Дело № 2а-958/2020
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 14 августа 2020 г.
Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Заренкова Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия к Воробьеву В.Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г. и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Воробьева В.Н. задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г. и пени.
Требования мотивированы тем, что Воробьев В.Н. является собственником автомобиля марки «АЛЬФА РОМЕО» мощностью 210 лошадиных сил, государственный регистрационный номер №. В 2014 г. за указанное транспортное средство ему исчислен транспортный налог в сумме 15 750 руб. Уплата данного налога в установленные законном сроки им не производилась, в связи с чем, на неуплаченную сумму налога начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа в общей сумме 6767 руб. 53 коп. В связи с неисполнением Воробьевым В.Н. обязанности по уплате транспортного налога и пени и в адрес административного ответчика направлялось требование № 30081 об уплате налога, после получения которого Воробьевым В.Н. была произведена уплата налога в сумме 11 050 руб. 08 коп. и пени в сумме 1227 руб. 53 коп. На основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 124, 125, 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Мордовия просит взыскать с Воробьева В.Н. задолженность по уплате транспортного налога за 2014 г. в сумме 4699 руб. 92 коп. и пени в сумме 5540 руб. Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Согласно пункту 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС Российской Федерации) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Определением суда от 14 августа 2020 г. определено возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно статье 292 КАС Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Исходя из смысла статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что административному ответчику Воробьеву В.Н. принадлежит транспортное средство – автомобиль марки «АЛЬФА РОМЕО» мощностью 210 лошадиных сил, государственный регистрационный номер №.
В соответствии с Законом Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002 «О транспортном налоге в Московской области» ИФНС России по г.Клину Московской области за указанное транспортное средство Воробьеву В.Н. исчислен транспортный налог за 2014 г. в сумме 15 750 руб., исходя из следующего расчёта: налоговая база (210 л.с.) * налоговая ставка (75 руб.) * коэффициент (количество месяцев владения 12/12) = 15 750 руб.
Уплата транспортного налога налогоплательщиком в установленные сроки не производилась, в связи с чем, ему начислена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа в общей сумме 6767 руб. 53 коп.
В связи с неисполнением Воробьевым В.Н. обязанности по уплате транспортного налога и пени в адрес административного ответчика направлялось требование, после получения которого Воробьевым В.Н. была произведена уплата транспортного налога в сумме 11 050 руб. 08 коп. и пени в сумме 1227 руб. 53 коп. Оставшаяся часть задолженности до настоящего времени не уплачена, что послужило основанием для обращения в суд.
До обращения в районный суд с иском, административным истцом мировому судье судебного участка № 1 Зубово-Полянского района Республики Мордовия подано заявление о выдаче судебного приказа. Однако, в принятии заявления было отказано определением мирового судьи от 20 февраля 2020 г. по основаниям пропуска срока обращения, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ. Оснований полагать, что заявление о вынесении судебного приказа было подано до истечения указанного срока, не имеется.
Поскольку факта отмены судебного приказа не было, обращение с заявлением правового значения для определения срока, предусмотренного указанной правовой нормой, не имеет.
Обращаясь с настоящим иском, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу иска о взыскании с административного ответчика налога и пени.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
Административный истец в обоснование ходатайства не привел каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализовать право на обращение в суд в установленный законом срок. При этом административный истец является специальным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Мордовия к Воробьеву В.Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014 г. и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова