Дело № 2-3307/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2016 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.
при секретаре Лысановой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шангиной Т. В. к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение),
УСТАНОВИЛ:
Шангина Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области о компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение), указав, что она является работником здравоохранения, и работает в ГБУЗ «Асекеевская РБ» Оренбургской области, проживает в сельской местности и пользуется льготами по <данные изъяты> оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ №. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею на оплату жилья за отопление было уплачено <данные изъяты> рубля, за освещение <данные изъяты> рублей. В счет частичного возмещения расходов за отопление и освещение <данные изъяты>» выплатила за вышеуказанный период <данные изъяты>, из расчета <данные изъяты> руб. в месяц. Шангина Т.В. является работником <данные изъяты> учредителем которого является <адрес>. Функции и полномочия учредителя от <адрес> осуществляет министерство здравоохранения <адрес>. После ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени меры социальной поддержки медработникам, работающим и проживающим в сельской местности в полной мере не предоставляются. Таким образом, расходы, понесенные Шангиной Т.В. должны быть взысканы с министерства здравоохранения <адрес> за счет средств бюджета субъекта РФ - <адрес>. Просит взыскать с министерства здравоохранения <адрес> в свою пользу в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.
В судебное заседание истец Шангина Т.В. не явилась, просила рассмотреть дело без ее личного участия.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Асекеевская РБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу».
Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 года, предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 года в соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Исходя из конституционно-правого смысла, изложенного в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2007г. №383-0-П «По жалобе граждан А.В.Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ», установленное п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005г. на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. №149-0-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных Прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В соответствии со ст. 153 приведенного ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005г. право на компенсации в натуральной форме или, льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Также указанная норма не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты. При издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004г.; при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Установленная Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» №1772/301/-11-03 от 12.01.2005г. (с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 10.01.2007г. №913/196-1У-03) мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 рублей, а с 01.01.2007г. -155 рублей является дополнительной по отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Кроме того, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере 155 рублей нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.
В соответствии со ст.35 ФЗ №122 от 22.08.2004г. решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 09.09.2010г. № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства здравоохранения Оренбургской области» министерство здравоохранения Оренбургской области является органом, исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п.6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора- доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п.12).
Учредителем ГБУЗ «Асекеевская РБ» является <адрес>, а функции и полномочия учредителя возложены на Министерство здравоохранения <адрес>.
Следовательно, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников ГБУЗ «Асекеевская РБ», в том числе и Шангиной Т.В., находится в ведении Министерства здравоохранения Оренбургской области, которое является надлежащим ответчиком по настоящему иску в части заявленных требований о взыскании компенсации расходов по оплате жилья с отоплением и освещением медицинскому работнику, в связи с проживанием в сельской местности и осуществлением трудовой деятельности в сельской местности.
Согласно справке, выданной администрацией МО Красногорский сельсовет <адрес>, Шангина Т.В. со своей семьей зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Согласно справке выданной ГБУЗ «Асекеевская РБ» и копии трудовой книжки, Шангина Т.В. работает в <данные изъяты> в должности медицинской сестры врача общей практики с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Согласно сведениям ОАО <данные изъяты>», за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ расходы по оплате электроэнергии составили <данные изъяты>.
Согласно сведениям ООО <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходы по оплате отопления составили <данные изъяты> рубля.
В жилых помещениях, где установлены приборы учета, возмещению подлежат расходы за отопление в отопительный период, установленный органом местного самоуправления.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ годы установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-п срок окончания отопительного периода установлен с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ годы установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-п срок окончания отопительного периода установлен с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ годы установлен с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, расходы на отопление, подлежащие возмещению, исходя из отопительного периода, составляют <данные изъяты> руб.
Согласно справке выданной <данные изъяты> Шангиной Т.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачена компенсация в размере <данные изъяты> из расчета <данные изъяты> в месяц.
Таким образом, установлено, что Шангина Т.В. является медицинским работником ГБУЗ «Асекеевская РБ» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, зарегистрирована и проживает в сельской местности вместе со своей семьей. Следовательно, Шангина Т.В. имеет право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до ДД.ММ.ГГГГ. предоставлялась медицинским работникам на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1.
Разница между стоимостью потребленных Шангиной Т.В. «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения и выплаченной ей и ее членам семьи, компенсацией нарушает права последней, не компенсирует в полном объеме затраты, связанные с оплатой «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения, что противоречит позиции Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего «возмещения», формы и способы которого могут меняться, по объем не должен уменьшаться.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в счет компенсации расходов по оплате «коммунальных услуг» в виде расходов по оплате отопления и электроэнергии (освещения) в пользу Шангиной Т.В. подлежит взысканию с Министерства здравоохранения <адрес> <данные изъяты> рубля <данные изъяты>
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Шангиной Т. В. к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение) – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Шангиной Т. В. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, связанных с оплатой отопления и электроэнергии (освещения) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна судья
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.