ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 февраля 2018 года г.Самара
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Якушева Е.В.,
с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности ИП Драпова Е.А. по доверенностям Вейсмана Д.В. и Иванова А.В.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, главного специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питаний Управления Роспотребнадзора по Самарской области Леймовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 5-20/18 в отношении ИП Драпова Евгения Алексеевича, дата года рождения, уроженца адрес, гражданина Российской Федерации, ИНН №... зарегистрированного ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары дата за ОГРНИП №..., зарегистрированного по адресу: адрес, фактический адрес: адрес, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Драпов Е.А. 29.11.2017 г. в 12:40 час. при организации предприятия общественного питания «Хлебница» ИП Драпова Е.А., расположенном в жилом доме по адресу: г.Самара, ул. Ново-Садовая, 289, нарушил санитарно- эпидемиологические требования к организации питания населения в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и реализации населению, а именно: не все производственные, вспомогательные помещения оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией (отсутствует приточно-вытяжная механическая вентиляция в складском помещении, в производственном помещении по изготовлению (формовки) мучных полуфабрикатов, над двухсекционными моечными ваннами отсутствует локальная вытяжная система), не оборудованы туалет и раковина для мытья рук посетителей, что является нарушением требований ст.11, 17, 24 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года; п.3.14, 4.4, 4.5, 4.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», о чем должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Леймовой О.А. по результатам административного расследования составлен протокол № 03-05/783 об административном правонарушении от 18.12.2017 г.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Леймова О.А. в судебном заседании указала, что указанные в протоколе нарушения были установлены и подтверждаются материалами дела, факт устранения нарушения не подтвержден надлежащим образом, из представленных документов нельзя сделать вывод имело ли право лицо, которое осуществляло монтаж вытяжки производить данные работы, где были проведены работы. Доводы о том, что туалет для посетителей в данном предприятии общественного питания не обязателен, полагала необоснованными. Просила приостановить деятельность данного магазина-кулинарии, поскольку она влечет угрозу жизни и здоровья граждан.
Представители ИП Драпов Е.А. по доверенностям Вейсман Д.В. и Иванов А.В. в судебном заседании вину признали частично, указав, что на момент проверки ненадлежащим образом была смонтирована вытяжная система, не над всеми раковинами, нарушения устранены, что подтверждается актом. В части необходимости организации отдельного туалета с раковиной для мытья рук обязательного требования для магазина-кулинарии законодательство не содержит, что подтверждается судебной практикой Самарского областного суда. Полагали, что угрозы жизни и здоровью граждан деятельность магазина кулинарии не представляет, в связи с чем возражали против приостановки деятельности магазина. Не оспаривали то, что в помещении магазина-кулинарии имеется столик со стульями для посетителей, где посетители могут сидеть и кушать.
Выслушав участников производства по делу, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, и иное.
Согласно ст.17 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 24 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Пунктами 4.4, 4.5, 4.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» установлено, что производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. В помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции выполняется с противопыльным и бактерицидным фильтром, обеспечивающим подпор чистого воздуха в этом помещении. Отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой полимерной сеткой. Бытовые помещения (туалеты, преддушевые, комнаты гигиены женщин) оборудуются автономными системами вытяжной вентиляции, преимущественно с естественным побуждением. Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения. Устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения. Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
В силу п.3.14 указанного СП все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается. Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами. Во всех строящихся и реконструируемых организациях унитазы и раковины для мытья рук персонала следует оборудовать устройствами, исключающими дополнительное загрязнение рук (локтевые, педальные приводы и т.п.).
Данные Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (п. 1.2 Правил СП 2.3.6.1079-01).
В соответствии со ст. 6.6. КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина ИП Драпова Евгения Алексеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о том, что Драпов Евгений Алексеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары 25.12.2015 года за ОГРНИП №..., ИНН №...;
- коллективным обращением жителей дома №289 по ул.Ново-Садовая г.Самара о том, что в 2016 г. на 1 этаже их дома была открыта пекарня-кулинария «Хлебница», вентиляция которой установлена с нарушением санитарных норм, в жилых помещениях имеется запах жареного и горелого, что ухудшает качество их жизни, а кроме того в помещении пекарни установлены стол и стулья, где сидят и кушают люди, однако нет туалета и умывальника;
- распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки №03/223 от 23.11.2017г., вынесенным должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – заместителем руководителя Шерстневой С.А.;
- решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 24.11.2017 г., согласно которому проведение с 27.11.2017 г. по 22.12.2017 г. внеплановой выездной проверки в отношении ИП Драпова Е.А., осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу: 443079, г.Самара,ул.Ново-Садовая, 289, пекарня «Хлебница», согласовано с Прокуратурой Самарской области;
- актом проверки №03-5/256 от 18.12.2017 г., из которого следует, что в ходе проверки установлено, что 29.11.2017 г. в 12:40 час. при организации предприятия общественного питания «Хлебница» расположенном в жилом доме по адресу: г.Самара, ул. Ново-Садовая, 289, ИП Драпов Е.А. нарушил санитарно- эпидемиологические требования к организации питания населения в специально оборудованных местах, а именно: не все производственные, вспомогательные помещения оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией (отсутствует приточно-вытяжная механическая вентиляция в складском помещении, в производственном помещении по изготовлению (формовки) мучных полуфабрикатов, над двухсекционными моечными ваннами отсутствует локальная вытяжная система), в помещении предприятия общественного питания отсутствует туалет и раковина для мытья рук посетителей;
- протоколом об административном правонарушении № 03-05/783 от 18.12.2017 года, составленным уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, в котором представитель ИП Драпова Е.А. пояснил, что ведутся работы по устранению замечаний.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств и в их совокупности, приходит к выводу о виновности ИП Драпова Е.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, а именно в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Доводы представителей ИП Драпова Е.А. о том, что требования об оборудовании туалета и раковины для посетителей не обязательны для данного магазина-кулинарии со ссылкой на определение Самарского областного суда №33-4384/2014, основаны на неверном толковании норм права и судебной практики, поскольку из вышеприведенного п.3.14 Правил СП 2.3.6.1079-01 следует, что все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей, а из указанного определения суда видно, что рассматривалось дело в отношении нестационарного объекта, в связи с чем судом был сделан вывод о том, что для данного объекта требования п.3.14 СП 2.3.6.1079-01 не обязателен.
ИП Драпов Е.А. не представлено доказательств того, что организованное им предприятие общественного питания магазин-кулинария является нестационарной организацией.
Доводы о том, что выявленные нарушения в части оборудования надлежащей вентиляции были устранены на момент рассмотрения дела судом в полном объеме не подтверждены надлежащими доказательствами, из представленного акта видно, что работы проводились, но не указано место проведение работ и не подтверждено право лица, проводившего работы осуществлять монтаж вентиляционных систем в жилом доме.
Учитывая характер совершенного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ судом не усматривается, поскольку правонарушение посягает на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население, а следовательно не может быть признано малозначительным.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, общественную опасность, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, который впервые привлекается к административной ответственности, отсутствие по делу обстоятельств отягчающих административную ответственность.
Суд признает смягчающим ответственность обстоятельством частичное признание вины, принятие мер к устранению допущенных нарушений и полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.
Учитывая требования ст.3.1 КоАП РФ, фактические обстоятельства дела, принятие мер к устранению выявленных нарушений, суд полагает возможным назначить наказание в виде штрафа, поскольку считает его достаточным для достижения цели административного наказания. Оснований для назначения более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности лицу, впервые привлекаемому к административной ответственности, суд не усматривает.
Доводы должностного лица о том, что необходимо назначить наказание в виде приостановления деятельности индивидуального предпринимателя суд полагает не основанными на законе, поскольку санкция статьи предусматривает и более мягкое административное наказание в виде штрафа, невозможность применения которого в данном случае должностным лицом не доказана. При этом суд учитывает, что в случае наличия безусловной угрозы безопасности жизни людей административным органом при выявлении правонарушения принимаются меры к фактическому приостановлению деятельности соответствующего объекта, но в данном случае таких мер в отношении ИП Драпов Е.А. инспектором Управления Роспотребнадзора принято не было.
Кроме того, как указано в п.23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ).
Должностным лицом на момент рассмотрения административного дела не представлено доказательств наличия обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда от действий ИП Драпова Е.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ИП Драпова Евгения Алексеевича, дата года рождения, уроженца адрес, гражданина Российской Федерации, ИНН №..., зарегистрированного ИФНС России по адрес дата за ОГРНИП №..., зарегистрированного по адресу: г.Самара, ул.Юбилейная, 25-58, фактический адрес: г.Самара, Московское шоссе,41 7 этаж оф.715, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет: получатель УФК по Самарской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области), р/с 40101810200000010001 банк получателя: отделение Самара г. Самара, ОГРН 1056316019935, БИК 043601001, ИНН 6316098843, КПП 631601001, ОКТМО 36701000, КБК 14111628000016000140, УИН 0, назначение платежа – штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителя.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо предоставить в Октябрьский районный суд г.Самара в каб. 110.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Якушева