Никитиным А.В. зарегистрировано в установленном законом порядке в 2009 году. Таким образом, право собственности на земельные участки за Никитиным А.В. зарегистрировано ранее, чем были приняты Правила землепользования и застройки <адрес>. Земельные участки изначально предоставлялись заявителю с разрешением их использования для эксплуатации жилого дома (для размещения дома индивидуальной жилой застройки), доказательств изменения целевого назначения земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Администрацией не представлено.

Согласно преамбуле Правил, п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, Правила являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа. Обратной силы Правила не имеют, каким-либо образом ухудшать положения граждан не могут – ст. 54, ст. 57 Конституции РФ, ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в силу п. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Ссылки ответчика в обоснование отказа в оформлении градостроительных планов земельных участков на невозможность индивидуального жилищного строительства на них в силу расположения участков в природно-рекреационной зоне, несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, является разрешение на строительство.

Таким образом, рассмотрение вопросов, касающихся возможности осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, установления соответствия или несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, проекту планировки территории, требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства осуществляется на стадии рассмотрения документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, а не на стадии рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана.

При таких обстоятельствах суд находит требования заявителя о признаниинезаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа в утверждении и выдаче градостроительных планов земельных участков и обязании Администрации Петрозаводского городского округа утвердить и выдать градостроительные планы земельных участков для строительства индивидуального жилого дома обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.88, ч.1 ст.98 ГПК РФ, с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по делу в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в выдаче Никитину А.В. градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровым номером , выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ и по <адрес> кадастровым номером , выраженное в письме .

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать Никитину А.В. градостроительные планы земельных участков по адресу: <адрес> кадастровым номером по <адрес>, с кадастровым номером , для строительства индивидуального жилого дома.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Никитина А.В. судебные расходыв <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья         

                                                                                                    О.В.Витухина

Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ

Изготовлено 06 марта 2013 года.

2-1829/2013 ~ М-686/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Никитин Алексей Викторович
Другие
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Витухина О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
30.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2013Передача материалов судье
01.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2013Предварительное судебное заседание
01.03.2013Судебное заседание
06.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2013Дело оформлено
14.05.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее