Решение по делу № 2-3307/2016 ~ 02709/2016 от 17.05.2016

Дело № 2-3307/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2016 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Турковой С.А.

при секретаре Лысановой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шангиной Т. В. к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение),

УСТАНОВИЛ:

Шангина Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области о компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение), указав, что она является работником здравоохранения, и работает в ГБУЗ «Асекеевская РБ» Оренбургской области, проживает в сельской местности и пользуется льготами по <данные изъяты> оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ . За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею на оплату жилья за отопление было уплачено <данные изъяты> рубля, за освещение <данные изъяты> рублей. В счет частичного возмещения расходов за отопление и освещение <данные изъяты>» выплатила за вышеуказанный период <данные изъяты>, из расчета <данные изъяты> руб. в месяц. Шангина Т.В. является работником <данные изъяты> учредителем которого является <адрес>. Функции и полномочия учредителя от <адрес> осуществляет министерство здравоохранения <адрес>. После ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени меры социальной поддержки медработникам, работающим и проживающим в сельской местности в полной мере не предоставляются. Таким образом, расходы, понесенные Шангиной Т.В. должны быть взысканы с министерства здравоохранения <адрес> за счет средств бюджета субъекта РФ - <адрес>. Просит взыскать с министерства здравоохранения <адрес> в свою пользу в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.

В судебное заседание истец Шангина Т.В. не явилась, просила рассмотреть дело без ее личного участия.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Асекеевская РБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу».

Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 года, предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 01.01.2005 года в соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;

при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Исходя из конституционно-правого смысла, изложенного в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2007г. №383-0-П «По жалобе граждан А.В.Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ», установленное п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005г. на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. №149-0-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных Прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

В соответствии со ст. 153 приведенного ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005г. право на компенсации в натуральной форме или, льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Также указанная норма не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты. При издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004г.; при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Установленная Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» №1772/301/-11-03 от 12.01.2005г. (с изменениями, внесенными Законом Оренбургской области от 10.01.2007г. №913/196-1У-03) мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 120 рублей, а с 01.01.2007г. -155 рублей является дополнительной по отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.

Кроме того, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере 155 рублей нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.

В соответствии со ст.35 ФЗ №122 от 22.08.2004г. решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 09.09.2010г. № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства здравоохранения Оренбургской области» министерство здравоохранения Оренбургской области является органом, исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п.6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора- доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п.12).

Учредителем ГБУЗ «Асекеевская РБ» является <адрес>, а функции и полномочия учредителя возложены на Министерство здравоохранения <адрес>.

Следовательно, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников ГБУЗ «Асекеевская РБ», в том числе и Шангиной Т.В., находится в ведении Министерства здравоохранения Оренбургской области, которое является надлежащим ответчиком по настоящему иску в части заявленных требований о взыскании компенсации расходов по оплате жилья с отоплением и освещением медицинскому работнику, в связи с проживанием в сельской местности и осуществлением трудовой деятельности в сельской местности.

Согласно справке, выданной администрацией МО Красногорский сельсовет <адрес>, Шангина Т.В. со своей семьей зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно справке выданной ГБУЗ «Асекеевская РБ» и копии трудовой книжки, Шангина Т.В. работает в <данные изъяты> в должности медицинской сестры врача общей практики с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Согласно сведениям ОАО <данные изъяты>», за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ расходы по оплате электроэнергии составили <данные изъяты>.

Согласно сведениям ООО <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходы по оплате отопления составили <данные изъяты> рубля.

В жилых помещениях, где установлены приборы учета, возмещению подлежат расходы за отопление в отопительный период, установленный органом местного самоуправления.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ годы установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ -п срок окончания отопительного периода установлен с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ годы установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ -п срок окончания отопительного периода установлен с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ срок начала отопительного периода на ДД.ММ.ГГГГ годы установлен с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, расходы на отопление, подлежащие возмещению, исходя из отопительного периода, составляют <данные изъяты> руб.

Согласно справке выданной <данные изъяты> Шангиной Т.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачена компенсация в размере <данные изъяты> из расчета <данные изъяты> в месяц.

Таким образом, установлено, что Шангина Т.В. является медицинским работником ГБУЗ «Асекеевская РБ» с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, зарегистрирована и проживает в сельской местности вместе со своей семьей. Следовательно, Шангина Т.В. имеет право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до ДД.ММ.ГГГГ. предоставлялась медицинским работникам на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1.

Разница между стоимостью потребленных Шангиной Т.В. «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения и выплаченной ей и ее членам семьи, компенсацией нарушает права последней, не компенсирует в полном объеме затраты, связанные с оплатой «коммунальных услуг» в виде отопления и освещения, что противоречит позиции Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего «возмещения», формы и способы которого могут меняться, по объем не должен уменьшаться.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в счет компенсации расходов по оплате «коммунальных услуг» в виде расходов по оплате отопления и электроэнергии (освещения) в пользу Шангиной Т.В. подлежит взысканию с Министерства здравоохранения <адрес> <данные изъяты> рубля <данные изъяты>

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Шангиной Т. В. к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию (освещение) – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Шангиной Т. В. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, связанных с оплатой отопления и электроэнергии (освещения) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна судья

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-3307/2016 ~ 02709/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шангина Татьяна Васильевна
Ответчики
ГУ Министерство здравоохранения Оренбургской области
Другие
ГБУЗ "Асекевская РБ"
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Туркова С.А.
Дело на странице суда
centralny--orb.sudrf.ru
17.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2016Передача материалов судье
17.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2016Подготовка дела (собеседование)
02.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2016Судебное заседание
10.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее