Дело № 2-1303/2021
№
Решение
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 г. г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,
при секретаре Агаеве Ш.Ш.,
с участием представителей истцов Корниловой К.С.,
представителя ответчика Администрации Кировского района МО «Город Саратов» Бабушкиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Муниципального Образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова, третьи лица ФИО1, ФИО2, товарищество собственников недвижимости «Волгоградская-12» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации Кировского района МО «Город Саратов», Администрации МО «Город Саратов», КУИ города Саратова о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, понуждении заключить договор социального найма, в обоснование которого указала следующее.
В 1985 году жилое помещение № в <адрес> было предоставлено отцу истца ФИО5 и его бабушке ФИО9 на основании ордера на вселение для проживания. С указанного времени семья истца проживала в данной квартире. Сам истец проживал в квартире более 30 лет. Право истца и его семьи на проживание в квартире ни кем не оспаривалось. Открытый лицевой счет был открыт на ФИО6, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился с заявлением в администрацию Кировского района МО «Город Саратов» о заключении договора социального найма на квартиру. ДД.ММ.ГГГГ администрация направила уведомление об отказе в заключении договора социального найма в связи с отсутствием ордера. Истец просит суд признать за ним жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, принять решение о понуждении наймодателя администрации Кировского района г. Саратова заключить с ним договор социального найма на указанную квартиру.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца и ФИО13 исковые требования подержала, просили их удовлетворить в полном объеме, дав объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом, представитель истца обратила внимание суда на тот факт, что истец всю жизнь проживает в указанной квартире, оплачивает коммунальные платежи, несет бремя ее содержания, и ту перепланировку, на которую ответчик указывает, истец устранил, и вернул все в первоначальное состояние, что подтверждается представленным планом БТИ.
Представитель ответчика Администрации Кировского района МО «Город Саратов» Бабушкина М.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку у ответчика отсутствуют основания для заключения с истцом договора социального найма, поскольку у него отсутствуют документы, подтверждающие предоставление жилого помещения его отцу и бабушке. Кроме этого, истец самовольно произвел в квартире перепланировку, просила в иске отказать.
Представители ответчиков Администрация МО «Город Саратов», КУИ города Саратова в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине не явки не известно.
Третьи лица ФИО1, ФИО2, представитель третьего лица ТСН «Волгоградская-12» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен ст. 445 ГК РФ, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой ГК РФ или иным законом установлена обязанность по его заключению.
Таким образом, обязанность по заключению договора может быть возложена на сторону в силу императивных норм права.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Исходя из системного толкования названных норм гражданин вправе требовать заключения с ним договора социального найма, а уполномоченное собственником лицо обязано такой договор с гражданином заключить. Обязанности гражданина по заключению договора социального найма жилого помещения, названными нормами не установлено, поскольку гражданин вправе отказаться от жилого помещения и после того, как решение о предоставлении ему жилого помещения ему вручено, и понудить его к заключению договора социального найма нельзя.
В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ договор социального найма подлежит заключению в отношении реально занимаемого гражданами жилого помещения, предоставленного в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Статьей 296 ГК РСФСР 1964 года (действовавшего в момент возникновения жилищных правоотношений) предусматривалось, что на основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения.
В соответствии со ст. 301 ГК РСФСР 1964 года наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма.
Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из этого договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Аналогичные положения установлены статьей ст. 69 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года), в соответствии с которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Согласно ст. 302 ГК РСФСР (1964 года) наниматель вправе в установленном порядке вселить в нанятое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилой площадью, если эти граждане признаются членами его семьи (ст. 301 ГК РСФСР (1964 года)) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживавшими с ним совершеннолетними членами его семьи не было иного соглашения.
Как следует из пояснений истца, и подтверждается письменными материалами дела, жилое помещение № <адрес> было предоставлено на праве социального найма его отцу ФИО5 и бабушке ФИО9, ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Установлено, что в спорной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 и ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному истцом плану квартиры от ДД.ММ.ГГГГ истец устранил произведенную перепланировку, и квартира соответствует плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на указанные выше обстоятельства, ФИО3 на свое обращение к ответчику с просьбой о заключении договора социального найма получила отказ, поскольку не предоставила документы, послужившие основанием предоставления жилого помещения.
При рассмотрении гражданского дела судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> значится в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и сводном реестре объектов муниципальной казны.
Согласно справке ТСН «Волгоградская» ФИО3 задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактически сложившихся между сторонами отношений по договору социального найма.
Фактическим основанием заявленных исковых требований является вселение ФИО3 в спорную квартиру в качестве члена семьи нанимателя ФИО5, занимавшей жилое помещение на условиях договора социального найма. ФИО3, как член семьи нанимателя, был вселен в жилое помещение и приобрел равное с нанимателем права и обязанности, в том числе право на изменение договора социального найма.
Оснований, по которым сейчас на основании ст. 82 ЖК РФ к члену семьи нанимателя не могут перейти права нанимателя по ранее заключенному договору, суд не усматривает, в связи с чем, требования ФИО3 подлежат удовлетворению, учитывая сложившиеся между сторонами правоотношения. Доводы представителя ответчика о том, что истец произвел перепланировку жилого помещения, опровергаются представленным истцом планом БТИ, и кроме этого не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО3 к Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Муниципального Образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова, третьи лица ФИО1, ФИО2, товарищество собственников недвижимости «Волгоградская-12» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, об обязании заключить договор социального найма жилого помещения - удовлетворить.
Признать за ФИО3 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма жилого помещения.
Обязать Администрацию Кировского района муниципального образования «Город Саратов» заключить с ФИО3 договор социального найма на жилое помещение – <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к ответчикам отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 01.04.2021 года через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Е.Б. Сорокина