Дело № 2-85/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2019 года село Суг-Аксы
Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондар Э.Д-С., при секретаре Котчиной В.К., с участием заместителя прокурора Сут-Хольского района Кужугета Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сут-Хольского кожууна в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна об обязании проведения специальной оценки условий труда работников учреждения на рабочем месте в срок 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сут-Хольского района обратился в суд с иском к администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна об обязании проведения специальной оценки условий труда работников учреждения на рабочем месте в срок 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна установлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации, в части несоблюдения требований охраны труда со стороны работодателя, а именно не проведена специальная оценка условий труда. Указанные факты нарушают права работников администрации на безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В судебном заседании заместитель прокурора Сут-Хольского района Кужугет Р.Г. иск поддержал по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна в суд не явился, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, от него не поступило заявлений и ходатайств.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
Статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 225 ТК РФ, п. 2.З.1., 2.3.6, 3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно справке помощника прокурора Донгак А.М. от 23.04.2019 года, прокуратурой Сут-Хольского района была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части охраны труда в учреждениях Сут-Хольского района, в том числе в администрациях сельских поселений. По результатам проверки в администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна установлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации в части несоблюдения требований охраны труда со стороны работодателя, а именно не проведена специальная оценка условий труда работодателем.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона. При этом для целей, определенных статьей 7 Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Указанные факты нарушают права работников администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна на безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Поэтому исковые требования прокурора Сут-Хольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна об устранении нарушений законодательства о специальной оценке условий труда подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу с пп. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Также согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сут-Хольского района, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения сумон Ак-Дашский Сут-Хольского кожууна провести специальную оценку условий труда работников учреждения на рабочем месте в срок 03 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2019 года.
Председательствующий Ондар Э.Д-С.