Судья Самойлова Ю.С. Дело № 33-58/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2019 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Саниной Л.Л., Корневой М.А.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» к Гурьеву Виктору Александровичу о взыскании задолженности за потребленный природный газ,
по апелляционной жалобе Гурьева Виктора Александровича на заочное решение Советского районного суда г. Орла от 20 сентября 2018 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., представителей ООО «Газпром межрегионгаз Орел» по доверенности Костикова П.М., Кокориной С.Д., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения Гурьева В.А., его представителя по доверенности и по ордеру Булычевой Л.А., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Орел») обратилось суд с исковым заявлением к Гурьеву В.А. о взыскании задолженности за потребленный природный газ.
В обоснование заявленных требований указало, что Гурьев В.А. находится в договорных отношениях с истцом, осуществляя поставку природного газа ответчику, которому открыт лицевой счет по адресу: <адрес>.
12 октября 2017 г. ООО «Газпром межрегионгаз Орел» проведена проверка внутридомового газового оборудования ответчика, в ходе которой выявлено нарушение пломбировки липких лент, а также неровное выставление цифр арифмометра, в связи с чем сделан вывод о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа.
В связи с изложенным был произведен расчет потребления газа на основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 за период с 12 июля 2017 г.с применением коэффициента 10.
За период с 12 июля 2017 г. по 31 января 2018 г. задолженность ответчика, согласно представленному расчету, составила <...>, которую истец просил взыскать с Гурьева В.А., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 217,53 рубля.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Гурьев В.А. просит отменить заочное решение и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что с 24 июля по 19 сентября 2018 г. находился на стационарном излечении в лечебном учреждении, а затем долечивался в санатории «Дубрава», в связи с чем, не мог получить уведомление суда о назначенном на 20 сентября 2018 г. судебном заседании по настоящему делу.
Отмечает, что извещение о проведении судебного заседания 20 сентября 2018 г. судом было направлено 10 сентября 2018 г., при этом Почта России не обеспечило вручение корреспонденции адресату.
Приводит довод об исправности прибора учета (газового счетчика), на котором имеется липкая лента, пломба не повреждена, в подтверждение ссылается на акт обследования Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 27 апреля 2018 г., свидетельство о госповерке.
Полагает, что для определения того, было ли несанкционированное вмешательство в прибор учета газа, необходимо проведение по делу судебной экспертизы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по доводам жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению ввиду следующего.
Статьей 330 ГПК РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу требований п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ст. 155 ЖК РФ).
Пунктом 1 ст. 543 ГК РФ определено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу требований ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (ст. 8).
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в части прав и обязанностей сторон, порядка и условий исполнения договора, определения объема потребления газа и расчета размера платы за газ, порядка и условий приостановления газа и проведения проверок газового оборудования распространяются на всех абонентов, включая тех, которые до 09.08.2008 пользовались услугами газоснабжения на условиях публичного договора.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (далее - Правила поставки газа), которые вступили в силу 09 августа 2008 года.
Исходя из положений п. 21 Правил поставки газа абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования.
В соответствии с п. 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан проводить проверку не реже одного раза в год.
Пунктом 23 Правил поставки газа предусмотрено, что поставщик вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки; приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа; осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пп. 28, 30 и 31 Правил.
В силу положений п.п. 24-25 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с п. 28 Правил поставки газа, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подп. «б» п. 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. (пункт 30 Правил поставки газа).
В случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента (п. 31 Правил поставки газа).
Согласно подп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Правила № 354), потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Пунктом 81(11) Правил № 354 предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 81(12) Правил № 354 также установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Из материалов дела следует, что Гурьев В.А. является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 68).
ООО «Газпром Межрегионгаз Орел» осуществляется газоснабжение принадлежащей ответчику части дома по указанному адресу на основании договора купли-продажи природного газа для бытовых нужд № 160073967 ОС от 10 ноября 2006 г., заключенного между Гурьевым В.А. и ООО «Орловская региональная компания по реализации газа», с открытием лицевого счета № 860073967, что стороны не оспаривали в суде апелляционной инстанции (л.д. 6, 47-48).
12 октября 2017 г. ООО «Газпром межрегионгаз Орле» в лице сотрудника Зубовой Н.П. проведена проверка внутридомового газового оборудования ответчика, по результатам которой составлен акт № 122 от указанной даты.
Согласно акту проверки внутридомового газового оборудования № 122 от 12 октября 2017 г., в доме ответчика установлен прибор учета тип G4PJT, дата поверки 15 февраля 2016 г., дата следующей поверки 15 февраля 2021 г. В результате проверки установлено, что прибор учета имеет следы несанкционированного вмешательства (нарушена пломбировка липкими лентами 31920599/600, цифры арифмометра выставлены не ровно), показания предположительно составляют 42 043 куб. м., меньше заявленных 42 112 куб.м на 30 сентября 2017 г. Гурьев В.А., обеспечивший доступ к прибору учета, от подписи в акте отказался. Зафиксированы текущие показания прибора учета - 42 043 куб.м.
В связи с выявлением данного факта истец произвел перерасчет потребления газа на основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
Согласно расчету истца, сумма задолженности ответчика за потребленный природный газ за период с 12 июля 2017 г. по 31 января 2018 г. составила <...>, в том числе: с 12 июля по 11 октября 2017 г. (исходя из норматива потребления с применением коэффициента 10) - <...>, из норматива потребления за период с 12 октября по 31 октября 2017 г. – <...>, из норматива потребления за период с 1 ноября 2017 г. по 31 января 2018 г. – <...>.
Задолженность за потребленный природный газ ответчиком не погашена.
Из представленных в материалы дела документов также следует, что последние показания прибора учета газа ответчиком были переданы по состоянию на 1 сентября 2017 г., в 2017 году ответчиком произведена оплата за потребленный природный газ в общем размере <...> (январь – <...>, февраля – <...>, март – <...>, апрель – <...>, май – <...>, июнь – <...>, июль – <...>, октябрь <...>). Истцом 19 марта 2018 г. направлено полученное 28 марта 2018 г. ответчиком уведомление о наличии задолженности за коммунальную услугу по газоснабжению, при неоплате которой будут приняты меры по приостановлению подачи природного газа. 1 августа 2018 г. истцом как ресурсоснабжающей организацией произведено отключение подачи природного газа в домовладении ответчика сваркой на вводе (л.д. 7, 127-128).
Удовлетворяя требования истца в полном объеме и взыскивая с ответчика задолженность за потребленный природный газ в соответствии с представленным истцом расчетом задолженности, в том числе за период с 12 июля по 11 октября 2017 г. из расчета норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 81(11) Правил № 354, исходил из того обстоятельства, что со стороны ответчика имело место несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа, установленное в ходе проверки 12 октября 2017 г. сотрудниками истца и подтвержденное актом проверки внутридомового газового оборудования № 122.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда ввиду следующего.
Поддерживая в суде доводы апелляционной жалобы и возражая против доводов истца, ответчик и его представитель ссылались на то, что липкая лента на приборе учета газа отклеилась самопроизвольно и что не допускалось несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа, который по настоящее время является исправным.
По ходатайству стороны ответчика определением судебной коллегией от 16 января 2019 г. с целью выяснения обстоятельств работоспособности и правильности исчисления счетного механизма прибора учета газа и его исправности, имелось ли несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «ЮРЭКСП».
Согласно заключению эксперта ООО «ЮРЭКСП» Захарова Д.Г. от 5 августа 2019 г. №5/19, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа не осуществлялось, не было воздействия на счетный механизм; механических повреждений пломб и следов деформации на пломбировочной леске прибора учета не имеется, как не имеется и следов механического воздействия и повреждения на корпусе прибора учета.
Вместе с тем, установить обстоятельства работоспособности и правильности исчисления счётного механизма газового счётчика РЛ G 4, заводской номер 0212376 не представляется возможным в связи с наличием противоречивых данных, полученных в результате проведения поверок ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» и «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Орловской области», а также отсутствия необходимых исследований установленных Инструкцией Счётчики газа роторные РЛ Методика поверки 562.М.Т2.784.001 Д1.
Судебная коллегия полагает возможным принять в качестве доказательства указанное экспертное заключение, поскольку выводы, содержащиеся в нем, экспертом аргументированы и не противоречивы относительно юридически значимых обстоятельств, основаны на натурных исследованиях прибора учета газа, с применением норм права и действующих методиках в данной области деятельности, эксперт обладает достаточной квалификацией в исследуемой области знаний, предупреждался об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.
Стороной истца не представлено аргументированных доводов, которые могли бы вызвать сомнение в объективности экспертного заключения, в связи с чем доводы представителей истца в суде апелляционной инстанции относительно необъективности экспертного заключения судебная коллегия находит несостоятельными.
При таких обстоятельствах, установив, что со стороны ответчика несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа не допускалось, решение суда о взыскании с ответчика задолженности за потребленный природный газ в размере <...>, в том числе за период с 12 июля по 11 октября 2017 г. исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10 в размере <...>, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит изменению, поскольку в силу п. 81(11) Правил № 354 расчет задолженности с применением такого повышающего коэффициента производится только при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
При этом, при определении размера задолженности за потребленный природный газ судебная коллегия исходит из того, что установленный в части дома ответчика счетчик газа ротационный РЛ G 4, заводской номер 0212376 являлся неисправным. Указанное обстоятельство подтверждается извещениями о непригодности к применению по результатам поверки вышеприведенного счетчика № 101-21584 от 28 марта 2019 г. ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» и № 3044/14 от 17 мая 2019 г. по результатам поверки ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Орловской области» с приложениями соответствующих протоколов поверок, из которых следует, что погрешность показаний прибора учета превышает допустимое значение, не происходит считывания показаний при минимальном расходе газа. Судебная коллегия принимает в качестве относимых и допустимых доказательств вышеприведенные извещения о непригодности к применению прибора учета газа с протоколами поверок, в совокупности достоверно подтверждающих неисправность прибор учета газа и не опровергнутых стороной ответчика какими-либо доказательствами.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными Правилами поставки газа (п. 28, 31) задолженность ответчика за предъявленный ко взысканию период с 12 июля 2017 г. по 31 января 2018 г. должна быть исчислена из норматива потребления и составит <...>, что согласуется с представленным истцом расчетом без учета повышающего коэффициента 10, который арифметически не оспаривался ответчиком и его представителем: с 12 по 31 июля 2017 г. – <...>, с 1 по 31 августа 2017 г. – <...>, с 1 по 30 сентября 2017 г. – <...>, с 1 по 11 октября 2017 г. – <...>, с 12 по 31 октября 2017 г. – <...>, корректировка за период с 25 июня по 11 июля 2017 г. – <...>, с 1 ноября 2017 г. по 31 января 2018 г. – 6041,66 х3 =<...> (8664,87 + 3897,84+793,05(корректировка)-10,75 (оплата)+ 18124,98).
Соответственно, подлежит изменению решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины, которые с учетом положений статьи 98 ГПК РФ и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям составят <...> (<...> (оплаченная госпошлина при обращении в суд при цене иска <...>) х 28,75% (удовлетворено требований)).
Одновременно судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика, в которых он указывает о неправомерности рассмотрения в его отсутствие 20 сентября 2018 г. судом настоящего гражданского дела в отсутствие сведений о надлежащем его (ответчика) извещении о месте и времени судебного заседания, поскольку в материалах дела имеются сведения о возврате по истечении срока хранения направленных ответчику извещений, в том числе по указанному им суду адресу регистрации -<адрес> (л.д. 117-124).
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Советского районного суда г. Орла от 20 сентября 2018 г. изменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» удовлетворить частично.
Взыскать с Гурьева Виктора Александровича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» задолженность за потребленный природный газ в размере <...> за период с 12 июля 2017 года по 31 января 2018 года и расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.
В остальной части апелляционную жалобу Гурьева Виктора Александровича оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Самойлова Ю.С. Дело № 33-58/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2019 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Саниной Л.Л., Корневой М.А.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» к Гурьеву Виктору Александровичу о взыскании задолженности за потребленный природный газ,
по апелляционной жалобе Гурьева Виктора Александровича на заочное решение Советского районного суда г. Орла от 20 сентября 2018 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., представителей ООО «Газпром межрегионгаз Орел» по доверенности Костикова П.М., Кокориной С.Д., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения Гурьева В.А., его представителя по доверенности и по ордеру Булычевой Л.А., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Орел») обратилось суд с исковым заявлением к Гурьеву В.А. о взыскании задолженности за потребленный природный газ.
В обоснование заявленных требований указало, что Гурьев В.А. находится в договорных отношениях с истцом, осуществляя поставку природного газа ответчику, которому открыт лицевой счет по адресу: <адрес>.
12 октября 2017 г. ООО «Газпром межрегионгаз Орел» проведена проверка внутридомового газового оборудования ответчика, в ходе которой выявлено нарушение пломбировки липких лент, а также неровное выставление цифр арифмометра, в связи с чем сделан вывод о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета газа.
В связи с изложенным был произведен расчет потребления газа на основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 за период с 12 июля 2017 г.с применением коэффициента 10.
За период с 12 июля 2017 г. по 31 января 2018 г. задолженность ответчика, согласно представленному расчету, составила <...>, которую истец просил взыскать с Гурьева В.А., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 217,53 рубля.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Гурьев В.А. просит отменить заочное решение и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что с 24 июля по 19 сентября 2018 г. находился на стационарном излечении в лечебном учреждении, а затем долечивался в санатории «Дубрава», в связи с чем, не мог получить уведомление суда о назначенном на 20 сентября 2018 г. судебном заседании по настоящему делу.
Отмечает, что извещение о проведении судебного заседания 20 сентября 2018 г. судом было направлено 10 сентября 2018 г., при этом Почта России не обеспечило вручение корреспонденции адресату.
Приводит довод об исправности прибора учета (газового счетчика), на котором имеется липкая лента, пломба не повреждена, в подтверждение ссылается на акт обследования Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 27 апреля 2018 г., свидетельство о госповерке.
Полагает, что для определения того, было ли несанкционированное вмешательство в прибор учета газа, необходимо проведение по делу судебной экспертизы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по доводам жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению ввиду следующего.
Статьей 330 ГПК РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу требований п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ст. 155 ЖК РФ).
Пунктом 1 ст. 543 ГК РФ определено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу требований ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (ст. 8).
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в части прав и обязанностей сторон, порядка и условий исполнения договора, определения объема потребления газа и расчета размера платы за газ, порядка и условий приостановления газа и проведения проверок газового оборудования распространяются на всех абонентов, включая тех, которые до 09.08.2008 пользовались услугами газоснабжения на условиях публичного договора.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (далее - Правила поставки газа), которые вступили в силу 09 августа 2008 года.
Исходя из положений п. 21 Правил поставки газа абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования.
В соответствии с п. 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан проводить проверку не реже одного раза в год.
Пунктом 23 Правил поставки газа предусмотрено, что поставщик вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки; приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа; осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пп. 28, 30 и 31 Правил.
В силу положений п.п. 24-25 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с п. 28 Правил поставки газа, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подп. «б» п. 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. (пункт 30 Правил поставки газа).
В случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента (п. 31 Правил поставки газа).
Согласно подп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Правила № 354), потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Пунктом 81(11) Правил № 354 предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 81(12) Правил № 354 также установлено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Из материалов дела следует, что Гурьев В.А. является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 68).
ООО «Газпром Межрегионгаз Орел» осуществляется газоснабжение принадлежащей ответчику части дома по указанному адресу на основании договора купли-продажи природного газа для бытовых нужд № 160073967 ОС от 10 ноября 2006 г., заключенного между Гурьевым В.А. и ООО «Орловская региональная компания по реализации газа», с открытием лицевого счета № 860073967, что стороны не оспаривали в суде апелляционной инстанции (л.д. 6, 47-48).
12 октября 2017 г. ООО «Газпром межрегионгаз Орле» в лице сотрудника Зубовой Н.П. проведена проверка внутридомового газового оборудования ответчика, по результатам которой составлен акт № 122 от указанной даты.
Согласно акту проверки внутридомового газового оборудования № 122 от 12 октября 2017 г., в доме ответчика установлен прибор учета тип G4PJT, дата поверки 15 февраля 2016 г., дата следующей поверки 15 февраля 2021 г. В результате проверки установлено, что прибор учета имеет следы несанкционированного вмешательства (нарушена пломбировка липкими лентами 31920599/600, цифры арифмометра выставлены не ровно), показания предположительно составляют 42 043 куб. м., меньше заявленных 42 112 куб.м на 30 сентября 2017 г. Гурьев В.А., обеспечивший доступ к прибору учета, от подписи в акте отказался. Зафиксированы текущие показания прибора учета - 42 043 куб.м.
В связи с выявлением данного факта истец произвел перерасчет потребления газа на основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
Согласно расчету истца, сумма задолженности ответчика за потребленный природный газ за период с 12 июля 2017 г. по 31 января 2018 г. составила <...>, в том числе: с 12 июля по 11 октября 2017 г. (исходя из норматива потребления с применением коэффициента 10) - <...>, из норматива потребления за период с 12 октября по 31 октября 2017 г. – <...>, из норматива потребления за период с 1 ноября 2017 г. по 31 января 2018 г. – <...>.
Задолженность за потребленный природный газ ответчиком не погашена.
Из представленных в материалы дела документов также следует, что последние показания прибора учета газа ответчиком были переданы по состоянию на 1 сентября 2017 г., в 2017 году ответчиком произведена оплата за потребленный природный газ в общем размере <...> (январь – <...>, февраля – <...>, март – <...>, апрель – <...>, май – <...>, июнь – <...>, июль – <...>, октябрь <...>). Истцом 19 марта 2018 г. направлено полученное 28 марта 2018 г. ответчиком уведомление о наличии задолженности за коммунальную услугу по газоснабжению, при неоплате которой будут приняты меры по приостановлению подачи природного газа. 1 августа 2018 г. истцом как ресурсоснабжающей организацией произведено отключение подачи природного газа в домовладении ответчика сваркой на вводе (л.д. 7, 127-128).
Удовлетворяя требования истца в полном объеме и взыскивая с ответчика задолженность за потребленный природный газ в соответствии с представленным истцом расчетом задолженности, в том числе за период с 12 июля по 11 октября 2017 г. из расчета норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 81(11) Правил № 354, исходил из того обстоятельства, что со стороны ответчика имело место несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа, установленное в ходе проверки 12 октября 2017 г. сотрудниками истца и подтвержденное актом проверки внутридомового газового оборудования № 122.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда ввиду следующего.
Поддерживая в суде доводы апелляционной жалобы и возражая против доводов истца, ответчик и его представитель ссылались на то, что липкая лента на приборе учета газа отклеилась самопроизвольно и что не допускалось несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа, который по настоящее время является исправным.
По ходатайству стороны ответчика определением судебной коллегией от 16 января 2019 г. с целью выяснения обстоятельств работоспособности и правильности исчисления счетного механизма прибора учета газа и его исправности, имелось ли несанкционированное вмешательство в работу прибора учета газа, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «ЮРЭКСП».
Согласно заключению эксперта ООО «ЮРЭКСП» Захарова Д.Г. от 5 августа 2019 г. №5/19, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа не осуществлялось, не было воздействия на счетный механизм; механических повреждений пломб и следов деформации на пломбировочной леске прибора учета не имеется, как не имеется и следов механического воздействия и повреждения на корпусе прибора учета.
Вместе с тем, установить обстоятельства работоспособности и правильности исчисления счётного механизма газового счётчика РЛ G 4, заводской номер 0212376 не представляется возможным в связи с наличием противоречивых данных, полученных в результате проведения поверок ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» и «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Орловской области», а также отсутствия необходимых исследований установленных Инструкцией Счётчики газа роторные РЛ Методика поверки 562.М.Т2.784.001 Д1.
Судебная коллегия полагает возможным принять в качестве доказательства указанное экспертное заключение, поскольку выводы, содержащиеся в нем, экспертом аргументированы и не противоречивы относительно юридически значимых обстоятельств, основаны на натурных исследованиях прибора учета газа, с применением норм права и действующих методиках в данной области деятельности, эксперт обладает достаточной квалификацией в исследуемой области знаний, предупреждался об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.
Стороной истца не представлено аргументированных доводов, которые могли бы вызвать сомнение в объективности экспертного заключения, в связи с чем доводы представителей истца в суде апелляционной инстанции относительно необъективности экспертного заключения судебная коллегия находит несостоятельными.
При таких обстоятельствах, установив, что со стороны ответчика несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа не допускалось, решение суда о взыскании с ответчика задолженности за потребленный природный газ в размере <...>, в том числе за период с 12 июля по 11 октября 2017 г. исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10 в размере <...>, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит изменению, поскольку в силу п. 81(11) Правил № 354 расчет задолженности с применением такого повышающего коэффициента производится только при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
При этом, при определении размера задолженности за потребленный природный газ судебная коллегия исходит из того, что установленный в части дома ответчика счетчик газа ротационный РЛ G 4, заводской номер 0212376 являлся неисправным. Указанное обстоятельство подтверждается извещениями о непригодности к применению по результатам поверки вышеприведенного счетчика № 101-21584 от 28 марта 2019 г. ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» и № 3044/14 от 17 мая 2019 г. по результатам поверки ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Орловской области» с приложениями соответствующих протоколов поверок, из которых следует, что погрешность показаний прибора учета превышает допустимое значение, не происходит считывания показаний при минимальном расходе газа. Судебная коллегия принимает в качестве относимых и допустимых доказательств вышеприведенные извещения о непригодности к применению прибора учета газа с протоколами поверок, в совокупности достоверно подтверждающих неисправность прибор учета газа и не опровергнутых стороной ответчика какими-либо доказательствами.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными Правилами поставки газа (п. 28, 31) задолженность ответчика за предъявленный ко взысканию период с 12 июля 2017 г. по 31 января 2018 г. должна быть исчислена из норматива потребления и составит <...>, что согласуется с представленным истцом расчетом без учета повышающего коэффициента 10, который арифметически не оспаривался ответчиком и его представителем: с 12 по 31 июля 2017 г. – <...>, с 1 по 31 августа 2017 г. – <...>, с 1 по 30 сентября 2017 г. – <...>, с 1 по 11 октября 2017 г. – <...>, с 12 по 31 октября 2017 г. – <...>, корректировка за период с 25 июня по 11 июля 2017 г. – <...>, с 1 ноября 2017 г. по 31 января 2018 г. – 6041,66 х3 =<...> (8664,87 + 3897,84+793,05(корректировка)-10,75 (оплата)+ 18124,98).
Соответственно, подлежит изменению решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины, которые с учетом положений статьи 98 ГПК РФ и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям составят <...> (<...> (оплаченная госпошлина при обращении в суд при цене иска <...>) х 28,75% (удовлетворено требований)).
Одновременно судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика, в которых он указывает о неправомерности рассмотрения в его отсутствие 20 сентября 2018 г. судом настоящего гражданского дела в отсутствие сведений о надлежащем его (ответчика) извещении о месте и времени судебного заседания, поскольку в материалах дела имеются сведения о возврате по истечении срока хранения направленных ответчику извещений, в том числе по указанному им суду адресу регистрации -<адрес> (л.д. 117-124).
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Советского районного суда г. Орла от 20 сентября 2018 г. изменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» удовлетворить частично.
Взыскать с Гурьева Виктора Александровича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Орел» задолженность за потребленный природный газ в размере <...> за период с 12 июля 2017 года по 31 января 2018 года и расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.
В остальной части апелляционную жалобу Гурьева Виктора Александровича оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи