Дело № |
2 |
- |
348 |
\ |
2014 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2014 года |
Гороховецкий районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Мустафина В.Р., при секретаре Илюшиной Г.А., с участием представителя истцов Матвеевой Ю.Р. и Матвеевой А.Р. Мандрюкова С.В., законного представителя Матвеевой Ю.С., представителя ответчика Мищенко Т.А., ответчика Завьялова А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гороховец Гороховецкого района Владимирской области дело по иску
Матвеевой Ю.Р., Матвеевой А.Р. к Завьялову А.А. о взыскании компенсации морального вреда, взыскании компенсации по потере кормильца, |
УСТАНОВИЛ:
Матвеевой Ю.Р. и Матвеевой А.Р. в суд предъявлен иск к Завьялову А.А. о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей и взыскании компенсации по потере кормильца. Исковые требования мотивированы тем, что Завьялов А.А. причинил по неосторожности смерть ФИО6, в результате чего дочерям погибшего причинен моральный вред. Вследствие смерти ФИО6 его дочери потеряли кормильца, в связи с чем подлежит взысканию компенсация по потере кормильца.
В судебном заседании представитель истцов Мандрюков С.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме, пояснил, что Завьялов А.А. причинил по неосторожности смерть ФИО6 Этими действиями ответчика детям ФИО6 причинен моральный вред, компенсацию которого они оценивают совокупно в <данные изъяты> рублей. Кроме того дети потеряли кормильца, в связи с чем с причинителя вреда подлежит взысканию ежемесячная компенсация по потере кормильца в размере, рассчитанном от прожиточного минимума на территории РФ. Мандрюков при вынесении решения просил учесть то, что Завьялов А.А. злоупотребил правом в ущерб потерпевшим, а именно после совершения преступления не возместил ущерб от преступления, а вместо этого подарил свою квартиру третьим лицам, а потом арендовал эту же квартиру, тем самым намеренно ухудшив свое имущественное положение. Кроме того, Завьялов затрудняет исполнение решения суда, предъявляя иски в отношении уже арестованного имущества.
Законный представитель Матвеева Ю.С. просила удовлетворить исковые требования и поддержала пояснения представителя.
Представитель ответчика Мищенко Т.А. исковые требования признала частично, указала что не возражает против доводов о причинении истцам действиями Завьялова А.А. морального вреда. Однако она указала, что размер компенсации чрезмерно завышен, не учтено имущественное положение Завьялова А.А., то, что один ребенок длительное время не проживал совместно с погибшим отцом, дети страдают от смерти родственников меньше чем взрослые. Мищенко уточнила, что в отношении Завьялова уже вынесено решение о взыскании большого размера компенсации морального вреда относительно сложившейся судебной практики. Из-за взысканий материальное положение Завьялова существенно ухудшилось. Тяжелое материальное положение необходимо учесть при определении размера компенсации морального вреда. Кроме того, необходимо учесть то, что действия самого потерпевшего также были неосторожными и способствовали причинению смерти. Обоснованной Мищенко посчитала компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей каждому истцу. Мищенко заявила возражения против взыскания компенсации по потере кормильца из расчета от прожиточного минимума на территории РФ и указала, что рассчитывать размер компенсации необходимо от прожиточного минимума на территории Владимирской области.
Завьялов А.А. иск признал частично, поддержал пояснения представителя, указал, что не совершал действий по злоупотреблению правом, а наоборот нашел высокооплачиваемую работу, чтобы возмещать ущерб потерпевшим.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо, посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, когда вина является основанием для возмещения вреда.
В соответствии с положениями п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 октября 1996 г. №10 от 15 января 1998 г. № 1 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в том числе и в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ установлена вина Завьялова А.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.109 УК РФ, в причинении смерти ФИО6 по неосторожности.
Свидетельствами о рождении истцов подтверждено, что их отцом является ФИО6
Истцами заявлены исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с причинением смерти отцу ФИО6 в сумме по <данные изъяты> рублей каждому истцу.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что дети Матвеева Ю.Р. и Матвеева А.Р. были привязаны к отцу ФИО6, общались с ним, он обеспечивал их материально. Гибелью отца детям причинен моральный вред, они тяжело переживали гибель отца.
Принимая во внимание, что гибель родственника и близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников, а также неимущественное право на родственные связи, а в случае с Матвеевой Ю.Р. и Матвеевой А.Р., которые лишились отца, являвшегося для них близким человеком, суд соглашается с доводами истцов о том, что утрата отца для детей безусловно является тяжелым событием в жизни, причинившим нравственные страдания.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Завьялова А.А. в пользу истцов, суд исходит из степени нравственных и физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями Матвеевой Ю.Р. и Матвеевой А.Р., которым причинен вред, характера причиненного истцам вреда, вызванного гибелью отца, обстоятельств дела.
Суд не принимает возражения представителя ответчика о том, что Завьялов А.А. не имеет возможности выплачивать значительную компенсацию потерпевшим ввиду семейного положения и тяжелого материального положения. Завьялов А.А. на момент совершения преступления имел в собственности автомобиль, снегоход, осуществил дарение квартиры, является трудоспособным, инвалидности не имеет, препятствий для трудоустройства не имеет, поэтому имеет возможность выплатить компенсации потерпевшим.
Суд также не принимает возражения представителя ответчика о том, что размер компенсации морального вреда не должен быть более <данные изъяты> рублей, так как в судебной практике судов Владимирской области не было взысканий компенсации морального вреда в значительных суммах в случае совершения преступления, предусмотренного ст.109 УК РФ. Эти возражения не основаны на нормах закона, так как в соответствии со ст.ст. 151,1101 ГК РФ судебная практика не учитывается при определении размера компенсации морального вреда.
При взыскании компенсации морального вреда суд учитывает возражения ответчика о том, что вред причинен подсудимым по неосторожности, обстоятельства причинения смерти ФИО6, действия самого потерпевшего, имущественное и семейное положение ответчика на момент рассмотрения дела и приходит к выводу о том, что размер компенсации морального вреда подлежит снижению, и с ответчика в пользу каждого истца подлежит взысканию <данные изъяты> рублей.
Истцами заявлено требование о взыскании с Завьялова А.А. вреда, причиненного в результате потери кормильца.
Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае потери кормильца (потерпевшего), установлен в пункте 1 статьи 1088 ГК РФ. К таким лицам в том числе относятся: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; супруг независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, не достигшими 14 лет.
На основании ч.2 ст.1088 ГК РФ случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют несовершеннолетние - до достижения восемнадцати лет, обучающиеся старше восемнадцати лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет.
На основании ч.1 ст. 1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни.
В судебном заседании ответчиком не заявлено возражений против взыскания вреда, причиненного потерей кормильца. В отношении данного требования представителем ответчика заявлены возражения только о порядке исчисления среднего заработка. Ответчиком заявлены возражения о том, что размер данной компенсации необходимо исчислять исходя из прожиточного минимума во Владимирской области.
При оценке данных возражений суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п.29 Постановления Пленума ВС РФ №1 от 26.01.2010 г. о том, что в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности. Следует иметь в виду, что в любом случае рассчитанный среднемесячный заработок не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (пункт 4 статьи 1086 ГК РФ).
Суд не считает возможным учесть возражения ответчика в части необходимости распространения правовой позиции Конституционного суда РФ, приведенной в постановлении от 19.06.2002 г. №11-П на требования истцов о взыскании оспариваемой суммы, так как в указанном постановлении предусмотрено право, а не обязанность суда принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2014 г. установлен прожиточный минимум по РФ для трудоспособного населения в сумме 8834 руб. в месяц.
Истцами не заявлено о взыскании компенсации в большем размере в связи с отсутствием сведений о заработной плате ФИО6 Ответчиком не заявлено возражений против взыскания компенсации исходя из расчета среднего заработка на основании прожиточного минимума а не заработной платы ФИО6
Учитывая разъяснения, содержащиеся в п.29 Постановления Пленума ВС РФ №1 от 26.01.2010 г. суд приходит к выводу о том, что размер среднего заработка в целях взыскания оспариваемой компенсации не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Из содержания п.33 Пленума ВС РФ от 26.01.2010 г. N 1 следует, что право на возмещение вреда в связи со смертью потерпевшего имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. При этом иждивенство детей, не достигших 18 лет, предполагается и не требует доказательств.
Так как в семье ФИО6 кроме него самого его доход делился на двух детей, то его доход для определения доли заработка, подлежащего взысканию в счет возмещения вреда должен быть определен путем деления среднего заработка на три части и доля ФИО6 из размера возмещения должна быть вычтена.
Таким образом, в пользу Матеевой Ю.Р. и Матвеевой А.Р. в счет возмещения вреда от потери кормильца подлежит взысканию ежемесячная сумма компенсации в размере <данные изъяты> в пользу каждого ребенка до достижения несовершеннолетними 18 лет, либо до достижения ими 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме.
Со дня смерти кормильца до подачи искового заявления в суд прошло <данные изъяты>. За данное время причинитель вреда обязан провести платежи единовременно, но не более чем за три года (ст. 1092 ГК РФ). За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ущерб по случаю потери кормильца для каждого истца составил <данные изъяты> Данная сумма подлежит взысканию с Завьялова А.А. единовременно в пользу каждого истца. После принятия решения о взыскании компенсации с Завьялова А.А. ежемесячно подлежит взысканию по <данные изъяты> в пользу каждого истца до достижения возраста 18 лет, либо до 23 лет в случае очного обучения истцов.
На основании ст.91 ГПК РФ цена иска определяется по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год. Учитывая сходный характер правоотношений о взыскании алиментов и взыскании вреда по потере кормильца суд приходит к мнению о том, что цена иска при взыскании вреда от потери кормильца может быть исчислена исходя из совокупности платежей за год.
На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При цене иска в размере <данные изъяты> составляющей объем платежей по потере кормильца менее одного года, размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> Кроме того, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежали оплате государственной пошлиной в сумме <данные изъяты> руб. Таким образом, с Завьялова А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Матвеевой Ю.Р., Матвеевой А.Р. к Завьялову А.А. о взыскании компенсации морального вреда, взыскании компенсации по потере кормильца удовлетворить.
Взыскать с Завьялова А.А. в пользу Матвеевой Ю.Р. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию вреда по потере кормильца в сумме <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
Взыскивать ежемесячно с Завьялова А.А. в пользу Матвеевой Ю.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию вреда, причиненного в результате потери кормильца в сумме <данные изъяты> до достижения Матвеевой Ю.Р. возраста 18 лет, либо до 23 лет в случае очного обучения Матвеевой Ю.Р.
Взыскать с Завьялова А.А. в пользу Матвеевой А.Р. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию вреда по потере кормильца в сумме <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
Взыскивать ежемесячно с Завьялова А.А. в пользу Матвеевой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию вреда, причиненного в результате потери кормильца в сумме <данные изъяты> до достижения Матвеевой А.Р. возраста 18 лет, либо до 23 лет в случае очного обучения Матвеевой А.Р.
Взыскать с Завьялова А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гороховецкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья |
подпись |
В.Р. Мустафин |
Решение в окончательной форме принято |
15 декабря 2014 года | |
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||