Дело № 12- 54/2017 Судья Сенин В.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
2 июня 2017 года г.Орел
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу администрации Должанского района Орловской области на постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28 апреля 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, выслушав объяснения представителя администрации Должанского района Орловской области по доверенности Дорофеевой Д.Г., поддержавшей доводы жалобы, возражения государственного инспектора дорожного надзора отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Должанскому району Орловской области Красова Е.Л., полагавшего обжалуемое решение законным и обоснованным, судья
установила:
постановлением судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28.04.2017 администрация Должанского района Орловской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, глава администрации Должанского района Б.Н. Макашов просит решение судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
Полагает, при вынесении оспариваемого постановления судья не учел, что полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения в границах городского поселения Долгое переданы администрации Должанского района с 03.10.2016. При этом в декабре 2016 года была подготовлена сметная документация на ремонт, согласно доведенным лимитам бюджетных средств на 2017 год проведен ямочный ремонт автомобильных дорог, 07.04.2017 на официальном портале закупок размещено извещение о проведение электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожной сети, 28.04.2017 заключен контракт на ремонт дорог, окончание работ по контракту – 30.05.2017.
Обращает внимание, что на данный момент ремонт дорог в пгт. Долгое производится ООО «<...>», и у суда имелись основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Проверив материалы дела в полном объеме, в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент привлечения администрации Должанского района к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон от 06.10.2003) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №477), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28.04.2017 администрация Должанского района Орловской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности послужил выявленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Должанскому району Орловской области 16.03.2017 в 12 час. 30 мин. на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> п. Долгое Орловской области факт невыполнения юридическим лицом - администрацией Должанского района Орловской области требований законодательства по соблюдению безопасности дорожного движения при содержании дорог, нарушение требований п. 3.1.1, п.3.1.2 ГОСТ 50597-93, а именно наличие повреждений проезжей части в виде выбоин глубиной до 14,5 см. размеры выбоин по ширине и длине превышают разрешенные размеры, чем нарушено требование п.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасности автомобильных дорог».
Из материалов дела усматривается, что согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 16.03.2017 и фототаблице к нему в п.Долгое на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> имеются повреждения проезжей части, просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 26.03.2017 и фототаблице к нему, на <адрес> в районе дома № в п. Долгое и на <адрес> в районе д. № в п. Долгое имеются выбоины, препятствующие движению транспортных средств, создающие угрозу безопасности дорожного движения, а также угрозу жизни и здоровью пешеходам.
Кроме того, вина юридического лица - администрации Должанского района Орловской области подтверждается и другими письменными доказательствами:
- определением № о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.03.2017, из которого следует, что на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> п. Долгое имеются повреждения проезжей части, просадки выбоины, затрудняющие движение транспортных средств и пешеходов;
-протоколом от 31.03.2017 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Должанского района Орловской области;
- объяснениями граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 от 26.03.2017.
Всем доказательствам судьей в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ дана оценка в их совокупности, на основании всестороннего, полного и объективного исследования.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оснований для освобождения администрации Должанского района Орловской области от административной ответственности в порядке ст.2.9 КоАП РФ судья не усмотрел, поскольку основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Между тем, при назначении административного наказания судья с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и всех обстоятельств дела, посчитав наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствий, финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, назначил наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в размере 100000 рублей.
Постановление о привлечении администрации Должанского района Орловской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
При этом существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления судьей районного суда не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решила:
постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу администрации Должанского района Орловской области - без удовлетворения.
Судья Л.И. Сафронова
Дело № 12- 54/2017 Судья Сенин В.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
2 июня 2017 года г.Орел
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу администрации Должанского района Орловской области на постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28 апреля 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, выслушав объяснения представителя администрации Должанского района Орловской области по доверенности Дорофеевой Д.Г., поддержавшей доводы жалобы, возражения государственного инспектора дорожного надзора отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Должанскому району Орловской области Красова Е.Л., полагавшего обжалуемое решение законным и обоснованным, судья
установила:
постановлением судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28.04.2017 администрация Должанского района Орловской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, глава администрации Должанского района Б.Н. Макашов просит решение судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
Полагает, при вынесении оспариваемого постановления судья не учел, что полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения в границах городского поселения Долгое переданы администрации Должанского района с 03.10.2016. При этом в декабре 2016 года была подготовлена сметная документация на ремонт, согласно доведенным лимитам бюджетных средств на 2017 год проведен ямочный ремонт автомобильных дорог, 07.04.2017 на официальном портале закупок размещено извещение о проведение электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожной сети, 28.04.2017 заключен контракт на ремонт дорог, окончание работ по контракту – 30.05.2017.
Обращает внимание, что на данный момент ремонт дорог в пгт. Долгое производится ООО «<...>», и у суда имелись основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Проверив материалы дела в полном объеме, в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент привлечения администрации Должанского района к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон от 06.10.2003) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №477), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28.04.2017 администрация Должанского района Орловской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности послужил выявленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Должанскому району Орловской области 16.03.2017 в 12 час. 30 мин. на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> п. Долгое Орловской области факт невыполнения юридическим лицом - администрацией Должанского района Орловской области требований законодательства по соблюдению безопасности дорожного движения при содержании дорог, нарушение требований п. 3.1.1, п.3.1.2 ГОСТ 50597-93, а именно наличие повреждений проезжей части в виде выбоин глубиной до 14,5 см. размеры выбоин по ширине и длине превышают разрешенные размеры, чем нарушено требование п.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасности автомобильных дорог».
Из материалов дела усматривается, что согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 16.03.2017 и фототаблице к нему в п.Долгое на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> имеются повреждения проезжей части, просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 26.03.2017 и фототаблице к нему, на <адрес> в районе дома № в п. Долгое и на <адрес> в районе д. № в п. Долгое имеются выбоины, препятствующие движению транспортных средств, создающие угрозу безопасности дорожного движения, а также угрозу жизни и здоровью пешеходам.
Кроме того, вина юридического лица - администрации Должанского района Орловской области подтверждается и другими письменными доказательствами:
- определением № о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.03.2017, из которого следует, что на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> п. Долгое имеются повреждения проезжей части, просадки выбоины, затрудняющие движение транспортных средств и пешеходов;
-протоколом от 31.03.2017 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Должанского района Орловской области;
- объяснениями граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 от 26.03.2017.
Всем доказательствам судьей в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ дана оценка в их совокупности, на основании всестороннего, полного и объективного исследования.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оснований для освобождения администрации Должанского района Орловской области от административной ответственности в порядке ст.2.9 КоАП РФ судья не усмотрел, поскольку основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Между тем, при назначении административного наказания судья с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и всех обстоятельств дела, посчитав наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствий, финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, назначил наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в размере 100000 рублей.
Постановление о привлечении администрации Должанского района Орловской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
При этом существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления судьей районного суда не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решила:
постановление судьи Ливенского районного суда Орловской области от 28 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу администрации Должанского района Орловской области - без удовлетворения.
Судья Л.И. Сафронова