2-8828/2019
03RS0007-01-2019-009593-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Гареевой Л.Ф.
при секретаре Шараевой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к Зверевой Н.В. об обязании привести жилое помещение в первоначальное положение в соответствие с техническим паспортом жилого помещения по состоянию на 02.09.2015 г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился в суд с иском к Зверевой Н.В. о обязании привести жилое помещение в первоначальное положение в соответствие с техническим паспортом жилого помещения по состоянию на < дата >, в обоснование иска указал, что < дата > в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору поступило обращение гр.ФИО3 вх.... по факту самовольной перепланировки жилого помещения ... многоквартирного ... Республики Башкортостан.
В ходе предварительной проверки установлено, что собственником вышеуказанного жилого помещения является Зверева Н.В..
Распоряжением Госкомитета РБ от < дата > ... в отношении собственника Зверевой Н.В. была назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении физического лица.
Предметом проверки являлось проверка правомерности проведения работ по перепланировке (переустройству) жилого помещения ... многоквартирного ... РБ.
Зверева Н.В. при осуществлении Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору мероприятий по контролю на предмет соблюдения правил пользования жилым помещением, на основании распоряжения ... от < дата >, < дата > и < дата > по уведомлению на проверку не явилась, доступ в жилое помещение не обеспечила, о чем свидетельствует акт проверки ... от < дата >.
< дата > Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору обратился в Советский районный суд г.Уфы с исковым заявлением об обязании Зверевой Н.В. предоставить должностным лицам Госкомитета РБ доступ в жилое помещение для проведении проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также незаконного переустройства помещения в здании жилого дома, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Решением Советского районного суда ... от < дата > по гражданскому делу ... исковые требования Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору к Зверевой Н.В. были удовлетворены.
Зверевой Н.В. было заявлено о возможности предоставлении доступа в вышеуказанное жилое помещение в добровольном порядке.
Распоряжением Госкомитета РБ от < дата > года №... в отношении ответчика была назначена внеплановая выездная проверка с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, изложенных в обращении физического лица от < дата > вх.....
В ходе проверки установлено, что в помещении ... (жилая комната) с правой стороны от входа, возведена перегородка и оборудована сантехническими приборами (раковина, электроплита). Между помещением ... (жилая комната) и помещением ... (лоджия) демонтирована подоконная часть, и помещения объединены с переносом отопительной системы. Также в данном объединенном помещении заложен пожарный люк. В помещении ... (лоджия) возведена перегородка. Между помещением ... (кухня) и помещением ... (коридор) перенесена перегородка в сторону помещения ... (коридор). В помещении ... (кухня) демонтированы сантехнические приборы. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ... от < дата >.
В ходе проверки документы, подтверждающие согласование проведенных работ в жилом помещении (заявления, письма согласований с органом местного самоуправления, постановления) должностным лицам Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору собственником предоставлены не были.
По результатам проверки собственнику жилого помещения Зверевой Н.В. выдано предписание №... от < дата >, которым на ответчика возложена обязанность привести жилое помещение в соответствие с планом квартиры, согласно технического паспорта жилого дома в срок до < дата >. Срок для предоставления информации по выполнению предписания был установлен до < дата >.
Распоряжением Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору ... от < дата > в отношении Зверевой Н.В. была назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания №... от < дата >.
В ходе проверки на предмет исполнения вышеуказанного предписания установлено, что позиция 13001003 по предписанию ответчиком не выполнена, что подтверждается актом проверки ... от < дата >.
Вместе с тем, документы, подтверждающие законность перепланировки жилого помещения должностным лицам Госкомитета РБ Зверевой Н.В. также не представлены.
При отсутствии у ответчика документов, подтверждающих согласование в установленном порядке перепланировки (переустройства), свидетельствует о незаконности перепланировки (переустройства) в жилом помещении ... РБ.
На основании изложенного, просит обязать Звереву Н.В. привести жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом жилого помещения ... ГБУ РБ «ГКО и ТИ» инвентарный номер ... по состоянию на < дата >.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности от < дата >, заявленные требования поддержала, повторила доводы иска, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик Зверева Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, однако, конверты с судебной корреспонденцией возвращались в суд с отметкой «истек срок хранения».
Таким образом, судом приняты исчерпывающие меры по извещению ответчика, который признается извещенными надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 г. N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).
Согласно ст. 10 ГПК РФ, не допускается злоупотребления правом гражданами.
В силу ч. 2 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Исходя из принципа диспозитивности, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие ответчика, уклонившегося от получения судебных повесток.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», ст. 113 ГПК РФ, по настоящему делу судом предприняты исчерпывающие меры к извещению ответчика о датах судебных заседаний, однако получаемые судом из отделения связи документы, по убеждению суда, свидетельствуют о том, что ответчик своим правом на получение судебной корреспонденции, на участие в судебном заседании не воспользовался, явку представителя для участия в судебных заседаниях суда первой инстанции не обеспечил, ходатайств суду не заявлял, хотя препятствий для этого не имел. Нежелание лиц непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует об уклонении их от участия в состязательном процессе, и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию.
Указанное поведение свидетельствует о добровольном самоустранении от участия в судебном процессе.
Кроме того, в соответствии со ст.119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. Такие сведения в суд поступили.
Статья 119 ГПК Российской Федерации, закрепляющая право суда при неизвестности места пребывания ответчика приступить к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика, направлена на обеспечение доступа к правосудию и рассмотрению дел в разумные сроки.
Согласно ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора.
При этом в соответствии с ч.1 с.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме и др.
ч.2, пп.3 ч.5 ст. 20 ЖК РФ установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2014 года № 616 (далее - Положение о Госкомитете РБ, Положение), Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
Согласно п.4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет региональный государственный жилищный надзор;
- осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, включая государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов жилищного фонда;
- рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госкомитета РБ, принимает по ним решения в установленный срок;
- организует и проводит в пределах установленных полномочий проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.
Предметом проверки, в соответствии с ч.4 ст.20 ЖК РФ, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в ч.1 ст.20 ЖК РФ, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что < дата > в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору поступило обращение гр.ФИО3 вх.... по факту самовольной перепланировки жилого помещения ... многоквартирного ... Республики Башкортостан.
В ходе предварительной проверки установлено, что собственником вышеуказанного жилого помещения является Зверева Н.В..
Распоряжением Госкомитета РБ от < дата > ... в отношении собственника Зверевой Н.В. была назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов изложенных в обращении физического лица.
Предметом проверки являлось проверка правомерности проведения работ по перепланировке (переустройству) жилого помещения ... многоквартирного ... РБ.
Зверева Н.В. при осуществлении Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору мероприятий по контролю на предмет соблюдения правил пользования жилым помещением, на основании распоряжения ... от < дата >, < дата > и < дата > по уведомлению на проверку не явилась, доступ в жилое помещение не обеспечила, о чем свидетельствует акт проверки ... от < дата >.
< дата > Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору обратился в Советский районный суд г.Уфы с исковым заявлением об обязании Зверевой Н.В. предоставить должностным лицам Госкомитета РБ доступ в жилое помещение для проведении проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также незаконного переустройства помещения в здании жилого дома, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Решением Советского районного суда ... от < дата > по гражданскому делу ... исковые требования Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору к Зверевой Н.В. были удовлетворены.
Зверевой Н.В. было заявлено о возможности предоставлении доступа в вышеуказанное жилое помещение в добровольном порядке.
Распоряжением Госкомитета РБ от < дата > ... в отношении ответчика была назначена внеплановая выездная проверка с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, изложенных в обращении физического лица от < дата > вх.....
В ходе проверки установлено, что в помещении ... (жилая комната) с правой стороны от входа, возведена перегородка и оборудована сантехническими приборами (раковина, электроплита). Между помещением ... (жилая комната) и помещением ... (лоджия) демонтирована подоконная часть, и помещения объединены с переносом отопительной системы. Также в данном объединенном помещении заложен пожарный люк. В помещении ... (лоджия) возведена перегородка. Между помещением ... (кухня) и помещением ... (коридор) перенесена перегородка в сторону помещения ... (коридор). В помещении ... (кухня) демонтированы сантехнические приборы.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ... от < дата >.
В ходе проверки документы, подтверждающие согласование проведенных работ в жилом помещении (заявления, письма согласований с органом местного самоуправления, постановления) должностным лицам Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору собственником предоставлены не были.
В соответствии с ч.4 ст.17 ЖК РФ, п.6 Правил пользования жилыми помещениями, утв. постановлением Правительства РФ ... от < дата >, пользование жилыми помещениями осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В силу ч. 3,4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
По результатам проверки собственнику жилого помещения Зверевой Н.В. выдано предписание №... от < дата >, которым на ответчика возложена обязанность привести жилое помещение в соответствие с планом квартиры, согласно технического паспорта жилого дома в срок до < дата >.
Срок для предоставления информации по выполнению предписания был установлен до < дата >.
Распоряжением Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору ... от < дата > в отношении Зверевой Н.В. была назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания №... от < дата >.
В ходе проверки на предмет исполнения вышеуказанного предписания установлено, что позиция 13001003 по предписанию ответчиком не выполнена, что подтверждается актом проверки ... от < дата >.
Вместе с тем, документы, подтверждающие законность перепланировки жилого помещения должностным лицам Госкомитета РБ также не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Как слелует из Положения о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 25 августа 2011 года № 40/8 (далее - Положение), в рамках подготовки проекта перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилого (нежилого) помещения заявитель обращается в муниципальное унитарное предприятие «Управление дизайна и наружной рекламы» (далее - МУП «УДиНР») или в другую уполномоченную специализированную организацию для предпроектной подготовки, в рамках которой разрабатывается:
- план жилого (нежилого) помещения с указанием наружных, несущих, межквартирных стен и перегородок, стояков водопровода и канализации, системы отопления и вентиляции, газоснабжения, основных технико-экономических показателей помещения: общей площади, строительного объема;
- задание на проектирование, содержащее рекомендации по перепланировке (переустройству), капитальному ремонту и реконструкции жилого (нежилого) помещения.
Пунктом 4.1 Положения установлен порядок обращения, форма заявления, а также перечень прилагаемых к заявлению документов.
В соответствии с п. 4.2 Положения заявление рассматривается в течение 30-дневого срока и по результатам рассмотрения решение о согласовании перепланировки либо об отказе в согласовании перепланировки (п. 4.3). Основанием для проведения перепланировки (переустройства) является решение МВК о согласовании перепланировки (переустройства) и согласованный и утвержденный МВК проект (эскиз) перепланировки (переустройства).
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанное решение МВК ни в рамках проведения проверки, ни в ходе судебного заседания ответчиком представлено не было.
При отсутствии у ответчика документов, подтверждающих согласование в установленном порядке перепланировки (переустройства), наличие перепланировки (переустройства) свидетельствует о ее незаконности в жилом помещении ... РБ.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от < дата >, к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим помещения, следует обращаться с требованиями, в порядке ст. ст. 304, 305 ГК РФ.
В соответствии с п.4 ч.б ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
На основании изложенного, требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к Зверевой Н.В. об обязании привести жилое помещение в первоначальное положение в соответствие с техническим паспортом жилого помещения по состоянию на < дата > суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд также полагает, что при обстоятельствах, когда истец вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд, будучи при этом освобожденным от уплаты госпошлины, госпошлина, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать со Зверевой Н.В. госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к Зверевой Н.В. об обязании привести жилое помещение в первоначальное положение в соответствие с техническим паспортом жилого помещения по состоянию на < дата > – удовлетворить.
Обязать Звереву Н.В. привести жилое помещение, расположенное по адресу ..., в первоначальное положение в соответствие с техническим паспортом жилого помещения, составленным Государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по состоянию на < дата >
Взыскать с Зверевой Н.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Верховный суд РБ в течение месяца, через Советский районный суд г. Уфы.
Судья Л.Ф.Гареева