Дело № 2-1206/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.,
при секретаре Мартьяновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 25 мая 2016 года дело по иску Чиркова А.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Инте Республики Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ периода службы в рядах Советской Армии, периода обучения в профтехучилище, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Чирков А.Г. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Инте РК о включении в специальный стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» периодов службы в Советской Армии по призыву с <....> по <....> и периода учебы в среднем профессионально-техническом училище № <....> (далее – СПТУ № <....>) с <....> по <....>, назначении трудовой пенсии по старости с <....>. В обоснование заявленных требований указал, что ответчик не включил в специальный стаж службу в Советской Армии и периоды обучения, при включении указанных периодов в спецстаж у истца имеется право на пенсию с момента обращения.
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика надлежащим образом уведомлен о месте и дате рассмотрения дела по существу, просил рассмотреть дело без своего участия, представил суду возражения, в которых указал, что не согласен с заявленными требованиями истца. <....> истец обратился за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п.2 ст. 23 Договора между Республикой Беларусь и РФ о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006. Страховая пенсия по старости по п.1 ч.1 ст.30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливается мужчинам по достижении возраста 45 лет, при наличии одновременно трех условий: страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в РКС не менее 15 календарных лет, стаж работы на подземных стаж работы на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку №1 от 26.01.1991 не менее 10 лет. На основании имеющихся в распоряжении ГУ УПФ РФ в г. Инте РК документов установлено, что на <....> истец имеет следующий стаж: страховой стаж (календарно) <....> лет <....> месяц <....> дней; страховой стаж (с учетом периода учебы в ПТУ и льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера (1 год за 1,5) и периода службы в Армии по призыву (<....>)) <....> лет <....> месяцев <....> дней (требуется 20 лет); стаж Списку №1 от <....> лет <....> месяцев <....> дней; стаж по Списку №1 от 26.01.1991 (с учетом льготного исчисления 1 год за 1,5) <....> лет <....> месяцев <....> дня (выработан полностью); стаж работы в районах Крайнего Севера (календарно) <....> лет <....> месяца <....> дней (требуется 15 лет). В соответствии со ст. 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 исчислен с учетом предусмотренного законом льготного исчисления в полуторном размере. Кроме этого, дополнительно в страховой стаж учтен период обучения в профессионально-техническом училище, а период прохождения военной службы по призыву учтен в двойном размере. В соответствии с Правилами от 11.07.2002 № 516 стаж работы в районах Крайнего Севера исчислен календарно. Для установления вышеуказанного вида пенсии у истца отсутствует требуемый страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера. В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР могут быть приравнены к работе по Списку №1 от 22.08.1956, которая предшествовала службе либо следовала за нею, а учеба в профессионально-технических училищах, на курсах по подготовке кадров - к работе, которая следовала за учебой. Кроме этого, приравниваемый период учебы учитывается полностью, т. е. с даты зачисления до даты отчисления без прерывания периодами производственной практики. Приравниваемые периоды службы и учебы учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа работы по Списку № 1 от 22.08.1956. Данное приравнивание возможно произвести только за период действия закона СССР от 14.07.1956, т.е. до 01.01.1992. При исчислении стажа истца, в том числе на соответствующих видах работ с учетом нормативных правовых актов, действующих в период выполнения работы, т.е. с применением пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, уменьшится как страховой стаж, так и стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права выхода на пенсию, т.к. период прохождения военной службы по призыву будет учтен в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, а в случае приравнивания периода учебы к Списку №1 данный период будет рассмотрен полностью, т.е. периоды производственной практики будут исключены и из стажа работы в районах Крайнего Севера. При приравнивании истцу периода учебы без учета периодов производственной практики к работе по Списку №1 страховой стаж истца составит <....> лет <....> месяцев <....> дня, а при приравнивании периода прохождения военной службы по призыву — <....> лет <....> месяцев <....> дней. Истец постоянно проживает в Республике Беларусь и назначение и выплата страховой пенсии по старости производится данной категории граждан в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.200. Согласно заявлению от <....> Чирков А.Г. изъявил желание о назначении пенсии в соответствии с п.2 ст.23 Договора от 24.01.2006, т. е. по законодательству Российской Федерации без применения норм данного Договора. В соответствиями с нормами Договора от 24.01.2006 для определения права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, а после указанной даты на территории РФ и других государств только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Право на пенсию у истца возникнет при условии доработки 20 лет требуемого страхового стажа на территории Российской Федерации по достижению возраста 50 лет, либо по достижению возраста 55 лет, т. е. с 12.02.2023.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В соответствии с ч. 2 ст. 33 указанного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
<....> Чирков А.Г., <....> г.р., обратился в ГУ УПФ РФ в г. Инте РК с заявлением о назначении ему пенсии по старости.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.01.2016 № 71 на момент обращения за назначением пенсии (на <....>) у истца имелся страховой стаж (календарно) <....> дней (календарно), <....> (в льготном исчислении 1 год за 1,5), стаж по Списку № 1 <....> дней, <....> дней (в льготном исчислении 1 год за 1,5), стаж работы в районах Крайнего Севера <....> (календарно). В протоколе констатировано, что у истца недостаточно страхового стажа (требуется 20 лет) и стажа работы в районах Крайнего Севера (требуется 15 лет) для назначения пенсии.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Инте РК от <....> истцу отказано в назначении пенсии с <....> в связи с недостаточностью стажа в работы в районах Крайнего Севера и страхового стажа.
В период с <....> обучался в СПТУ-13, после окончания которого в период с <....> работал электрослесарем подземным, в период с <....> проходил службу в рядах Советской Армии по призыву. С <....> работал электрослесарем подземным.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 (далее – Положение от 03.08.1972) при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Положение от 03.08.1972 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ".
Постановлением Конституционного суда РФ от 06.03.2003 №107-О разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 № 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 №70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 №2-808-7, в соответствии с которыми недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
Таким образом, истец имеет право на включение в подземный стаж периодов обучения в СПТУ-13 и службы в армии по призыву.
Однако включение указанных периодов в подземный стаж не дает истцу права на назначение пенсии с 28.08.2015, поскольку на указанную дату у истца и без указанных периодов было достаточно специального (подземного) стажа для назначения пенсии, однако у истца отсутствовал требуемый страховой стаж 20 лет и стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет.
Периоды обучения в СПТУ-13 и службы в армии по призыву не подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, предусматривалась возможность приравнивания указанных периодов к подземным работам, работам с вредными условиями труда и в горячих цехах или другим работам с тяжелыми условиями труда. Приравнивание периодов службы в армии и обучения в СПТУ к работе в районах Крайнего Севера указанным Положением не предусмотрено.
Ни ранее действовавшее, ни действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов службы в армии и периодов обучения. Таким образом, у истца в любом случае недостаточно стажа работы в районах Крайнего Севера для назначения пенсии с <....>. Требования истца о назначении пенсии с указанной даты подлежат отклонению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право Чиркова А.Г. на включение в стаж подземных работ периода прохождения службы в рядах Советской Армии с <....> и периода учебы в Среднем профессионально-техническом училище № 13 с <....>.
Отказать Чиркова А.Г. в иске к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Инте Республики Коми о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с <....>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.06.2016.
Судья Л.В. Махнева