Дело №2-816/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Куликовой О.С.,
с участием помощника прокурора г. Алушта Оноприенко А.В.,
представителя отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Алушта – Сазоновой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Алушта в интересах Журавлевой Е.Н., как лица из числа детей, лишенных родительского попечения к Администрации г. Алушта, третьи лица: отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Алушта, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Алушты в интересах Журавлевой Е.Н., как лица из числа детей, лишенных родительского попечения обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Алушта, третьи лица: отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Алушта, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, при проведении прокуратурой проверки в сфере предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было установлено, что согласно решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении несовершеннолетних: ФИО10, ФИО4, ФИО11 и ФИО12 в детское государственное учреждение», решения Морского сельского совета исполкома Судакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО4», несовершеннолетним было гарантировано жилье в соответствии с действующим законодательством. Согласно свидетельства об изменении имени от ДД.ММ.ГГГГ серии 1-АП №, выданного отделом регистрации актов гражданского состояния Судакского городского управления юстиции АРК ФИО3 изменила фамилию на ФИО16, отчество на ФИО6. Решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 поставлена на квартирный учет и включена в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, состоящих на квартирном учете при администрации г. Алушта. До настоящего времени ФИО5 жилой площадью не обеспечена, чем грубо нарушаются ее права и законные интересы.
В судебном заседании помощник прокурора г. Алушты исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Алушта не возражала против удовлетворения иска, указав, что Журавлевой Е.Н. находится второй в очереди на получение жилья и при выделении средств на его приобретение оно будет ей предоставлено.
Истец Журавлевой Е.Н. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель Администрации г. Алушта, представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 3 вышеуказанной нормы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По смыслу пунктов 7 и 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым».
Органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (статья 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым»).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в <адрес>» список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Частью 1 статьи 11 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетах городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Республики Крым №-ЗРК/2014 контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере финансового надзора.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 года №359 утвержден Порядок расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, п.4 которого предусмотрено, что предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
П.5 Порядка определено, что распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Решением исполнительного комитета Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, ввиду лишения родительских прав ФИО13 по решению Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и направлении ребенка в детское учреждение, в соответствии с п.3 ст.71 ЖК УССР за ФИО4 сохранено право на жилплощадь в <адрес>.
Согласно решения исполнительного комитета Морского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 назначен опекуном над несовершеннолетней ФИО4
Из свидетельства об изменении имени, выданного отделом регистрации актов гражданского состояния Судакского городского управления юстиции АРК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. изменила персональные данные на ФИО5.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 на имя городского головы <адрес> подано заявление о постановке на квартирный учет в связи с возвратом из детского учреждения.
По решению исполнительного комитета Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, при утверждении списка граждан, принятых на квартирный учет по месту жительства ФИО5 по льготной категории значилась в списках под №, по общей очереди - под №.
Согласно паспорта гражданина Российской Федерации №, выданного № ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ значилась зарегистрированной по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ - по адресу: <адрес> ком.9.
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО5 значится в списке под №.
Постановлением Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признана неправомерной бездеятельность Алуштинского городского совета АРК относительно необеспечения контроля по исполнению контроля за исполнением решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета АРК № от ДД.ММ.ГГГГ, которым за ФИО5, ФИО10 сохранено право на жилую площадь в <адрес>, с возложением обязанности исполнить п.4 решения исполнительного комитета Алуштинского городского совета АРК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о наличии у ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. прав на объекты недвижимого имущества.
Из письма ГУП РК «Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с данными инвентарного дела № право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано.
Таким образом, исходя из того, что ФИО5, включенная в список и достигшая совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд считает необходимым возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Анализируя вышеизложенное, оценив обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, в суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Алушта в интересах Журавлевой Е.Н., как лица из числа детей, лишенных родительского попечения – удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Алушты Республики Крым предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 02.10.2017 г.